Никаких «вы», комнаты для движения и запрет на мобильные: как устроены детсады и школы в Швеции
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Никаких «вы», комнаты для движения и запрет на мобильные: как устроены детсады и школы в Швеции

Наши соотечественницы, преподающие в школах Стокгольма, рассказали «Литтлвану» о том, как устроена система образования в Швеции и что их больше всего удивило в шведской школе.

Фото: Raphael Stecksen

Александра Микельссон переехала в Швецию из Уфы. В шведской школе преподает математику и естественные науки.

Надежда Кузнецова-Страндель в России окончила МГУ, затем обучалась в Стокгольмском университете. В шведской школе преподает английский и шведский языки.


Полная свобода в пределах четких границ

Александра: «Lagom — это понятие золотой середины. То есть в пределах четких границ — полная свобода. Например, у школы может не быть ни охранника, ни забора. Тогда классы в начале года обходят территорию, закрепленную за школой, ученикам объясняют, что вот это граница, внутри которой вы находитесь в учебное время и покидать ее нельзя. Или, например, в группе продленного дня можно заниматься чем угодно, но нельзя ничего портить и мешать другим. Правил не должно быть много, но они обязательны для выполнения. И если есть договоренность, то все должны ее выполнять.

Школа обязана развивать самоуважение и уважение к личности каждого человека, способность сочувствовать. Дети могут принимать активное участие в жизни общества. В садике их могут спросить, какие игрушки они бы хотели, чтобы сад закупил. Каждый ребенок может высказаться, а потом все голосуют. И это уже в 3–4 года».

Надежда: «Взаимное уважение — краеугольный камень шведского образования. Оно воспитывается с самых ранних лет. В школах есть система самоуправления. Ребенок может представлять свой класс и влиять на жизнь школы. Мы можем с детьми внутри класса решить, какие правила у нас будут, и все это зафиксировать. И есть общие правила школы. Например, что мы ходим в сменной обуви.

Все задания формируются таким образом, чтобы школьники могли осмысливать и думать. Образование должно побуждать к критическому мышлению. То есть важно не просто выучить наизусть факты и даты, а попытаться ответить на вопрос «почему». Почему имеет место это явление? Почему произошло это событие? Какие чувства у меня вызвала эта книга и почему?».

Раньше продвигалась идея, что школа для всех — и у тебя будет такое же, как у всех, образование. Сейчас отошли в сторону индивидуального подхода. У детей разные способности и потребности. На эту тему (не одинаковое образование) идут дискуссии. К одной цели могут вести разные пути. Возможен индивидуальный учебный план для неуспевающих и свой план для особо преуспевающих учеников».

Детский сад и школа

А.: «Перед тем как пойти в подготовительный класс (с 6 лет), дети в мае несколько дней ходят в школу, чтобы привыкнуть. Учителя рассказывают им, как они будут учиться. Потом педагоги сада и школы встречаются и передают личные дела детей, рассказывают о каждом, то, что надо знать.

Н: «С 2018 года у садиков есть свой учебный план. Раньше говорили, что самое главное в саду — это уход за детьми, ощущение комфорта. Сейчас он все больше становится похожим на школу: подготовка к раннему чтению, математика и природоведение в игровой и творческой формах».

А: «Школа не может отбирать себе детей по какому-то параметру. Исключение — профильные классы, например, музыкальные или спортивные. Их очень мало, и чтобы туда поступить, надо пройти отбор. Он проводится по способностям, но не по успеваемости. Родители имеют право выбрать школу в рамках своего муниципалитета. Если там учатся брат или сестра, то у ребенка есть приоритет».

Оценки — только с 6 класса

Фото: Ann-Sofi Rosenkvist

Н.: «До 6 класса в конце четверти и года применяется система подобная зачету/незачету. Все должны достичь минимально необходимого уровня. Дети, которые обучаются быстрее, двигаются дальше, их в этом поддерживают.

Два раза в год, в начале и в конце, проводятся встречи с учеником и родителем. В начале определяются индивидуальные для каждого ученика цели, которые надо достичь к концу. Раньше подобные встречи проводились без присутствия ученика, а потом в его присутствии, но ему не давали слова. Сейчас у них формат «ученик-учитель-родитель», и все принимают активное участие в обсуждении. Ребенок готовит презентацию. Как проходит его день, с кем играет, где чувствует себя лучше всего, какие предметы интересны, какие сильные и слабые стороны… Классный руководитель, учитель или ментор дают комментарии, задают наводящие вопросы. Родитель также задает вопросы, слушает. Задача — решить, что делать дальше, и прийти к общему соглашению. Это помогает ребенку осмысливать происходящее и понимать, как он может влиять на ситуацию. Ментор при этом проводит личную беседу с ребенком как минимум раз в неделю. Спрашивает, нужна ли ему какая-то поддержка, обсуждает, что надо подкорректировать в учебе.

Незачет — очень серьезная ситуация. Вокруг такого ученика создается группа поддержки: куратор, учитель, которые разбираются, почему цель не достигнута».

