Недавняя колонка социального работника Анны Топилиной, посвященная шведской системе здравоохранения, вызвала большой интерес у читателей сайта. Продолжаем тему. На этот раз эмигранты из России рассказывают, как устроены детские сады в Европе и США, и как там относятся к кашлю, соплям, организации питания и дневному сну.
Анастасия Саксби, Тадли (Великобритания), мама Тианы, 7 лет, и Луизы, 3 года, (ведет Telegram-канал):
«В Англии все сады частные, отличаются возрастом приема детей и графиком работы. В nursery (садики полного дня) принимают с 3 месяцев, в pre-school — с 3 лет. С 4 лет — школа. Обе мои дочки пошли в сад с 2,5 лет. Младшая сейчас ходит один день с 13:00 до 18:00 в nursery и четыре дня в pre-school с 9:00 до 15:00.
Договариваться с садом надо заранее, за несколько месяцев до того, как начинается полугодие (в сентябре и январе), чтобы была гарантия получения места. Оплата почасовая и зависит от сада. В среднем nursery стоит £40–60 за полный день (8:00–18:00). Это больше £1000 (около 85 800 рублей) в месяц. Наша pre-school намного дешевле — £25 (около 2150 рублей) в день, но работает только полдня, четыре дня в неделю, закрыта на каникулах и не обеспечивает питанием.
Если у сада собственное помещение, то там будет несколько комнат для разных групп с туалетами и небольшими кухнями, комната для персонала и офис. На территории у каждой группы — своя площадка с разными зонами активности и маленьким огородом. Садики неполного дня, как наша pre-school, могут снимать помещение у местного совета, в community hall, где вечером проводятся встречи, концерты и другие мероприятия. У таких есть свои игрушки и оборудование, которое каждый день раскладывается, а затем собирается. Гуляют дети в сквере при hall и на ближайшей площадке.
Группы в nursery: 0–2 года (ясли), 2–3 и 3–5 лет. Количество человек в группе зависит от наличия персонала, потому что законодательно закреплено соотношение: до 2 лет — один воспитатель на двух детей, от 2 до 3 лет — один на четырех, от 3 до 5 лет — один на восемь. У каждого есть наставник, который наблюдает за развитием и ведет журнал об успехах, реакциях, социализации. Воспитатели ежедневно лично рассказывают родителям, как прошел день у ребенка. Некоторые используют специальный закрытый сайт для публикации фото и ежедневного отчета о занятиях.
Есть обед, утренний и послеобеденный перекус. Перекусы — фрукты, ягоды, печенье, тосты, молоко. Почти все и везде это бесплатно. Обеды или предоставляются и входят в стоимость, или нужно приносить с собой. Наши садики: один кормит обедом из школьной столовой (она рядом), другой — только разогревает принесенное. Оба дают бесплатно перекусы и каждому свою бутылку воды.
С 12:30 до 14:30 в nursery тихий час. В это время детям читают, они играют в спокойные игры, спят. Но тех, кто спит, мало. В яслях есть отдельная комната для сна с кроватками.
Если нет дождя, много гуляют. Воспитатели периодически берут детей с собой на прогулку вне садика. 1–2 раза в год выезжают в зоопарк или парк развлечений. В остальное время дети заняты разными активностями или просто играют — как и когда хотят. Игры подразумевают в том числе и то, что домой вы вернетесь с чумазым (в краске, муке, блестках, песке) ребенком, поэтому просят не приводить детей в «парадной» одежде. Занятия на общее развитие появляются только у тех, кто в следующем году идет в школу. Но и на них не учат читать и писать.
Утренников нет. Единственное представление для родных — рождественский концерт на 15–30 минут.
Если ребенок в 3 года еще в подгузнике, просят принести запасные и будут помогать приучать к горшку. Но только тогда, когда вы начнете это делать дома. Никакого осуждения и требований о раннем высаживании».
Татьяна Хрылова, Валенсия (Испания), мама Тимура, 2 года 5 месяцев:
«Большинство яслей принимают детей от 4 месяцев и до 3 лет. С 3 лет — школа. Реально с 4 месяцев отдают не всех. В нашем саду самым маленьким было около полугода. Моему сыну 2 года 5 месяцев. Он пошел в детсад в 10 месяцев — пробный вариант на 1–2–3 часа в день. С полутора лет он ходит на полный день, с 9:00 до 17:00.
Мы живем в Валенсии, здесь большинство садиков — частные. Наш совсем небольшой, в нем всего 22 ребенка: три возрастных группы, три воспитательницы и повар.
