«Литтлван» продолжает знакомиться с педагогами, работающими в разных регионах России и ведущими блоги в социальных сетях. Сегодня о школе, цифровизации, уровне грамотности, чтении классики и ЕГЭ поговорили с Михаилом Солонниковым, учителем русского и литературы из Гатчинского района Ленинградской области.
О профессии, стереотипах и проблемах: «Желание быть учителем перевесило желание иметь больше денег»
— Учительская династия — ваша история?
— Нет, и даже не детская мечта. Я вообще учился в физико-математическом классе. Хотя связывать жизнь с точными науками не хотел. У меня была мечта поступить в театральный на Моховой. Вот только я не прошел. Встал вопрос: куда поступать? Подавать документы в вузы было уже поздно.
По совету матери я пошел в Некрасовский педколледж №1 на учителя русского и литературы, так как в будущем планировал еще раз поступать в театральный. К тому же, я всегда любил читать, писал стихи и прозу. Но так получилось, что я оказался в прекрасном месте с удивительными преподавателями. Сначала я безумно влюбился в литературу, а потом и в русский язык.
— Вы пришли в школу сразу после колледжа?
— Сперва я отслужил в армии. Когда вернулся, стал искать работу. С финансовой стороны профессия учителя была не самым привлекательным вариантом. Я пробовал устроиться в аэропорт. Но вспомнил студенческие годы, нравившуюся мне педагогическую практику... И желание быть учителем перевесило желание иметь больше денег. Так я в 2011 году оказался в школе в поселке Елизаветино.
— А какие особенности работы в сельской школе, пусть и не в глухой деревне?
— Основная — отсутствие социокультурной среды. Городские дети могут часто ходить в театры, музеи. У нас же возникают трудности с автобусами, их просто не найти. Приходится добираться на общественном транспорте.
Вторая — контингент. Много детей из неблагополучных семей. Работа классных руководителей нацелена на трудных подростков.
Есть и плюсы. Например, в классах мало детей, не больше 20 в среднем. Есть возможность каждому уделить внимание. К тому же, мы ближе к природе и можем проводить уроки на улице.
— Есть такой стереотип, что русский и литературу преимущественно преподают женщины. Правда ли это?
— Определенно. Я проходил курсы повышения квалификации. Так получилось, что я пропустил первые два занятия. Знакомая посоветовала расписаться за предыдущие встречи. Мол, проверять никто не будет. Но сделать это не получилось, ведь преподавательница сразу обратила внимание на появление мужчины в чисто женской аудитории.
— Вам тяжело работать в женском коллективе?
— Недавно с коллегой смеялись, когда собирали деньги на 8 марта. Вообще работать в женском коллективе мне нравится даже больше, чем в мужском. Вспоминая опять те курсы, преподавательница тогда сказала: «Девоньки, сегодня как обычно не получится — появился мужчина, придется себя сдерживать». Это работает и в обратную сторону. Становишься вежливее, обходительнее.
— С какими еще стереотипами приходилось сталкиваться?
— Считается, что работа учителя простая: посидел в школе до часу, потом домой пошел. Еще и каникулы несколько раз в год. Летом так вообще три месяца отдыхаешь. Многие удивляются, когда узнают, что на каникулах учителя тоже работают. Как правило, даже больше, чем обычно: добавляются отчетность и планирование.
— У вас четвертое по счету классное руководство. Какие плюсы/минусы?
— Это интересно. У классных руководителей более тесный контакт с детьми. Стараюсь со своим 7 классом почаще выбираться на экскурсии.
Прощаться тяжело. Хотя со многими бывшими учениками я поддерживаю связь. У некоторых уже тоже есть дети, мы дружим семьями. Главный минус — больше ненужной отчетности, которая съедает время.
— Будь такая возможность, что бы вы изменили в образовательном процессе?
— Отказался бы от цифровизации. Нельзя заменять ею живой урок. Я вообще ушел от презентаций, хотя раньше готовил их к каждому занятию. Сейчас мы работаем с книгами и доской. Я не вижу у детей сильной заинтересованности в видео или презентациях. Этим уже не удивишь.
К тому же, ВПР и подобные проверки — это то, что мешает уроку. Мы прекрасно понимаем, что нужны результаты. Соответственно, происходит натаскивание, а не обучение.
Третья проблема — мало кадров. Многие выпускники педвузов предпочитают работе в школе что-то смежное.
А главная проблема, конечно, — отсутствие единства оплаты труда. Зарплата московского учителя в разы отличается от той, что получает его коллега с юга России. Из-за этого многие берут немыслимое количество часов, а это уменьшает время на подготовку к занятиям и только вредит.
