Первая в России женщина-врач, композитор, капитан дальнего плавания, астроном. Что их всех объединяет? Специально для девочек и их родителей публикуем вдохновляющие отрывки из книги «Истории для маленьких мечтательниц» (издательство CLEVER), рассказывающие о смелых соотечественницах, которые стали первооткрывателями в своем деле, совершили настоящие подвиги и не опускали руки даже в самых сложных ситуациях.
Валентина Серова — первая в России женщина-композитор
(1846–1924)
Трудно было найти в Москве семью менее музыкальную, чем купеческая семья Бергманов: отец не знал ни одной песни, мать знала всего одну. Но их дочери Валентине, девушке с безупречным слухом и прекрасной музыкальной памятью, это не помешало стать ученицей Московской консерватории.
Овдовев в возрасте 25 лет, она начала работать над наследием мужа (музыкального критика и композитора Александра Серова - ред.). По черновикам и памяти завершила оперу Серова «Вражья сила» и восстановила сюиту «Ночь перед Рождеством». А потом Валентина и сама написала оперу «Уриэль Акосто», посвященную трагической судьбе известного голландского философа. Премьера оперы в Большом театре в 1885 году имела большой успех. Вся Москва аплодировала автору — первой в России женщине-композитору. В одной из постановок главную партию исполнил легендарный Фёдор Шаляпин. А всего Валентина Семеновна создала пять опер.
Другой ее страстью стало музыкальное просветительство. Серова подолгу жила в деревнях и обучала крестьянских детей музыкальной грамоте, ставила спектакли, создавала деревенские хоры.
Фатима Бутаева, изобретатель лазера
(1907–1992)
Когда умерла ее мать, Фатиме было всего восемь лет. Как старшая из пяти детей, она взяла на себя работу по дому. Убирала, стирала, готовила, доила коров… В школу ходила урывками. Лишь в 15 лет, когда в доме появилась мачеха, она начала учиться, как и остальные дети. А после школы удивила всех — уехала в Москву и поступила в педагогический институт. Для горской девушки в 1920‑х годах это был очень смелый, отчаянный поступок.
Получив диплом, Фатима два года преподавала физику и математику. Но она мечтала заниматься наукой всерьез. В особенности ее интересовали новые источники света и люминофоры (светящиеся вещества). Она много занималась самообразованием. А во Всесоюзный электротехнический институт пришла сначала на скромную должность лаборантки. Но уже через несколько лет она стала заведовать лабораторией.
Первым ее крупным изобретением (под руководством академика С. И. Вавилова) стали лампы дневного света.
А в 1951 году Фатима Бутаева вместе с известными физиками Валентином Фабрикантом и Михаилом Вудынским приблизилась к тайне волшебного луча. Они изобрели первую лазерную установку — «аппарат импульсного заряда для усиления света». Их работа во многом опередила свое время — официально изобретение было признано лишь тринадцать лет спустя, когда в США уже появились свои лазерные установки.
Зинаида Ермольева, «русская мадам Пенициллин»
(1898–1974)
Композитор Петр Ильич Чайковский умер от холеры — страшной болезни, уносившей каждый год тысячи жизней. Прочитав об этом, гимназистка Зина Ермольева решила, что посвятит жизнь изобретению лекарства от холеры.
Ермольева была совершенно бесстрашной. Ей было 24 года, когда в Ростове, где она жила, началась эпидемия холеры. Она совсем недавно закончила медицинский факультет Донского университета. Чтобы понять, как происходит заражение, микробиолог провела над собой очень опасный эксперимент — выпила склянку зараженной воды и заболела. В тяжелом состоянии она проводила исследования. К счастью, она выздоровела. А ее наблюдения помогли ей со временем изобрести комплексный бактериофаг — то самое лекарство ее мечты. Но она пошла дальше — ее бактериофаг лечил и от брюшного тифа, и от дифтерии.
В 1943 году Зинаида Виссарионовна предложила рецепт первого отечественного антибиотика — его назвали крустозин, или пенициллин. А люди прозвали его «живая вода» — он возвращал к жизни людей, умиравших от заражения крови.
Наталья Малышева, первая женщина-конструктор ракетных двигателей
(1921–2012)
В 1941 году она, дочь московского врача, пошла на фронт добровольцем. И стала военным разведчиком. 18 раз она совершала глубокие рейды в тыл врага, сутками лежала в снегу, слушая переговоры немцев, вытаскивала товарищей из‑под огня... В отставку вышла в звании капитана. Можно ли было не пустить ее (уже студентку Московского авиационного института — ред.) в группу конструкторов?
