«Литтлван» продолжает публиковать впечатления от совместной работы гештальт-терапевта Татьяны Гилевой и мамы двоих мальчиков Анны. Анна (здесь и далее имена изменены — прим. ред.) решила поучаствовать в проекте «Пять встреч с психологом». Ее дети — Андрей и Даня, 8 и 5 лет — постоянно конфликтуют друг с другом, выясняя отношения в драках. Как прошла первая встреча, можно прочитать в статье: Наше утро начинается с пробуждения под крики яростно дерущихся детей. Мы публикуем наблюдения и открытия психолога и мамы после второй встречи.
Встреча вторая
Заметки психолога
Мы сознательно взяли перерывы между сессиями по несколько дней, а не в неделю — нам важно было закончить занятия до осени, пока не началась учеба. Кроме того, перерыв между встречами не должен быть большим. Несколько дней — оптимально, чтобы информация успела обработаться, а задания выполняться и чтобы мы не успели отвыкнуть друг от друга,
Внимательно смотрю на Анну и пришедших детей. Я вижу улыбки на лицах, но одновременно ощущаю и напряжение, причем от всех троих. Чуть позже, когда начинается разговор, узнаю, что не задалось. Мальчики снова ругались из-за повода, который казался незначимым, но вызвал много эмоций. В итоге поругались все, а папа ушел на работу сердитым.
Анна сегодня выглядит усталой и грустной. Улыбается только Даня. Снова обращаю внимание на его, по моим ощущениям, чуть завышенную позитивность.
Андрей между тем, пока мы сидим, рисует невидимую границу между собой и Даней на диване рукой. И снова много раз и достаточно четко называет свои чувства, включая оттенки.
Слушаю, как выполнялось домашнее задание, наблюдаю и параллельно пытаюсь понять, что в работе сегодня будет актуальным и важным.
Главной задачей на день было посмотреть, как семья взаимодействует втроем, но имеющееся на данный момент напряжение тоже важно обозначить и дать ему место.
Предлагаю сегодня всем вместе строить город в песке. Ведь ничто не помогает выплеснуть чувства и заземлиться лучше, чем песочная терапия.
И вот тут результаты меня удивляют. Я рассчитывала увидеть, как же зарождается конфликт, а вижу кардинально другое: как парни отлично взаимодействуют и отлично, возможно, даже получая удовольствие, уступают игрушки друг другу.
В Даниной игре довольно остро звучит потребность в причастности и принятии — будут ли любить меня так? А так? А теперь?
Андрей, используя мягкие стратегии и как будто сдаваясь, обычно имеет даже больше ресурсов, чем Даня.
Мама при этом остается в стороне и говорит о том, что она очень устала и хочет, чтобы ее не трогали. Помимо усталости от постоянного включения в конфликты, фоном есть и личная история мамы — много тревоги, вины и необходимость держать чувства в себе.
Заметки мамы
Да, поторопилась я сказать, что спокойствие пришло в наш дом! Только один день было полегче. А дальше какой-то шквал агрессии! У старшего сына много накопилось к младшему, и это выплескивается в провокациях, постоянных задеваниях, стычках. А младший переключился больше на родителей. Минимальная сговорчивость забыта как явление. Ярость по малейшему поводу. Бурное сопротивление любым просьбам или требованиям. Даже задание психолога выполнять уже никто не хочет. Взрослые на грани. Я пыталась поддержать себя и мужа, вспоминая, что ухудшение — часть терапевтического процесса (меня предупреждали!). Но трудно было дождаться следующей встречи.
И вот мы у Татьяны. Дети тоже чувствуют, что обстановка накалилась, и сами рассказывают, что скандалов стало больше. А дальше мы заходим в комнату, где нас ждет песочница. Я собираюсь смотреть на все со стороны, подмечать, пытаться понимать, осознавать процессы, происходящие с детьми, переносить понимание на реалии жизни. Но оказывается, я участвую! Забавно, как немного нужно взрослому человеку, чтобы полностью включиться в игру и забыть о своих «взрослых целях».
Итак, мы втроем одновременно строим на песке каждый свою страну. Я с упоением ищу на полочках игрушки, которые мне помогут мою страну населить. Дети что-то обсуждают, как-то взаимодействуют. Кажется, у них интересные идеи. Но меня искренне занимает мой маленький уголочек песочницы и больше ничего. Все мои чувства и желания сосредоточились там.
Я сижу и тихо глотаю слезы, стараясь, чтобы дети не заметили. У них все хорошо, интересно. Они даже успели кое-чему научиться. А я остро переживаю осознание разрыва между моими истинными потребностями, моими ценностями и реальной жизнью. Больше всего мне хочется остаться одной в «своей стране», ни с кем не взаимодействовать, никуда не ходить, никого к себе не пускать. Мне не хватает одиночества, времени быть с собой, не хватает природы, ощущения жизни.
Мы обговариваем формат следующих встреч, получаем домашнее задание. Я остаюсь в своих ощущениях и размышлениях. Дома мы разговариваем с мужем. Несколько раз. У каждого свой взгляд на происходящее, на перспективы. Давно мы не разговаривали.
Мы замечаем, что младший стал поспокойнее. А еще я замечаю, что муж стал терпеливее.
Приятно видеть, как дети начинают применять в жизни правила, «полученные в песочнице». А у меня много непонятной тревоги и грусти. Мне кажется, что я не смотрю на что-то важное в своей жизни. Интересно, смогу ли я понять, что это.
Татьяна Гилева в «Вконтакте»