Ежегодно 11 октября отмечается Международный день девочек. Поэтому сегодня «Литтлван» решил вспомнить рекомендации врачей и психологов, которые могут быть актуальны родителям юных дам разного возраста. Речь в них — про менструацию, высыпания на коже, первый секс, отношения с матерью, формирование характера, расстройство пищевого поведения и ... похвалу.
О менструации у девочек
Екатерина Горовая, детский гинеколог, консультант по грудному вскармливанию: «О начале менструации в ближайшем будущем сигнализирует появление вторичных половых признаков. У женщин развитие половой системы начинается с запуска работы яичников, которые начинают вырабатывать эстроген. Первый признак того, что у девочки началось половое развитие, — увеличение молочных желез. Вслед за этим появляется оволосение подмышечных впадин и лобка. И все это прогрессирует. Если началось увеличение молочных желез и появилось оволосение, то уже в любой момент можно ждать менструацию. Как скоро, зависит от работы яичников. Все индивидуально.
Если у девочки в 13 лет при отсутствии менструации нет вторичных половых признаков — это повод обратиться к детскому гинекологу. В этом возрасте они должны уже быть. Если в 16 лет нет менструации даже при наличии вторичных половых признаков, это тоже повод обратиться к гинекологу.
Преждевременное половое созревание — всегда патология. Мамам надо знать, что появление вторичных половых признаков до 8 лет считается преждевременным и требует коррекции. Нужно это отслеживать, только тогда врачам удается купировать преждевременное половое созревание. Это важно: если у девочки раньше времени начинаются месячные, то у нее раньше положенного закрываются зоны роста костей. Она останется очень низкорослой. Эстрогены влияют на зоны роста костей, и после начала месячных активного роста же не будет».
Об отношениях матери и дочери
Мэг Микер, мать четырех дочерей и педиатр с 30-летним опытом работы: «Когда ваша дочь еще юна и учится в старшей школе, ей нужно ощущение безопасности, которое она получает от мысли о том, что рядом с ней есть взрослый человек. Вы являетесь для дочери авторитетом, способным направить ее на правильный путь и защитить. Когда мама ведет себя с дочерью как подруга, ребенок теряет уверенность в матери. Потеряв уверенность, дочка перестает чувствовать себя защищенной. Она больше не считает, что может доверять суждениям мамы, думает, что мама не сможет дать ей полезный свод правил, помочь с выбором пути. Девочка-подросток, живущая с матерью, которая берет на себя роль подруги, воспринимает ситуацию так, будто взрослый человек с ней соревнуется. Так могла бы делать сестра, но не мама. Матери, которые хвалятся тем, что «могут носить джинсы дочки», показывают своим детям, что ничем от них не отличаются, и дети начинают считать себя обманутыми. Хорошая мама не претендует на место дочери. Так что, мамы, общаясь со своим ребенком, оставайтесь в роли матери, а если вам хочется общаться с кем-то наравне, то обратитесь за этим к мужу, но не к дочери. Девочкам не хочется дружить с мамой, пока они не станут взрослыми».
О формировании характера и яркости
Александр Ройтман, психолог: «Как девочке стать яркой и интересной? Позволить ей заниматься творчеством и примерять на себя разные роли. Осознать, что можно быть разной, а не только трепетной ланью, к примеру, — а для этого пойти в театральную студию или кружок актерского мастерства. У девочек должно быть много инструментов для проявления и объяснения себя: ум, тело, руки. Очень важно, чтобы девочка одновременно развивала интеллект, танцевала, занималась рукоделием и… думала: «Драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота!».
С возрастом у девочки сами собой появятся новые краски — их добавят работа, хобби, новые знакомства, спорт, раскрывающиеся горизонты жизни. Ну а если всю жизнь ходить по одной и той же дорожке, стать особенно яркой или интересной вряд ли получится — и тогда, в порядке компенсации, девушки стараются подчеркнуть инфантильность как некий универсальный барби-стиль или happy-style».
О лечении акне у девочек
Екатерина Хачатрян, дерматолог, постоянный участник заседаний Российского общества Дерматовенерологов и косметологов, член Европейского общества дерматовенерологов EADV: «Если есть только единичные не воспалительные элементы, например, черные точки, подкожные узелки, то обычно рекомендуется коррекция ухода и терапия в виде наружного нанесения препаратов-ретиноидов. Это могут быть кремы или гели, которые обладают выраженным противовоспалительным действием. Хотя даже если элементы не воспалены, все равно нужен противовоспалительный препарат: в глубоких слоях кожи все равно минимальное воспаление присутствует. Плюс эти средства обладают отшелушивающим действием, борющимся с возникновением закупорки сальной железы, и немного подавляют бактерии, которые участвуют в возникновении процессов воспаления.
