В поисках лучшей жизни учитель Руслан Хузин переехал из большого города в село Криулино, где остался жить и работать. Пару лет назад он завел личный блог, который принес ему известность далеко за пределами Свердловской области — сегодня у него более 45 тысяч подписчиков. Поговорили с педагогом-блогером о стереотипах и преимуществах работы в сельской школе, особенностях ЕГЭ, а также современном образовании в целом.
«Романтика деревенской жизни мне не близка точно»
— Для вас работа учителем — сбывшаяся детская мечта или стечение обстоятельств?
— Скорее, второе. Сначала я учился в Магадане в ныне Северо-Восточном университете. Но в 90-е была программа переселения жителей крайнего Севера в центральные регионы. И мы с родителями переехали в Свердловскую область. Я перевелся в местный Уральский педагогический университет на ту же специальность — «физика-информатика». Но меня взяли на курс младше из-за академической разницы. Да еще и платно. Поэтому я искал работу. Соседка преподавала в школе и предложила пойти к ним, так как их учитель уходил в декрет. Я согласился попробовать, потому что на практике в институте мне всегда нравилось работать в школе. Мэр написал письмо, что город нуждается в учителях, некому работать. Благодаря этому в институте мне сделали свободный график посещения.
В той школе я проработал до конца пятого курса. Когда получил диплом, директор у меня спросил: «Ну, что, остаешься?». Я ответил: «Нет. Я пойду искать другую работу». Я уже тогда понимал, сколько стоит труд учителя, что его не ценят, и хотел зарабатывать больше. И где я только после этого не работал…
— Как вы тогда оказались в сельской школе?
— В 2000-х были программы для молодых специалистов на селе. Участвуя в них, ты вставал в очередь на квартиру. Заманчивое предложение, согласитесь? Свою квартиру в Криулино я получил в 2008 году, отработав 5 лет в школе, и до сих пор в ней живу.
— А какие еще есть преимущества работы в сельской школе?
— Во-первых, стаж. В городе на него нужно работать гораздо больше часов, чем в сельской местности. Во-вторых, льготы. У меня высокая квартплата, но мне возвращают 60-70%. То есть полностью возмещают отопление, свет, капремонт и что-то еще. У городских учителей такого нет. В-третьих, отработав 10 лет в сельской местности, эта льгота сохранится за тобой пожизненно.
— Вы давно могли переехать в город. Что вас держит в селе? Природа? Квартира?
— Нет, романтика деревенской жизни мне не близка точно. Я городской житель. Квартирный человек, если хотите. Я ведь в детстве тоже жил в селе. У нас было свое хозяйство. Родители приучали нас с братом к труду. Но отец давал выбор: «Не хочешь работать руками — работай головой». Я всегда предпочитал второе.
Квартира тоже не сказать, что держит. Теоретически в 2013 году я действительно мог уже уехать. Мне просто нравится в селе. Оно довольно современное и плавно перетекает в город.
Если говорить о работе, то я себя комфортно чувствую и в большой школе, где в классе 35 человек, и в маленькой, где бывает и три.
«По технической оснащенности мы не беднее городских. Это стереотипы»
— С какими трудностями вы сталкиваетесь, работая в сельской школе?
— Много коррекционных классов. В городских школах я не помню, чтобы были отдельные классы для особенных детей. А так — все плюс минус одинаково. Раньше я много своих денег вкладывал в школу. Выигрывал гранты. Поэтому по технической оснащенности мы не беднее городских. Это стереотипы. С интернетом, разве что, большие проблемы. Когда из-за морозов или ремонта уходим на дистант, детям приходится выдавать планшеты с симками.
— Кстати, о стереотипах … Какие из существующих вы еще можете опровергнуть?
— У нас не типичная сельская школа. Мало кто из учителей, например, держит скотину. Хотя в деревнях подальше, ближе к Башкирии, такое есть: с утра пораньше дойка коровы, а после — работа в школе.
Нехватки педагогов у нас тоже нет. Раньше городским учителям было выгодно работать в селе: опять же из-за стажа, коммуналки. Да и дорога из города в Криулино занимает всего 15 минут на маршрутке. Но частая проблема, что, например, учитель математики берет на себя физику. Получается, вакансия закрыта, но по факту страдает качество — не может хорошо неспециалист проводить уроки.
— Сколько в среднем учеников в классах и растет ли их количество?
— Я работаю в самой большой школе района. В классах человек 15-20. Всего в школе 400 учеников. Я всегда смотрю по первоклассникам: их с каждым годом все больше. Криулино активно развивается, у нас строят много домов. К тому же сам Красноуфимск обрастает новыми районами. Наш школьный автобус собирает ребят из четырех населенных пунктов.
— Многие ли доучиваются до 11 класса?