Конкуренция: есть или нет?

Н.: «Акцента на конкуренции нет. Ты не хвалишь и не критикуешь ребенка в присутствии всех. Можно говорить с конкретным учеником о нем, не сравнивая с кем-то. По окончании 6 класса, когда ученики заканчивают среднюю школу и переходят в старшую, им выдаются дипломы за различные успехи. Не обязательно, что наградят только лишь отличника. Наградят того, у кого был серьезный прогресс. Например, ученик не успевал по предметам, прогуливал школу, а потом сделал рывок и добился огромных успехов. Также отметят и других: у одного артистический талант, у другого спортивный, а третий — замечательный друг и умеет сплачивать остальных».

А.: «Но в конце 9 класса у нас награждают учеников, которые получили «А» (высший балл — прим. ред.) по всем предметам. Ты можешь похвалить, но не ценой того, что все остальные не такие молодцы. Отметить успехи надо у всех, просто они у каждого будут разные».

Домашнее задание

Фото: Edvin Johansson

Н.: «Все школы по-разному решают — должно ли быть домашнее задание или нет. Сейчас идут дискуссии, как правильно. Был период, когда их не было совсем. Потом вернули. Противники домашнего задания говорят, что не все родители могут помочь с ним. Не у всех мам и пап есть высшее образование и не все они разбираются в тонкостях математики или шведского языка даже на уровне средней школы. Но бывает, что родители сами высказываются за домашние задания. Но чтобы оно было именно повторительного характера. И периодичность — не чаще раза в неделю по основным предметам».

А.: «У кого всего один ребенок, тот, как правило, не против домашнего задания. А у кого уже четвертый, например, тот уже считает, что если оно и есть, то должно быть таким, чтобы ребенок справился без помощи взрослого. Но и школа не хочет, чтобы родители все делали с детьми, потому что как же тогда оценить знания именно ребенка? Стараются развивать в детях ответственность за свое обучение. Могут задать читать один и тот же текст каждый день для отработки навыка чтения».

Дисциплинарные взыскания и комната движения

Н.: «Если ребенок ведет себя как-то неподобающе, ты подходишь к нему и спрашиваешь, почему он это делает. Можешь попросить сесть, напомнить правила. Если ребенок гиперактивный, можно предложить ему пройтись и успокоиться. У нас в школе есть специальное место, «комната движения», где много тренажеров и присутствует педагог. Туда обычно ходят дети начальной и средней школы, чтобы выплеснуть энергию и вернуться на урок. Старшим детям предлагаем выйти прогуляться в течение нескольких минут в пределах здания. Ученики знают об этом и могут сказать учителю: «Можно я пойду пройдусь?».

А.: «Никакие унижающие ребенка меры принимать нельзя. Бывает, что в такую комнату хотят пойти по двое и постоянно отпрашиваются, но тогда учитель уже ставит ограничение. Еще есть перемены, когда дети обязательно выходят на улицу и гуляют на свежем воздухе».

Про деньги

А.: «Образование для всех бесплатное и можно выбирать — муниципальная это будет школа или частная. За каждым учеником закреплена сумма, которая и финансирует образование.

Роль школы в том числе и в том, чтобы дать всем детям равные возможности. У различных муниципалитетов разные ресурсы. Состоятельные семьи могут и сами сводить своего ребенка на экскурсию, в театр или бассейн. А есть семьи, где нет такой возможности. И тогда школа берет на себя эту функцию. Она даже может отвезти учеников покататься на горных лыжах».

Н.: «Продленка платная. Плата за нее для всех разная в зависимости от доходов родителей. Есть и льготы, так как продленка важная часть досуга. Но если родители не работают, то ребенок не имеет права на продленный день».

А.: «Платных занятий в школах нет. Даже если учебное заведение вывозит детей на экскурсию, то она же обязана предоставить каждому с собой бесплатный обед».

Родительские чаты и собрания

А.: «Со стороны школы нет никаких чатов. Она объясняет, что работает с родителями в одной команде. Если мамы и папы между собой что-то обсуждают, например, какая плохая школа, то им говорят, что можно прийти и все обсудить в личной беседе. Два раза в год проводится форум, где родители могут задать все вопросы, поднять любые темы».

Гаджеты в школе

Фото: Lena Granefelt

А.: «Перед выборами были серьезные дебаты на эту тему. Политики приняли решение, что в школах надо забирать мобильные, потому что они мешают ребенку в процессе обучения».

Н.: «В начале учебного дня собирают мобильные телефоны, по окончании отдают. Но в школе есть компьютеры и планшеты, которые выдаются для обучения.

Раньше были вопросы: «А что будет, если мобильный повредят?». Но сейчас уже таких разговоров нет. Если вы боитесь за свой телефон, купите попроще или не давайте его ребенку вовсе».

Учитель и соцсети

А.: «Как представитель школы ты должен думать, что ты выкладываешь в соцсетях. Не поощряется личное общение учителей с учениками. Но в рамках какого-то общего обучающего проекта можно вести блог в интернете».

