Список литературы на лето после 9 класса выглядит внушительно: «Преступление и наказание», «Отцы и дети», «Обломов», «Война и мир». С ним и не каждый взрослый справится! Педагог Римма Раппопорт поделилась удобной стратегией: что за чем читать, какие произведения можно прослушать, а что и вовсе пропустить, чтобы справиться со списком для чтения на лето. Покажите своим старшеклассникам!
Список литературы на лето перед десятым классом — настоящий вызов. Принять его решается далеко не каждый старшеклассник. Лично я даже не берусь осуждать детей, потому что сама перед десятым осилила далеко не все. Всякие Кундеры и Кафки никак не давали мне основательно взяться за Толстого. На самом деле, мешал ещё и страх не справиться: слишком много разговоров о неподъемности «Войны и мира», стереотипов о том, что девочкам скучно читать о войне, и так далее. Теперь-то я понимаю: не нужно бояться — нужно выбрать правильную читательскую стратегию. Она, как любят писать школьники в сочинениях, «для каждого своя», так что скромно поделюсь своим видением, совсем не претендуя на истину.
Список литературы на лето после 9 класса: что за чем и почему
В отношении еды многие выбирают такую тактику: самое вкусное съедают в последнюю очередь, а начинают с того, чего хочется меньше всего. С летним списком чтения так делать нельзя. Это кончится трехмесячным размазыванием по тарелке первых десяти страниц «Войны и мира», и в итоге прочитано не будет ничего.
Прежде всего нужно рассчитаться — войти во вкус и набрать темп. На мой взгляд, для этого идеально подходит «Преступление и наказание». У меня сложные отношения с Достоевским, но читается он всегда быстро, запойно. Убийства, насилие, терзания описаны в такой абьюзивно-захватывающей манере, что остановиться невозможно.
После бурного Достоевского нужно немного отдохнуть. Я бы бралась либо за «Отцов и детей», либо за «Обломова». Поскольку «Преступление и наказание» — роман немаленький, можно все-таки чередовать объем и выбрать Тургенева, потому что он и поменьше Гончарова, и попонятнее. Впрочем, у более нежных учеников после тяжёлого «Преступления и наказания» лучше пойдёт нежный «Обломов».
Что важно знать, чтобы не забросить ни Тургенева, ни Гончарова?
Описания природы в «Отцах и детях» содержательно ценны, но, если они убивают весь читательский интерес, их нужно пропустить. Потом на уроках поймёте важность пейзажей уже вместе с учителем.
Самое интересное и динамичное в «Обломове» начинается со второй части. Конечно, пропускать целую часть не стоит, это все-таки не несколько абзацев описания природы. Но если попытки одолеть начало будут оборачиваться примерно тем же, чем читательские потуги Ильи Ильича в той же первой части, то лучше, например, послушать ее в формате аудиокниги. Дальше рекомендую читать по старинке. Это такое удовольствие, которое приятнее переживать самостоятельно, без вмешательства чужого голоса.
Время Толстого, или наплюйте на стереотипы!
Наступает июль. Ну хорошо, середина июля. Время Толстого.
Сначала немного сухой математики. Непрерывное прослушивание аудиокниги «Война и мир» займёт у вас приблизительно трое суток. Если читать где-то по полтора часа в день, четырёхтомник закончится примерно через два месяца. Кстати, залезть на осень и даже зиму можно, но большую часть попробуйте победить за лето: сами знаете, в течение учебного года будет не до того.
Теперь позволю себе наговорить страшных вещей:
- Страницы французского можно пропускать. Кстати, из-за них легче читать «Войну и мир» в электронном виде, ведь тогда можно кликнуть на французский фрагмент и сразу получить перевод, не бегая глазами до сноски и обратно.
- Скучные главы и фрагменты можно пропускать. Только запишите, что пропустили, чтобы уже во время изучения вернуться к оставленным эпизодам.
- Три тома лучше, чем ноль, два тома лучше, чем ноль. И даже один том лучше, чем ноль. Тут надо быть оптимистом — как с наполовину полным стаканом. Забудьте про стыдливо-пораженческую формулировку: «Последний том не прочитал». На языке оптимиста это означает, что вы прочитали целых три!
- Можно вообще не читать, а послушать аудиокнигу. Но учтите: в тексте вы будете ориентироваться не очень хорошо. Правда, чтобы ориентироваться хорошо, придётся читать с закладками, стикерами и, может быть, даже пометками на полях.
Несколько уловок, которые могут пригодиться:
- Следите за тем, как Толстой поднимается над своими героями, какие оценки им даёт. Обращайте внимание на глаголы «думал(а)» и «казалось». Обычно они сигнализируют о том, что автор знает о героях больше, чем они сами о себе. За всезнайством повествователя очень весело наблюдать.
- Выберите среди героев любимчиков. Попробуйте за них «болеть». Ищите в персонажах черты ваших знакомых, примеряйте к ним авторские оценки. Припечатать вместе с Толстым какого-нибудь знакомого «Анатоля» — приятнейшее занятие.
- Разрешите себе не соглашаться с оценками Толстого. В век все ещё не победившего феминизма вовсе не обязательно торжествовать при виде Наташи в финале. Возможно, вам гораздо ближе и понятнее будет, например, ее попытка побега. Но про это я вам ничего не скажу — сами узнаете, если доберётесь до конца второго тома.
- Толстой любит бросить только что захватившую вас сюжетную линию и резко перейти к другой. Сначала это вызывает разочарование, но нужно сразу продолжить чтение и погрузиться в жизнь следующих героев. В итоге всё будет переплетено, но, чтобы не утонуть в море нитей, не останавливайтесь, когда одни персонажи уже на время заброшены, а новые ещё не успели вас покорить. Дайте им шанс — и страниц через двадцать вы забудете о тех, чья судьба только что была в центре повествования.
- В качестве дополнительного развлечения можете подсчитать все ошибки в употреблении деепричастных оборотов. В романе множество примеров в духе «Проезжая мимо станции, с меня слетела шляпа». Заодно научитесь видеть эту ошибку и у себя.
Пара советов напоследок
Остальное читайте в течение года. Главная летняя задача — крупные романы. Уверена, вы в силах с ней справиться.
И ещё пара советов напоследок:
- Читайте под музыку. Это помогает поймать темп, усилить эмоциональное впечатление. Например, «Обломов» великолепно идёт под «Воробьиную ораторию» Курехина.
- Отнеситесь к летнему чтению как к спортивному марафону. За три недели 35-минутных тренировок я привыкла к спорту и даже осторожно начала его любить. То же самое может получиться и у вас с книгами: сначала выработается привычка — потом вы втянетесь и начнёте получать удовольствие.