Почему наши дети часто тревожатся и как мы, родители, можем их поддержать? Об этом психолог, гештальт-терапевт и мама шестилетнего сына Анна Акопова рассказывает в своей новой колонке на «Литтлван».
Когда моему сыну было 5 лет, как-то перед сном он сказал: «Не могу заснуть. Мне как-то не по себе, а из-за чего — сам не знаю». Я, с одной стороны, восхитилась его умением выразить словами сложное переживание, а с другой, конечно, отметила: моему ребенку тревожно. И я хочу как-то ему помочь.
Вообще тревога — понятие сложное. Это любое внутреннее возбуждение, которое может быть как радостным, так и, например, гневным или связанным со страхом. И проявляться высокая тревожность может по-разному.
Причины развития нездоровой тревожности у детей
Тревога была всегда и эволюционно способствовала нашему выживанию, почему же сегодня мы все чаще говорим о тревожности как о проблеме? Психолог Роберт Лихи в своей книге «Свобода от тревоги» [1] приводит интересные данные о том, что среднестатистический ребенок сегодня испытывает тревогу той же силы, что и среднестатистический пациент психиатрической клиники в 1950-х. Он связывает такой рост тревожности с атомизацией общества и хрупкостью социальных связей современных людей. Но если на глобальные процессы мы повлиять не можем, то очень многие факторы все же поддаются коррекции. Да, мы рождаемся уже не одинаковыми: генетически кто-то более чувствителен и склонен тревожиться. Но наше родительское поведение также серьезно влияет на восприятие и реакции ребенка.
Ниже я привожу распространенные факторы, которые способствуют повышенной тревожности. Думаю, многие из нас обнаружат какие-то из них в наличие в собственной семье. Прививая такие установки и привычки детям, мы невольно создаем почву для нездоровой тревожности.
- Осуждение за чувства.
Идеи о том, что бояться глупо и недостойно, что надо быть всегда бодрым и активным, и все прочее.
- Неадекватная нагрузка.
Как избыток, так и наоборот, недостаток впечатлений и возможности достигать у ребенка может стать причиной повышенной тревоги: «Справлюсь ли я?»; «Не слишком ли это просто/сложно для меня?»; «Чего-то хочется, но сам(а) не знаю, чего…».
- Постоянное оценивание.
Интересно, что не только оголтелая критика заставляет ребенка все время сомневаться в себе, но и слишком частая похвала, усиленное внимание (пускай положительное) к каким-то достижениям или особенностям ребенка. Так, девочка, мама которой постоянно умиляется ее красоте, может стать зависимой от этих комплиментов. Ей будет трудно впоследствии поверить в то, что кто-то может любить ее и принимать не милой, не нарядной, не идеальной.
- Нарушение иерархии.
Когда ребенок становится единственным и несменяемым центром семьи, когда родители школьника полностью подстраивают свое расписание под его кружки и мероприятия, когда не мама, а двухлетка решает, когда и куда все пойдут гулять… Во всех этих ситуациях ребенок может начать воспринимать родителей как слабых, неспособных его защитить. Дома — его волшебное королевство, а снаружи —незнакомый, опасный мир, где ему надо справляться самому.
- Тревожные родители.
Пытаясь предотвратить все возможные риски, родители могут помешать естественному любопытству ребенка, буквально передав ему из рук в руки все свои страхи. В манеже сидеть безопаснее, чем ползать по всему дому, лазать на высокую горку незачем, когда есть низкая, и тому подобное. Очень важно искать баланс между осторожностью и гиперконтролем.
Тревожность у детей: как помочь ребенку?
Допустим, мы прошлись по вышеперечисленным факторам тревожности, над чем-то задумались, что-то скорректировали, но ребенок тревожным быть, конечно, не перестал. Что же делать, как помочь ему чувствовать себя спокойнее и увереннее?
- Если ребенок явно охвачен тревогой прямо сейчас — действуйте в зависимости от проявлений.
- Если он(а) говорит о беспокойстве, выслушайте или помогите назвать переживания (спрашивая, а не навязывая определения). Признайте его право чувствовать то, что он чувствует, и спросите: «И чего тебе хочется сейчас?», «Чем я могу тебе помочь?».
- Если малыш еще слишком мал, а также в случае сильной тревоги, когда ребенка бьет дрожь, он плачет, не может успокоиться (перед выступлением, например) — тогда не до разговоров. Лучшее что можно сделать — обнять, контейнировать, быть рядом физически.
Для детей эта задача решается, прежде всего, через игру. Она позволяет создавать новые нейронные связи, как и реальный опыт, которого ребенку как раз еще не хватает. Мы можем создавать игровые ситуации, где у ребенка все получается, где он становится уверенным и смелым. Чем сильнее тревогу мы наблюдаем — тем проще даем игровые задачи.
Например, пятилетний мальчик стесняется других детей в садике. И вот мы садимся с ним на пол, вокруг разные игрушки. Он выбирает своего персонажа. Мы предлагаем ему очень постепенно, в его темпе, знакомиться с другими игрушками: сначала его персонаж будет просто смотреть на всех, изучать, потом сможет понаблюдать, как они играют, потом вступить в разговор —ответить, нравится ли игра, — потом уже только присоединиться к игре.
Здорово вместе с ребенком (в любом возрасте) смотреть мультики и фильмы и потом обсуждать их. В работе с тревожностью у детей нас особенно интересуют яркие, сильные герои, которые успешно проходят разные испытания. Мы можем выбирать любимых персонажей, становиться ими в игре, «примерять» это ощущение собственной мощи, уверенности. Постепенно ребенок сможет накопить достаточно нового опыта, чтобы начать чувствовать себя по-другому и вести себя иначе в реальной жизни.
[1] Издательство «Питер», 2018, с. 14.