Н.: «На тренингах для учителей озвучивают, что ты не имеешь права фотографировать учеников, добавлять их в друзьях в социальных сетях. Когда принимают на работу, ты подписываешь соглашение, где прописаны в том числе и этические нормы поведения педагога».

Подарки учителям

Н.: «Меня удивило, что 1 сентября никто не при параде, никаких белых бантиков, шариков и цветов. Ученики приходят с цветами, конфетами, открытками, поделками и благодарят в конце полугодия и в конце учебного года. Это было непривычно. Дорогие подарки дарить не принято, только символические. Мне как-то ученики подарили самодельный брелок, на котором написали: «Ты — самая лучшая учительница!». Это было неожиданно и приятно».

Главное — уважение к личности

Н.: «Для меня было поначалу непривычно в демократичной и свободной системе, где больше делается упор на права учеников, чем на их обязанности. Было непривычно, что ученик может прийти в каком угодно виде. Хотя свои четкие неписаные правила существуют и здесь».

А.: «Если девушка волосы выкрасит в розовый, никто ее не выгонит. Школа не имеет права делать замечания относительно внешнего вида. Главное — уважение к личности. Это ее личное право. Если, конечно, это не мешает учебе. Ученики и учителя все говорят друг другу «ты». И дети, которые приезжают из других стран, бывает, воспринимают это как вседозволенность. Мой муж тоже преподаватель. И он лысый. Он рассказывал, что к нему пришла учиться русская девочка, и в какое-то утро она ему сказала: «Привет, яйцо!». Она подумала, что раз можно говорить «ты» и «Микки», то можно и так тоже сказать. В таких случаях, конечно, объясняют, что так не говорят. Могут пригласить родителей и пояснить, почему это неприемлемо».

Оригинальные (для нас) методы обучения

Фото: Kim Wendt

А.: «В нашей школе у учителя физкультуры есть очень послушная собака. И сейчас дети, которым надо больше тренироваться в чтении, приходят и читают ей вслух. Это дает очень положительные результаты развития. Просто так читать детям сложно и неинтересно, они не видят смысла. А читать собаке — и интересно, и весело».

Н.: «Новости — важная часть образовательного процесса в Швеции. Есть специальный канал шведского телевидения, где детям рассказывают понятным языком о том, что происходит в стране и мире. Какие-то слишком негативные вещи не обсуждают, но, например, про коронавирус и экономическую ситуацию в Швеции рассказывают.

Раньше было природоведение в начальных классах, сейчас — природа и техника, то есть добавили технические моменты и программирование. Уроки труда — общие и для мальчиков, и для девочек: все учатся шить, вышивать, готовить, мастерить. И очень популярна в Швеции работа с природными материалами, бережное отношение к природе. Урок математики или биологии могут провести в лесу или парке».

И про насморк…

Н.: «Можно прийти и в школу, и в детский сад с насморком, но только если ребенок в состоянии участвовать во всех мероприятиях. Конечно, с температурой детей не поведут. Но главное — общее состояние ребенка: вялый он или активный.

Во многих детских садах Швеции дети проводят много времени на воздухе и могут даже спать после обеда в спальных мешках в своих колясках под навесом здания. Такие сады очень популярны, ведь закаленные дети меньше болеют».

Обучение в школах в условиях пандемии коронавируса

Н.: «В Швеции нет жесткого карантина. Но всех призывают к личной ответственности и соблюдению социальной дистанции. Всем, кто может, работать из дома, рекомендуют перейти на удаленную работу. При этом школы и детские сады открыты и работают в обычном режиме. Такое решение в отношении школ принято, чтобы полностью не подорвать систему здравоохранения и экономику страны. Родители младших детей, если им придется с ними сидеть дома в течение длительного периода, могут потерять работу. Особенно, если они работают в сфере здравоохранения. Хотя школы и готовы перейти на дистанционное обучение в любой момент.

Сейчас при малейшем симптоме простуды ученики и учителя должны оставаться дома.

Пару недель назад в школах отсутствовало более 30% учеников и 30-40% учителей. В эту группу вошли и те, кто переживает из-за вируса, те, в чьих семьях есть представители группы риска, и те, у кого были симптомы простуды. Сейчас отсутствующих гораздо меньше.

Только часть школ компьютеризирована, как, например, наша, и у учеников есть навыки работы на компьютере. У нас есть система Classroom, где учителя выкладывают задания и куда ученики направляют свои работы. У всех есть доступ к Hangouts и теперь уже установлен Zoom. Школьники смотрят новости для детей и обсуждают происходящее в мире и в стране.

Гимназии и университеты уже переведены на дистанционное обучение.

Шведы очень законопослушны и доверяют своему правительству. Большинство соблюдает дистанцирование, воспринимая это как личную ответственность».

Благодарим за помощь в организации интервью компанию Ruspro Education (в рамках программы Russia Didac) и Генеральное консульство Швеции в Санкт-Петербурге.

1
1
5653
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