При средней степени тяжести акне, правда, официальной единой градации по степеням до сих пор не существует, используются наружные комбинированные препараты. Они помимо ретиноидов могут содержать бензоин пероксид, который усиливает их действие, либо антибиотик. Несмотря на то, что препараты с последним назначаются для наружного применения. Курс такой терапии ограничен по времени — не больше 2 месяцев. Это делается, чтобы не вызвать резистентность бактерий в этому антибиотику у конкретного пациента. Если же это не срабатывает, тогда могут добавляться препараты для приема внутрь. В тяжелых или неподдающихся наружному лечению случаях, можно использовать ретиноиды. Есть несколько препаратов этого ряда для внутреннего применения. И это лучшее, что мы можем сейчас предложить. Для девочек могут быть также рекомендованы оральные контрацептивы, которые действуют по типу замещения. На сальную железу оказывают влияние андрогены, мужские половые гормоны, а женские, наоборот, снижают, ее активность. Мы добавляем женских половых гормонов, а мужские вытесняем. Сейчас используются очень низкодозированные оральные контрацептивы. Это хорошо исследовано и безопасно, никаких проблем с фертильной функцией после их приема пациентки не испытывают».
О первом сексе
Людмила Петрановская, семейный психолог, автор курсов и вебинаров: «Кто сказал, что секс в 13 девочке не нужен? Может быть, он ей нужен. Дети разные, и есть те, которые в 13 вполне осознают, что он им нужен. С точки зрения природы такой ребенок часто — вполне уже половозрелая особь. Но в любом случае вы можете поговорить с дочкой о том, что секс — это не просто физический акт. Что это момент очень высокой уязвимости, связанный с тем, как ты будешь к себе относиться в дальнейшем, как ты будешь себя чувствовать. Это момент, когда тебя легко обидеть, когда легко сделать тебе неприятно, больно, стыдно. Это ситуация, которая требует бережного отношения к себе, заботы о себе. Это может случиться раньше, позже, это не обязательно должно быть с единственным, и дело не в «дождись» или «не дождись единственного». Это должно произойти с человеком, в котором ты абсолютно уверена. Который будет с тобой бережным, осторожным, уважительным, внимательным, который не воспользуется твоей уязвимостью».
О причинах булимии и анорексии у девочек
Инга Кузнецова, психолог-консультант и семейный психотерапевт: «Чаще всего причина расстройства пищевого поведения очень простая. Подросток сомневается в том, что его любят, что с ним считаются, что его уважают, принимают. Запустить процесс могут как серьезные события: смерть близких, переезд, смена класса, так порой даже случайные фразы родителей относительно внешности подростка. Когда тело начинает меняться, дети становятся очень чувствительны к высказываниям других людей относительно того, как они выглядят. И, как правило, любые высказывания чувствуют как критику. Им самим нужно время на то, чтобы привыкнуть к новому себе, они могут бояться изменений, не принимать их. И родительские комментарии они слышат как «Ты неправильный. Ты некрасивый. Ты мне не нравишься. Я не люблю тебя таким. Я хочу, чтобы ты изменился/не менялся». Как правило, в семьях подростков с булимией/анорексией есть большое напряжение между членами семьи. Накопившиеся обиды, претензии, злость, ревность, печаль, горе. Причем, что важно, непроговоренные и не очень хорошо осознаваемые. Подросток чувствует, что ему плохо, но при этом ему не к кому обратиться за помощью. При этом семья может быть полной и внешне абсолютно благополучной. Но если родители не воспринимают ребёнка всерьёз, если они слишком властные или чересчур отстраненные, ребенок будет чувствовать себя одиноким. И со своими проблемами будет пытаться справляться самостоятельно. Как умеет».
О похвале девочек
Елена Романова, психолог: «Дочку регулярно важно хвалить не только за что-то, но и просто так: «я люблю тебя за то, какая ты есть», «красавица моя», «спасибо, умница моя», говорить комплименты, и здесь особенно важна роль папы, ведь его мнение во многом формирует самооценку дочери. Девочки более тактильные, нежели мальчики, и эту особенность важно учитывать при поощрении. Слова одобрения, сопровождаемые объятиями, поглаживаниями, поцелуями, физическими проявлениями нежности, будут более значимыми для девочек. Девочки чаще нуждаются в похвале и более эмоционально воспринимают наказание. Более обидчивые и впечатлительные, девочки весьма чувствительны к словам, которые они слышат во время наказания. Сказанное родителями в сердцах девочка, в отличие от мальчика, может запомнить надолго».