Наталья стала ведущим конструктором ракетных двигателей. Наталья работала вместе с легендарными учеными С. П. Королевым и А. М. Исаевым. Она участвовала в создании двигателей, которые выводили с орбиты первые баллистические ракеты и космические корабли. Корабль «Восток» с первым космонавтом Юрием Гагариным вернулся на Землю благодаря разработкам Малышевой. А потом Малышева создавала двигатели для зенитно-ракетных комплексов.
В начале 1990‑х она снова всех изумила. Наталья Владимировна стала монахиней — матушкой Адрианой.
Евгения Рубинштейн, первая женщина-климатолог в мире
(1891–1981)
Она родилась в семье мастера-часовщика в Нижнем Новгороде. Гимназию окончила с золотой медалью и поступила на Высшие (Бестужевские) женские курсы в Санкт-Петербурге. Это было первое в России высшее учебное заведение для женщин. С 1911 года диплом Бестужевских курсов был приравнен к университетскому.
Ее интересовала наука о поведении погоды — климатология. Ее первая научная работа была посвящена теории вероятностей в прогнозировании погоды. Так Рубинштейн стала первой женщиной-климатологом — не только в СССР, но и во всем мире.
В 1936 году она стала руководить Институтом климатологии. Большую известность ей принесла серия справочников-атласов «Климат СССР» (1928). Ничего подобного в мире еще не было. Ученые за рубежом восхищались глубиной и неординарностью подхода советских климатологов.
Под ее руководством учёные написали «Курс климатологии» — по нему учились несколько поколений студентов. А в 1966 году вышла её книга «Современное изменение климата» (в соавторстве с Л. Полозовой).
Надежда Суслова, первая женщина-врач в России
(1843–1918)
Обе дочери бывшего крепостного Прокофия Суслова, разбогатевшего на производстве ситца, вошли в российскую историю. Старшая — как роковая красавица, возлюбленная Достоевского и прототип многих его героинь. Младшая — как первая женщина-врач в Европе и в России.
Надежда начала учиться в Медико-хирургической академии в Петербурге в 1862 году, когда женщин не принимали еще ни в один университет. Ей разрешили присутствовать на лекциях как вольнослушательнице — без права сдавать экзамены и получить диплом. Но через год власти запретили и это, и Надя уехала за границу.
В Цюрихском университете ей поначалу тоже отказали со словами: «Женщина-студент — дело небывалое». Но потом все‑таки приняли в порядке исключения.
В 1868 году она наконец получила право вести врачебную практику и много лет работала врачом в Петербурге, в своей родной Нижегородской губернии и в Крыму.
«За мной придут тысячи», — предупреждала Суслова и не ошиблась. Вскоре в Петербурге открылись Высшие врачебные курсы для женщин, потом Женский медицинский институт. Благодаря Надежде Сусловой тысячи российских женщин стали профессионалами и смогли найти свое призвание.
Пелагея Шайн, первая женщина-астроном в России
Астроном (1894–1956)
Крестьянская дочь Паня Санникова выросла на Северном Урале. Ее отец, нигде не учившийся, но очень начитанный, приложил много сил для образования дочери. Сначала она ходила в сельскую школу, потом блестяще, с золотой медалью, окончила гимназию в Соликамске и поступила на физико-математическое отделение Высших женских (Бестужевских) курсов.
В начале 20‑х она познакомилась с Григорием Шайном, астрономом, и вскоре они поженились. Вместе они уехали сначала в Пулковскую обсерваторию под Петроградом, а потом в Крым, в Симеизскую обсерваторию. В то время там устанавливали крупнейший в СССР астрограф (телескоп для фотографирования звёзд). Там, на горе Кошка, над Голубым Заливом, она прожила всю оставшуюся жизнь.
Пелагея начинала как помощница мужа, астроном-вычислитель, но вскоре заявила о себе как самостоятельный, яркий ученый. В 1928 году она стала первой в мире женщиной, открывшей малую планету (астероид). Этот астероид назвали Полония. А всего она открыла 19 малых планет и 150 переменных звёзд. Пелагее Федоровне принадлежат около сорока научных работ, опубликованных в советских и зарубежных изданиях.
Екатерина Пешкова, первая российская правозащитница
(1876–1965)
Первая российская правозащитница родилась в семье дворянской, но сильно обедневшей: ее отец был разорен и часто болел. Катя Волжина уже в 4-м классе начала зарабатывать репетиторством. Окончив гимназию с медалью, она пришла корректором в «Самарскую газету».
Там она встретилась с талантливым автором-фельетонистом из Нижнего Новгорода — Алексеем Пешковым, писавшим тогда под псевдонимом Иегудиил Хламида. Конечно же, Катя не знала, что уже совсем скоро Пешков, он же Максим Горький, станет одним из самых знаменитых и богатых русских писателей, а читать его будет весь мир.
