Екатерина Бурмистрова: «Проблема возрастного материнства — в голове»
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Екатерина Бурмистрова: «Проблема возрастного материнства — в голове»

Случаев, когда до решения родить ребенка женщина «доходит» уже будучи в зрелом возрасте, все больше. И в мировой практике первая беременность в 40+ давно не считается чем-то из ряда вон выходящим. Но у нас, увы, «старородящей» все еще могут назвать даже в 28. О том, как справляться с реакцией окружающих на позднюю беременность, в чем искать поддержку и чего бояться, «Литтлван» поговорил с Екатериной Бурмистровой — психологом, блогером и мамой 11 детей.

Фото: Mikhail Nilov, pexels

Екатерина Бурмистрова, — многодетная мама, семейный психотерапевт, детский психолог, автор 10 книг. Вместе с мужем Михаилом основала онлайн-школу для родителей.


«Важно дать себе сосредоточиться на беременности»

Екатерина Бурмистрова

— Впервые забеременевшие после 40 лет часто рассказывают, что испытывали страх: хватит ли здоровья и сил, как все пройдет, как отреагируют близкие…

— После определенного возраста очень мощно включается страх, что может родиться малыш с физической патологией. Например, есть мнение, что после 36 лет возрастает риск родить ребенка с синдромом Дауна. Но это сведения 30-летней давности! Сегодня такие дети рождаются и у молодых матерей. Равно как и женщины в возрасте вынашивают совершенно здоровых детей. Но этот страх работает мощнейшим образом. При этом у нас возраст, когда женщина рожает первого ребенка, неуклонно увеличивается. Особенно в среднеобеспеченных образованных слоях. То есть проблема возрастного материнства в голове.

— Но есть же и реальные сложности?

— Беременность и роды в возрасте могут быть тяжелее, да. Но дело даже не в нагрузке, а в изменении уклада жизни. До этого вы все время заботились о себе, в лучшем случае — о партнере, карьере, питомце, а тут на время надо заботы полностью переключить на другое.

Еще возрастным мамам невероятно важно понижать уровень тревожности и планку перфекционизма. Это проблема. Обычно в 40 лет — уже «сложившиеся» люди. Они в жизни чего-то достигли, не зря же так долго откладывали рождение ребенка. Это люди, которые строили свое благополучие, либо преодолевали детские травмы, либо очень долго искали партнера. То есть их планка очень высока. Часто такая женщина говорит себе: «Я приняла это решение и должна со всем справиться, остаться хорошей везде». Но нет, не должна! Если силы остаются, то да. Но важно дать себе возможность сосредоточиться на беременности.

«Важен лояльный врач, который будет относиться к ситуации как к нормальной»

— Есть какие-то практические вещи, которые могут помочь в позитивном настрое?

— Очень важен лояльный врач, который будет к этой ситуации относиться как к нормальной. Нужно искать гинеколога, встреча с которым не травмировала бы при каждом посещении.

Еще считаю, тем, кто рожает после 40, нужно обязательно ходить на курсы подготовки к родам. Онлайн-образование для родителей — хорошо, но лучше выбрать очные занятия, если есть такая возможность. Вы там увидите других людей, у вас будет контакт с ведущей (доулой, акушеркой). Я не говорю, что роды должны быть какими-то партнерскими, домашними… Речь о том, чтобы они были осознанными. Чтобы уже в беременность люди начали готовиться к тому, что все поменяется. И именно группы дают очень хорошую подготовку. Все знания, которые можно получить, должны быть не абстрактные из книг, а конкретные, от других носителей этого опыта. Иногда у женщин после 40 идет гипогностическое отношение к родам.

— Что вы имеете в виду?

— Когда до самого момента родов женщина всячески старается не замечать, что беременна. Она и в роддом уезжает, грубо говоря, из мастерской или с конференции. Хочет все закончить, чтобы дальше иметь свободу. Это совсем не годится.

«Близкие могут очень сильно бояться»

— Как быть, когда близкие начинают давить своими страхами и переживаниями относительно поздней беременности?

— Иногда бывает, что у самых близких (муж, папа, мама, старшие дети) много поддержки и нет, особенно на первых порах. Бывает, они боятся больше, чем сама беременная. У женщины есть интуитивное ощущение, что все хорошо, а близкие могут очень сильно бояться. Мы не можем влиять на это. А вот те, кто находится дальше, могут дать больше поддержки. Нам может не подходить реакция родных, а реакцию других мы можем себе подобрать.

— Как именно?

— Нужно искать того, кто рад вашему выбору. В принципе, достаточно одного человека, который бы поддерживал, и уже становится легче. Я наблюдаю мощнейшую историю с интернет-сообществами. Там можно найти много поддержки. Такой возможности не было сосем недавно. А сейчас это мощный ресурс.

«За тобой дедушка пришел»

Фото: Alena Darmel, pexels

— Бывает, что окружающие не очень корректно реагируют на родителей в возрасте: на площадках могут назвать бабушкой-дедушкой... Не все, конечно, но есть те, кто немного комплексует из-за подобного.