Основные часы работы садиков: 9:00–17:00. Можно забирать домой на обед и сон, с 12:00 до 15:00. Кто-то оставляет детей только до 12:00. За отдельную плату можно сдать ребенка на час раньше и забрать на час позже.
Чтобы попасть в сад, надо просто прийти, записаться и оплатить — никаких справок не требуется. А вот чтобы получить компенсацию, нужно немного походить с бумагами. Один комплект (прописка, заявление, копии наших документов и бумага из садика) — в мэрию Валенсии. Похожий набор — в правительство области. Еще один — в социальную службу с заявлением на компенсацию питания. Все это надо сделать в мае перед началом учебного года. За лето подсчитывают сумму компенсаций. В итоге получается, что мы платим около 60–70 евро (около 5300 рублей) в месяц, в зависимости от числа рабочих дней. Остальное доплачивают местные власти.
Большую часть времени дети проводят вместе: играют, гуляют. Когда у ребенка день рождения, торт и подарочки родители именинника готовят на всех (здесь принято, что именинник дарит всем маленькие сувениры). По разу в неделю у них урок музыки, раз в неделю — урок английского: да, для младшей группы тоже.
Едят в садике три раза. В 10:30 — второй завтрак (almuerzo). Его ребенок приносит с собой из дома: йогурты, творожки, бутербродики. Когда у кого-то день рождения, вместо almuerzo едят именинный пирог. В 12:30 — обед. Его готовит повар на месте. Родителям выдают меню на каждую неделю — очень разнообразно и аппетитно. В 16:00 — фрукты на полдник. Их дают в саду.
Наш садик — это помещение на первом этаже жилого дома. В нем четыре больших комнаты-класса, кухня и просторное патио. У каждого ребенка — свой стул, крючок для одежды и рюкзака, собственно рюкзак. Все эти предметы обозначены фотографиями. В классах занимаются, едят и спят. В патио гуляют и проводят значительную часть времени. Там стоит горка, лазилки, игрушки, растет апельсиновое дерево, есть маленький огородик, где выращивают мяту, клубнику, лук и разные травки. Еще в саду живет настоящий кролик. Летом в патио надувают бассейны, и дети там плещутся.
С соплями ходить в сад можно, с температурой — нет. Можно вернуться в садик, если с момента полного (сопли не в счет) выздоровления прошло не меньше 24 часов.
Еще про гигиену. Поскольку дети маленькие, мы сдаем в садик свои подгузники и салфетки. Они хранятся на личных полках. Еще у каждого есть зубная щетка, принесенная из дома. Всем выдают большие одинаковые сарафаны с рукавами — по сути, мега-слюнявчик, чтоб не пачкать одежду. Летом даем с собой крем от солнца, панаму, купальные подгузники, полотенце и шлепанцы.
У ребенка есть дневник. В него каждый день мы вписываем, во сколько заберем сына. А воспитатели отмечают, как он ел и спал, сколько раз покакал, чем занимались в этот день, что нужно принести. Еще в дневнике предусмотрено место, чтобы записать при необходимости лекарства, назначенные врачом, и аллергии, у кого они есть. Если ребенка забирает не родитель, а бабушка/дедушка/няня, надо вписать туда их имя и паспортные данные. Одним словом, вся основная коммуникация — через дневник. Пару раз в год устраивают собрания с психологом, который несколько раз в месяц индивидуально работает с каждым ребенком.
Воспитательницы искренне любят детей. Они носят малышей на руках, играют с ними и уделяют много внимания».
Александр, Берлин (Германия), папа сына, 5 лет, и дочери, 6 месяцев:
«Принимают в сад с момента окончания материнского отпуска, то есть через 8 недель после родов. Но обычно дети идут в садик после года, так как до этого работающие родители получают пособие от государства в размере 65–67% от их средней зарплаты за предыдущий год. Вообще попасть в сад в Берлине, где мы живем, сложно, поэтому все подают заявки в несколько учреждений сразу после рождения ребенка.
Старшего мы отдали в сад в 1 год и 5 месяцев. Младшая еще дома с мамой. На привыкание выделяют обычно четыре недели, постепенно удаляя родителей из помещения и увеличивая время пребывания. Сыну садик нравится, но он любит, чтобы за ним приходили пораньше — через 5-6 часов. Особых ограничений на этот счет нет: просят только не забирать во время еды и тихого часа.
Стоимость зависит от федеральной земли. В Берлине они фактически бесплатные — 23 евро (около 1750 рублей) в месяц. А в Бранбенбурге, например, привязаны к доходу родителей и продолжительности пребывания — до 280 евро (около 21 000 рублей) в месяц. Плюс доплаты на еду, какие-то мелочи (поделки, походы в театр или зоопарк). Всего по закону — не более 90 евро в месяц. У нас выходит около 50. Остальные расходы компенсируются государством.