О грамотности и учебниках: «Всегда говорю ученикам, что читать нужно оригиналы»
— Как вы оцениваете уровень грамотности у современных школьников?
— Язык — живой организм. Некоторые изменения в нем, на мой взгляд, говорят о снижении общей грамотности. Например, изначально неправильную форму делают допустимой. Появляется вариативность. Причина безграмотности, конечно, не в социальных сетях и интернете, как многие думают. Скорее, они стали площадкой, где это стало видно массово.
— Что можно сделать?
— Работать над собой, читать. Сегодня ни у кого не возникает вопросов, зачем ходить в спортзал. Все знают, что тело нужно держать в форме. Так и с мозгом.
— Чего, на ваш взгляд, не хватает учебникам по русскому языку?
— Сейчас поменялся федеральный перечень. До этого у нас было 2000 непроверенных учебников. Но единые пособия — еще хуже. Я считаю, что у предметника должен быть выбор, по какому учебнику заниматься. Именно по русскому языку в перечне осталась только Ладыженская. В колледже на методике языка ее программу мы рассматривали как минимальный уровень.
— А что с учебниками по литературе?
— По литературе еще сложнее. Это ведь не наука, а искусство. Сейчас я часто обращаюсь к учебнику Архангельского и Смирновой. Там видна логика, чего нет в пособиях Коровиной. А именно они одни остались в федеральном перечне. Думаю, куда важнее было бы иметь не единый учебник, а хрестоматию с текстами произведений.
Литература, бедная, — такой предмет, который всегда рассматривают как инструмент какой-то идеологии. В советское время Швабрин из «Капитанской дочки» трактовался как положительный герой, потому что принял сторону угнетенных крестьян. Теперь им выступает Гринев. Понятно, что всеми этими интерпретациями и новыми методиками занимаются не литературоведы…
— Получается, в перечнях остались только худшие варианты?
— Скорее, примитивные. Но я абсолютно уверен, что для большинства учителей это не будет проблемой. В библиотеке можно взять оригиналы художественных текстов и принести их на урок. Только во время дистанционного или семейного обучения такие единые учебники, увы, не дадут знаний.
Иногда складывается впечатление, что цель литературы — в том, чтобы на выходе учениками были прочитаны «Евгений Онегин», «Мертвые души» и далее по списку. Но ведь куда логичнее, если бы темами уроков были не произведения, а, например, композиция или антитеза. Тогда учитель мог бы самостоятельно выбирать тексты и рассказывать на их примере, что такое, допустим, сюжет и фабула. Это и есть литература.
— Как вы относитесь к сокращенным художественным текстам в учебниках?
— Всегда говорю ученикам, что читать нужно оригиналы. В этом году разбирали повесть Николая Гоголя «Тарас Бульба» с 7 классом. Открыв учебник, я обнаружил, что самый проблемный вопрос, почему Андрий переходит на сторону врага, низведен до минимума. А сцены появления Панночки вообще нет. Я могу понять вырезанные сцены жестокости казаков, но какие-то эпизоды убирают необоснованно.
О сочинениях и списках книг: «Вся русская классическая литература написана не для детей»
— Если бы ученик спросил: «Зачем уметь писать сочинения? Зачем составлять цитатный план? Как мне это пригодится в жизни?», что бы вы ему ответили?
— Я был бы очень рад, ведь эта «зачемность» очень важна в обучении. Сочинения учат думать и выражать свою точку зрения. Понятно, что на ЕГЭ это шаблон, в который нужно впихнуть наблюдения над текстом. Однако настоящее сочинение — это умение интерпретировать и аргументировать свою позицию. В то время как цитатные планы помогают структурировать, обобщать информацию.
— Молодежь часто называют «нечитающей». С чем это связано и должны ли родители заставлять детей читать?
— У родителя, который попрекает ребенка «сидением» в телефоне вместо чтения книги, я бы спросил, чем он сам занимается? Какое у него сейчас произведение в руках? Или все-таки тоже телефон? Это должен быть уникальный ребенок, чтобы в нечитающей семье, где вообще нет книг, он вдруг заинтересовался литературой. Только своим примером можно влюбить ребенка в чтение.
Советую родителям книгу «Читай не хочу. Что мешает ребенку полюбить книги» Риммы Раппопорт. Там все объясняется. Дети сейчас читают! Другое дело — что. Вся русская классическая литература написана не для детей. Детства не существовало, когда писались эти книги.
— Если не классика, то что?
— Современная литература. Я задаю каждые каникулы список из 5 книжек. Как правило, актуальных авторов, хотя есть и претендующие на классику, как «Чучело». Книги подбираю по возрасту и интересам. В том числе советую зарубежную литературу. По прочитанному ученики делают творческие задания. Сначала мотивировал оценками, разумеется. Теперь ребятам самим интересно, ведь я рекомендую ту литературу, которая им откликается.