Они назвали детей своими именами — Максим и Екатерина. Семейная жизнь разладилась, но бывшие муж и жена навсегда остались близкими друзьями и соратниками.
В 1917 году Екатерина Пешкова создала Московское общество Красного Креста для помощи политическим заключенным. Это была первая правозащитная организация в Советской России. К ней сразу же пошли тысячи отчаявшихся людей —родные несправедливо арестованных, осужденных, сосланных.
После закрытия властями Красного Креста она создала новую правозащитную организацию — Помполит (помощь политическим заключенным). В 1938 году власти закрыли и ее. Но и после этого Екатерина Павловна продолжала, используя свои связи и авторитет, спасать людей, ставших жертвами беззакония.
Валентина Гризодубова, первая женщина-герой СССР
(1909–1993)
В юности Валентина свободно владела французским и немецким языками и училась в консерватории. Но она стала не пианисткой, а легендарной летчицей СССР — «лучшей летчицей всех времен и народов», как говорили ее коллеги.
Она установила пять мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полёта. А в сентябре 1938 года Валентина, командир самолета АНТ-37 «Родина», совершила рекордный беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток. Ближе к концу пути «Родина» оказалась в аварийной ситуации — без карт, без радиосвязи и почти без топлива. И в этих условиях Гризодубова сумела посадить самолет на брюхо (без выпуска шасси) в тайге. Посадила виртуозно, не повредив самолета. Все члены экипажа «Родины» (Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова) стали первыми женщинами — Героями Советского Союза.
Когда началась Великая Отечественная война, она приняла командование полком авиации дальнего действия. Всего Гризодубова совершила 204 боевых вылета, из них 132 ночных.
Анна Щетинина, первая в мире женщина-капитан дальнего плавания
(1908–1999)
Анна Щетинина родилась под Владивостоком на станции Океанской. С большим трудом, преодолевая скепсис бывалых моряков-преподавателей, она поступила во Владивостокский морской техникум. Училась отлично и не боялась никакой чёрной работы в море.
Начинала юнгой, грузчиком, палубным матросом. В 24 года получила штурманский диплом, а в 27 — капитанский. В начале Великой Отечественной она под бомбежками эвакуировала людей из Таллина (Эстония). Потом на Дальнем Востоке перевозила грузы из США и Канады.
Ее ювелирное мастерство вождения, гениальная интуиция, терпение и хладнокровие в опасных ситуациях не раз спасали и корабль, и людей. В 1936 году она более 11 дней выводила «Чавычу» из ледового плена в Охотском море — ей удалось избежать серьезных повреждений. В 1943 году она приняла в США новый пароход — «Жан Жорес». Однажды во время шторма в Аляскинском заливе корпус корабля треснул посередине. До берега было очень далеко. Щетинина организовала спасательные работы: моряки, просверлив отверстия, стянули корпус, и «Жан Жорес» дошёл до берега.
После войны капитан совмещала морские рейсы с преподаванием в Ленинградском и Владивостокском мореходных училищах, писала книги и учебники. Она посвятила морю 50 лет жизни, плавала капитаном на 15 кораблях. И сама воспитала около 100 капитанов.
Дарья Михайлова (Севастопольская), первая военная сестра милосердия
(1836–1892)
В 1854 году началась Крымская война. После сражения на реке Альме, проигранного русской армией, по обочинам дорог на голой земле лежали сотни раненых солдат. Многие умирали, не дождавшись врачебной помощи.
В эти дни 18‑летняя Даша Михайлова, дочь покойных прачки и матроса, остригла косы и надела матросскую робу. Она продала корову и купила повозку, запасы белого полотна и вина. Соседи решили, что девушка просто повредилась рассудком после недавней смерти отца.
Но Даша была в ясном уме и твердой памяти. На своей повозке она собирала раненых, защитников Севастополя, с поля боя и отвозила их в тыл, в госпиталь. Часто под огнем, под обстрелом. Как могла, обрабатывала и перевязывала раны, утешала, успокаивала. Ни медицинских знаний, ни умений у нее не было — только сострадание, только горячее желание облегчить участь. Даша Севастопольская (так ее прозвали) стремилась помочь всем — и русским, и французам, и англичанам. Ее повозка, прозванная в городе «каретой горя», стала первым в армии передвижным пунктом скорой помощи. Вдохновленные ее примером, к ней стали присоединяться горожанки — жены, сестры и матери солдат и офицеров.
А потом Даша начала работать в военном госпитале. Она помогала на операциях знаменитому врачу Николаю Ивановичу Пирогову, основоположнику военно-полевой хирургии.
Так в России возникло первое движение военных сестер милосердия — женщин, которые по велению сердца шли под огонь ради спасения раненых солдат.