В нашем саду три группы: для 1–2, 3–4 и 4–6 лет. Всего 36 детей и 6 воспитателей — по два на группу. Но есть еще студенты-практиканты. Примерно раз в квартал проводятся родительские собрания. Есть родительский комитет, который чаще встречается с руководством и обсуждает текущие проблемы.
Распорядок дня в старшей группе обычно такой: 6:30 — открытие, 8:00 — завтрак, с 9:00 дети делают что-то вместе (рисуют, поют, гуляют), 12:00 — обед, 12:30–14:00 — тихий час (младшие спят, старшие лежат и слушают аудиокнигу). Кроватей нет, дети лежат на матах, положенных на пол в игровой. В 14:15 — полдник, 15:00–16:00 — совместные занятия или прогулка, 16:00–17:30 — делают что-то по своему выбору. В целом, в Германии у детей больше свободы. Воспитатели стараются учитывать их особенности. Нет «обязаловки»: «сейчас все рисуют или все идут на горшок».
В садике есть игрушки на любой вкус. Обучающие занятия проводятся в легкой игровой форме. Иногда детей водят в музеи или зоопарк, бывает музыка.
Питание привозят, собственной кухни нет. Садик обязан предоставить обед (мы доплачиваем за биопродукты — 21 евро), но наш организует еще завтрак (10 евро) и полдник (7 евро).
Ольга Воробьева, Нью-Йорк (США), мама Ханны, 6 лет:
«Детей принимают в сад практически с рождения, так как декретный отпуск короткий, в среднем, 3–4 месяца. После этого ребенок или сидит дома с няней, или его отдают в day care — ясли-сад, где можно быть до школы (до 5 лет). Также с 2–3 лет можно посещать pre-school: нечто более продвинутое, где помимо ухода есть всякие развивашки.
В некоторых штатах система такая: до 3 лет ребенок ходит за деньги в day care или pre-school, а в 3–4 года можно отдать его в бесплатную подготовительную школу. От штата к штату система различается, но почти везде родители платят за сад сами. Разброс цен огромен. Наши pre-school стоили около $20 000 в год. Цены на day care значительно ниже. Средняя стоимость в Нью-Йорке, где мы живем, — $1000 (примерно 65 500 рублей) в месяц. Компенсаций от государства нет.
Группы делятся по возрасту. Количество детей зависит от уровня сада: в хороших — обычно 12 человек в группе, на них три учителя. Плюс в pre-school дети ходят на специальные занятия: музыка, рисование, которые ведут отдельные преподаватели.
Я отдала дочку в pre-school почти в 2 года. Она пошла сразу на полный день: понедельник-пятница с 9:00 до 16:00. Не все так делают. Многие водят в определенные дни и на несколько часов. Когда она пошла в сад, то говорила только по-русски, но уже через две недели не было никаких признаков, что это не англоговорящий ребенок.
Садики устроены по-разному, определенного стандарта нет. В некоторых отсутствует площадка для прогулок, и воспитатели водят детей на ближайшую городскую. В других — собственная территория с садом, с игровой площадкой на крыше. В хороших садиках много пространств для интерактивных игр: с мукой, песком, красками. Комнат для тихого часа нет нигде: маты бросают на пол, и спят прямо в одежде. Сделано это для безопасности: если вдруг случится пожар или другое ЧП, воспитатель должен быстро увести детей. Спят до 4 лет. В подготовительном классе тоже есть тихий час, но он уже не обязателен: хочешь спи, хочешь нет.
Сад, где предоставляют обед — скорее исключение. В некоторых можно дать с собой ланч, его разогреют. Плюс утром и во второй половине дня дети едят снеки, которые приносят из дома.
Если педагоги видят, что ребенок отстает в развитии, у него проблемы в поведении, могут направить на обследование, чтобы выявили его особые потребности. Тогда к нему будет приставлен специальный человек (в подготовительных группах).
С кашлем, насморком, простудой детей разрешают водить в сад. Допустимая температура — до 37,7. Обычно у родителей нет возможности сидеть с ребенком, больничный лист — прерогатива работодателя. Если он дает тебе 12 дней больничного в год, надо укладываться в это количество.
Приятно удивляет отношение: педагоги влюблены в свою профессию и в детей. Невозможно представить, что кто-то будет кричать, раздражаться, а уж тем более шлепать. Ребенка уважают и ценят».