Помню, 1 сентября ко мне подошел учитель труда, его дочка учится в моем классе, и сказал: «Я не знаю, что ты с ней делаешь, но она все лето читала книги и теперь просит деньги на новые».
— Список литературы на лето нужен, на ваш взгляд? А главное, как осилить все это за каникулы?
— Не нужно читать все. Я составляю тоже немаленькие списки, но сразу объясняю ребятам, что они могут выбирать из каждого раздела по книжке. Не понравится одна — начнут другую. Важно, чтобы список состоял не из произведений, которые они будут проходить в следующем году, а из литературы, которую учитель сам прочитал и теперь рекомендует.
— Почему?
— Списки нужны как ориентир. Я в детстве не знал, что почитать, и взял в домашней библиотеке «Рэмбо». После нецензурного слова закрыл и поставил на место. У меня пошло отвращение к такого рода книгам. А мои списки помогают избежать таких ситуаций.
— А какое ваше самое любимое произведение и почему?
— Мой любимый поэт — Борис Пастернак, а писатель — Лев Толстой. Если выделять что-то одно, то на меня сильно повлияла повесть «Смерть Ивана Ильича». Там очень остро стоит вопрос «Что дальше?» после окончания человеческого пути. Мне нынешнему часто приходится рассуждать на эту тему.
Об ЕГЭ: «Это возможность поступить в иногородние вузы»
— Как вы относитесь к ЕГЭ по русскому и литературе: какие задания нравятся, какие нет?
— ВПР я ругаю, потому что там ничего нет. ЕГЭ не буду. Это возможность поступить в иногородние вузы. Хотя, конечно, оно тоже ориентировано на натаскивание, а не знания. В сочинении по русскому нужно обязательно согласиться с авторской позицией, несогласия ведь не может быть.
Я веду вечерние курсы по подготовке к экзамену по русскому языку, так что знаю задания, которые можно решить, не читая. Например, в 6 номере эпитет всегда выделен курсивом. Где-то часто повторяется одна и та же комбинация цифр. Репетитор расскажет о таких лайфхаках, соответственно, ученику уже не нужно знать, что такое функциональный стиль речи, например.
В литературе то же самое: тестовые задания сведены до минимума, а развернутые проверяют не столько знания, сколько внимательность и понимание критериев.
— Есть ли у вас собственные методики подготовки к ЕГЭ?
— Я сторонник того, что нужно сначала иметь хорошую теоретическую базу, а потом постоянно практиковаться и прорешивать задания. Учеников я готовлю не только по вариантам ЕГЭ. Часто провожу словарные диктанты и даю другие задания. Например, на поиск ошибок.
Готовлю к ЕГЭ по русскому я с 2014 года. Обычно ученики сдают выше 70. Лучший результат был, по-моему, 92 балла.
— Какие самые лучшие, на ваш взгляд, ресурсы для подготовки к ЕГЭ по литературе и русскому?
— Я рекомендую только ФИПИ. Ресурсов стало так много, что где-то хорошо одно, где-то другое. Где-то дают полную базу теории, где-то неплохо разбирают сочинения. Единого хорошего ресурса я не знаю.
— Есть мнение, что по литературе и русскому языку получить 100 баллов легко. Согласны?
— Это к вопросу о стереотипах. Мол, что там ваша литература. То ли дело математика или физика. Так могут говорить только люди, которые с этим никогда не сталкивались. Получить по литературе высокий балл труднее, чем по русскому. Сложность в том, что художественные тексты могут быть по-разному интерпретированы. Так что в ЕГЭ по литературе важно именно знание авторской позиции. Личной там нет.
На ЕГЭ по обоим предметам также требуется строгое соблюдение речевых норм. Многие не понимают, почему Маяковскому можно писать так, а они должны проще, иначе снизят баллы.
— Какие вы можете дать советы выпускникам 2023, которые будут сдавать ЕГЭ по литературе/русскому языку?
— Нужно уже точно понять, что вы сдаете экзамен, который вам действительно нужен. Не отступайте от намеченных целей. И просто каждый день занимайтесь практикой. Вот только не делайте ничего в последние дни. Дайте себе поваляться на диване. Часто можно узнать в последний момент что-то не то и выдать эту ошибку на экзамене.
— А что делать тем, кто только начинает готовиться, хотя осталось меньше месяца?
— В первую очередь нужно разобраться в заданиях, которые дают больше всего баллов. Обязательно знать структуру сочинений и критерии. По литературе советую читать не краткие содержания, а разборы произведений, анализы. Они лучше запоминаются.