— В нынешнем 11 классе всего трое ребят. Большинство уходит после девятого и поступает в техникумы в Красноуфимске. А есть выпускники, которые окончили вузы и вернулись обратно, чтобы работать в школе. Так что среди коллег — мои бывшие ученики. Зарплаты у нас хорошие для сельской местности.
«Не секрет, что блог тоже приносит доход»
— О своем учительском заработке вы вообще в блоге пишете открыто. С какой целью?
— Хочу, чтобы люди знали реальную картину. Не секрет, что блог тоже приносит доход. Многие коллеги говорят, что это их хобби, что они не ради денег. Честно? Я в это не верю. На одном энтузиазме долго работать невозможно. Особенно без отдачи. Все равно есть желание заработать.
— Именно желание дополнительного дохода побудило вас создать блог?
— Я этого никогда не скрывал. Я подписал соглашение с рекламным агентством, поэтому не могу называть сумму. Но она сопоставима с зарплатой учителя.
— Ученики знают о вашем блоге?
— Да, но аудитория там взрослая. Им не так интересно. Хотя недавно я начал выкладывать материалы про подготовку к ОГЭ по информатике. Поскольку у меня половина 9 класса сдает этот предмет в этом году.
— А коллеги как относятся?
— В целом положительно. Читают. Хотя пару раз меня вызывали в администрацию. Никому же не нравится правда.
«Дети на вопрос о будущей работе называют специальности, о которых не имеют серьезного представления»
— На ваш взгляд, чем современное школьное образование отличается от того, что вы получили в свое время?
— Я сам учился в сельской школе. И мне нравилось, что было много экскурсий. Сейчас их заменили на походы в батутный центр или кинотеатр. А мы ездили на реальные объекты, предприятия. Я был на телевидении, в диспетчерской вышке в аэропорту. Нам давали реальное представление о разных профессиях. Сейчас этого не хватает. Дети на вопрос о будущей работе называют, конечно, всякие специальности, но при этом не имеют о них серьезного представления.
— Изменился ли подход учителя к ребенку?
— Сейчас учителя мягче, детям дают больше свободы. Нас воспитывали в строгости. Помню, как девочкам смывали косметику. Сейчас в городской школе ребенок может сказать, что он не будет мыть доску. В деревне, конечно, большинство молча возьмет и протрет. Но дети все равно теперь лучше знают о своих правах и умеют их отстаивать.
— А как в современных реалиях, вы посоветуете родителям выстраивать отношения с детьми: быть в курсе всех его школьных дел, помогать с уроками или минимизировать свое вмешательство?
— Лучше, чтобы ребенок все делал сам. И как можно дольше учился без посторонней помощи. Я считаю, чем позже семья обратится к репетиторам, тем лучше. Нужно развивать в детях самостоятельное мышление и ответственность за свои знания. Иначе они будут бояться шаг сделать без чужой помощи. Когда сильные пробелы, то родители, конечно, могут помочь или сводить ребенка к репетитору несколько раз, но потом все равно вернуться в школу.
Если с самого начала сильно ограничивать свободу ребенка, навязывать свое мнение в вопросах литературы, например, то у него даже не будет шанса подумать самостоятельно, сложить свое представление о произведении или герое. Нужно общаться с детьми, задавать наводящие вопросы, а не сразу давать ответ.
У нас с дочкой, она учится в 7 классе в другой школе, доверительные отношения. Алина делится со мной порой такими вещами, которые не рассказывает маме. Я в свою очередь не навязываю ей свои знания по физике и информатике. Она пока отличница, но я говорю ей, что ничего страшного не произойдет, если у нее в четверти будут четверки.
«Физику сегодня изучать не очень просто»
— Вы преподаете физику и информатику. Как вы заинтересовываете учеников?
— Это не самые простые предметы. Плюс нет хорошей материальной базы. Я делаю упор на домашние эксперименты. Говорю: «Берем подсолнечное масло, молоко, майонез и измеряем их плотность». Можем по самой школе ходить и считать, сколько тратится электроэнергии в месяц. Я также люблю проводить уроки на улице. Осенью мы измеряем среднюю скорость пешеходов, машин.
Физику сегодня изучать не очень интересно. По сути, ученики читают параграф, учат формулы, иногда лабораторные делают. И на этом все. Поэтому я всячески стараюсь разнообразить задания из учебников, примерить их на реальную жизнь.
С помощью смартфона ведь еще можно многое сделать. Но у нас же абсурд. В понедельник — «Урок о важном». В конце него дети на телефонах голосуют: понравилось занятие или нет. И тут же убирают смартфоны. Начинается физика, и их уже нельзя доставать.
— Есть ли у вас какие-то ноу-хау для уроков информатики?
— Раньше я делал «минутку полезности» — в конце каждого урока показывал какой-то сервис или сайт. Причем полезный не только для информатики, но и других предметов. Сейчас стараюсь мотивировать собственным примером. Ребята знают, что я тоже из села, сейчас живу с ними в Криулино. При этом даю интервью, бываю на телевидении, выигрываю конкурсы, получаю за них материальные призы. Так что они тоже подтягиваются, когда видят стимул.