— Ой, у нас папа такой — с бородой, с сединой, и бывало, что говорили в садике: «За тобой дедушка пришел!». Я в этом плане демонстративная личность и считаю, что надо подать эту ситуацию красиво. И точно для самой себя. Если ты относишься к этому нормально, то и другие начинают проявлять большее уважение, интерес. Можно сказать, относиться почтительно. Мне кажется, вот этот момент с возрастными беременностями очень четкий — ты все еще можешь родить ребенка! Огромный кайф, на самом деле, эти поздние беременности. Если женщина убирает тревогу, перфекционизм, можно получить очень большую радость.

— Поясните?

— У тебя есть эта молодость, ты можешь еще стать мамой! Это такие вещи, которые очень остро переживаются. Я слышала именно в «возрастную» беременность женщина говорила, что смогла, наконец, прочувствовать все, ощутить радость, удовольствие, необычность. И если это почувствовать, то и люди вокруг понимают, что это никакая не проблема.

— А какой максимальный возраст родов среди ваших знакомых?

— Есть такая, которая последнего ребенка родила то ли в 48, то ли в 50. Точно не помню. Она, правда, не жила в России, плюс активно практиковала йогу. И тело у нее было, конечно, не на этот возраст. Еще могу вспомнить двоих человек — 45 и 46 лет. Но это все люди, для которых поздний ребенок не был первым. Первородящих я встречаю в возрасте 40–42–43 лет. Им, конечно, бывает непросто. Но, как я уже говорила, скорее с точки зрения психологии: когда человек живет сам собой без детей столько лет с кучей сформировавшихся привычек.

«Реакция бывает самая разная»

— Разница в возрасте между вашей старшей дочерью и младшим сыном 20 лет. И вы как-то писали у себя в блоге, что вашим детям достались совсем разные мамы. Какая из них — молодая или в возрасте — лучше?

— Непонятно. Это для меня большой вопрос. Молодой я была очень шустрая, энергичная, боевая, радикальная. Подход к детям был совершенно другим. Много энергии, но мало опыта. Я могла в один день ехать с ребенком в бассейн, потом на какие-то занятия, затем еще что-то делать по хозяйству, после пойти куда-то со знакомыми прогуляться. Был избыток всяких активностей, в том числе и очень хороших. Например, я тогда делала первую программу для родителей и детей. Но при этом я хуже умела выслушивать и находиться в состоянии покоя рядом с ребенком. Я резко реагировала на какие-то вещи. Я просто не знала, что дальше. У меня отсутствовал опыт, поэтому была энергозатратная для всех реакция на все. Сейчас все изменилось практически кардинально. Да, старшие получили больше каких-то событий, занятий. Но они сейчас смотрят, какая я с маленькими и говорят: «А вот ты с нами такая не была, ты не могла спокойно сидеть. Вот это не разрешала, вот этого у нас не было». То есть они наблюдают, как я веду себя с малышами, и им нравится. Я им говорю: «Да мы с вами спектакли ставили, елки проводили, что-то придумывали постоянно, руками делали». Они отвечают: «Да, это было классно, но и вот так нам нравится».

— Когда рожают в 40+ не первого ребенка, бывают сложности со старшими детьми, которые не понимают и не принимают это. Как с этим справляться, у вас есть совет?

— Да, реакция бывает очень разная: от большой радости, что будет малыш, до «зачем это?», «родители не ждите, помогать не буду» и тому подобного. Но они в своем праве. Это не их дети. Здесь важно хорошо подобрать момент и проговорить, как это повлияет на жизнь старшего/старших. Необходимо обозначить, какие произойдут изменения. И еще много зависит от возраста и темперамента ребенка. Самые сложные — младшие подростки. Они, в принципе, самые непредсказуемые. Поэтому если вы знаете, что реакция будет яркая, то пусть сперва говорит муж.

Они иногда переживают, что внимание мамы уйдет к малышу. Но ведь 18, 15-летние и груднички претендуют на абсолютно разное внимание. И вот это и надо показать — что мы с тобой будем прекрасно разговаривать, даже если он (малыш) будет у меня на руках. Мы прекрасно пойдем сходим на концерт, а он посидит с кем-то. Ну, не сразу после родов, а в каком-то обозримом будущем.

— А как складываются отношения у детей с такой разницей в возрасте в дальнейшем? Ваш опыт.

— Обычно как раз отношения со старшими детьми-подростками и маленькими становятся самыми чудесными и удивительными. Когда уже ребенок родится, когда будет понятно, что это милый малыш, у них просыпается что-то вроде родительского инстинкта. Но, конечно, при условии, что они не перегружены. Это от людей старшего поколения можно услышать: «Когда родился брат, я его воспитывал как няня». Сейчас такого не бывает. Обычно у старших совершенно символические обязанности, если они вообще есть.

1
0
25535
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