К тому же, мне важно, чтобы за время школы ребята освоили хотя бы одну программу: по монтажу, обработке фотографий, дизайну или созданию презентаций. Главное — получить навык, на котором впоследствии можно заработать. К сожалению, у многих мотивация заканчивается сразу после выхода из кабинета.
— Оценки не стимулируют?
— Как по мне, не особо стимулируют. Сама пятибалльная система не совершенна. Я давно не ставил хороших пятерок. По большей части я занимаюсь с коррекционными классами. У них максимальная оценка обычно три. Четверка считается чем-то космическим.
При этом в разных школах по-разному: где-то средний балл в 4,6 — это уже пятерка, где-то нужно 4,56, где-то — вообще 4,7. Также несовершенность системы видна на примере с ОГЭ. Частая история: ребенок еле наскребает на 3 в четверти, но сдает экзамен на 4, и в аттестат идет та оценка, на которую он в действительности предмет не знает.
— Учебники, программы по предметам: что в них удачно, а что лучше скорректировать?
— Сейчас обсуждают единые программы и учебники. Я же считаю, что у учителя всегда должен быть выбор. Если физика почти не изменилась, то по информатике я бы обновил учебники. Когда листаю презентации авторов, которые они подготовили к каждому параграфу, то встречаю там скриншоты программ 2007 года. Хотя, смех смехом, у нас в школе сейчас стоит Windows 2003, то есть компьютеры в моем классе ровесники старшеклассников.
«ЕГЭ дает больше возможностей»
— Как вы относитесь к ЕГЭ?
— Я за ЕГЭ. Мы, физики, всю жизнь проверяем свои знания решением задач. ЕГЭ — то же самое. Я помню, как сам сдавал экзамены: сначала в школе, потом в институте. Благо, город находился рядом. Но у меня изначально была мысль стать врачом. А ближайший медвуз находился в Хабаровске, в 1600 км от Магадана на самолете. Нужно было лететь, а это затратно — вдруг не поступил бы, поэтому от идеи пришлось отказаться. ЕГЭ дает больше возможностей.
— Много ли ребят выбирают сейчас сдавать ЕГЭ по информатике и физике?
— В последнее время нет. До ковида чаще выбирали. Сейчас президент обратил внимание на инженерные профессии, так что, скорее всего, сдающих физику будет больше. К информатике тоже есть интерес. Все, что делает Минцифры, работает. У меня сейчас одна девочка проходит «Код будущего» на «Госуслугах» (программа по программированию для школьников — прим. ред). Я сказал, что оценю в конце года всех, кто дойдет до конца.
— Как в целом сдают ЕГЭ выпускники вашей школы?
— Русский язык стабильно хорошо сдают. 96, 98 баллов точно было. По физике и информатике результаты были ближе к 80. Вообще по России стобалльников по физике, например, насколько я знаю, не так и много.
— Что вы можете посоветовать выпускникам 2023, которые будут сдавать физику или информатику?
— Старайтесь ежедневно выделять на эти предметы хотя бы час, два. Желательно, конечно, начинать готовиться в 10 классе. И заранее купите себе хороший калькулятор, чтобы привыкнуть к нему. Незнакомый может сильно подвести на экзамене. Бывает так, что, выполняя одно и то же математическое действие, получаешь при счете разные ответы.
Надо также понимать, что все зависит от вас, а не учителей. Многим плевать — их не уволят, зарплата тоже не уменьшится, если ученик не сдаст ЕГЭ. Да и одного-двух часов в неделю очень мало. Вам следует организовывать свою подготовку самостоятельно и много трудиться.
— А будущим выпускникам как правильно выстроить подготовку к ЕГЭ?
— Должна быть база. По физике нужно выучить все формулы. Нанимать репетитора, как мне кажется, необязательно. На 80+ баллов можно подготовиться самостоятельно. Сейчас много бесплатного в сети. Нужно найти 2-3 хороших, проверенных источника и готовиться по ним. По физике я всем советую канал GetAClass. А если с финансами все хорошо, то обратитесь в онлайн-школу. Это адекватные деньги и хорошие знания.
Обязательно советую подписаться на рассылки вузов, в которые собираетесь. И мониторить олимпиады, конкурсы. За призерство дают дополнительные баллы, а за победу повышают результат по профильному предмету до 100 баллов и иногда даже принимают автоматически.
Читайте также по теме:
- Учитель-блогер Андрей Федотов: «Я не хотел работать педагогом»
- Призер Всероссийского конкурса «Учитель года России-2020» Иван Меньшиков: «К ОГЭ я отношусь как к совершенно лишнему компоненту школьного образования»
- Блоги учителей: 10 интересных, на которые стоит подписаться родителям
- Илья Демаков: «Учитель оказывается плох, потому что не делает так, как хочется маме»