Как привить ребенку любовь к книгам и стоит ли это делать? Стоит ли переживать о том, что пишут в детских книгах? Что любят читать дети от 7 до 12 лет, а что подростки? И чем вообще являются книги в жизни современного ребенка? Об этом размышляет психолог Ирина Млодик.
Любить читать полезно
С этим утверждением обычно никто и не спорит, потому что в век гаджетов кажется опасным нежелание детей читать ничего длиннее смс-сообщений и текста в соцсетях.
Чтение, конечно, важно для развития. Оно развивает все основные психические процессы разом: мышление, внимание, воображение, память. Читающий ребенок у большинства взрослых вызывает умиление и ощущение, что тот занят важным делом. Начать беспокоиться пора только в том случае, если дети, особенно подростки, читающие слишком много, заменяют чтением реальную жизнь, встречи, контакты, разговоры, живое общение.
Как привить ребенку любовь к книгам и стоит ли это делать?
Ваш ребенок будет любить читать, если культура чтения присутствует в вашем доме. Если вы любите посидеть за книжкой, читать вместе, по очереди, обсуждать прочитанное, соглашаться и спорить. Вот чего точно не стоит делать, так это заставлять. На многих ныне здравствующих людях проверено, что насилие вызывает отвращение и навсегда может отбить охоту читать даже то, что требуется. Помните, что нельзя заставить полюбить. А вот совершенно отбить желание, закольцевав чтение и негативные эмоции, можно.
Какая литература ребенку не полезна?
В советские времена любили поучать и навязывать, и для этого использовали разные возможности, детскую литературу в том числе. Некоторые стихи Агнии Барто, рассказы советских писателей, не говоря уже о стихах и книгах патриотического содержания, в большинстве своем, не рождали ожидаемого отклика в детской душе. Было трудно идентифицироваться с бычком, который качается или с громко плачущей Таней. Дети все равно их читали, потому что книг было не так уж и много, а интересных книг, отвечавших детским потребностям, и подавно. В тексты тех времен нередко вставлялись нравоучения, стыдящие и виноватящие послания, призывы. Я не считаю, что они были вредными для детей и как-то генерировали в их неокрепшей психике ненужные чувства, думаю, что они просто не резонировали в их душах с чем-то глубоким. В крайнем случае, поддерживали ту наставительную манеру или виноватящую схему, в которой и так жили дети в семьях и школе.
Желание внедрять в детскую литературу нравоучительное содержание базировалось на наивном предположении советской педагогики о том, что «правильные» мысли нужно транслировать прямым способом, просто рассказывая ребенку «что такое хорошо, а что такое плохо». К счастью, на прямое воздействие у большинства из нас рождается здоровое психологическое сопротивление. И если мы сами и наши дети выросли ответственными, добрыми и светлыми, то вовсе не потому, что нас так учила советская поэзия, а потому, что наши родители и иные взрослые вокруг нас вели себя соответствующим образом. К тому же многим детям просто нравились те драгоценные минуты, проведенные вместе с родителем за совместным чтением, которое рождало особую близость.
Большинство детей и взрослых воспринимают книгу не как источник моральных правил — для этого существуют уставы, законы и прочие правилоутверждающие тексты. Книга — это встреча с чем-то внутри нас, что задает вопросы и ждет ответов, источник нового, катализатор переживаний и утешений. Укрепление моральных устоев, конечно, происходит в том числе благодаря чтению литературы, но вовсе не от назиданий и нотаций, пусть даже описанных образно или помещенных в рифму.
Чем является книга для ребенка?
1. Это источник эмоционального контакта с родителем. Если вы показываете малышу в книжке для самых маленьких коровку, читаете про нее стишок и говорите «Мууу», что для него самое важное в этот момент? То, что вы мычите в этот момент и делаете это для него, держа его на коленках, обнимая и улыбаясь.
Когда он подрастет, вы будете читать ему перед сном, и он будет успокаиваться под ваш голос, теребя при этом вашу руку, ощущая ваше присутствие. И возможно, спустя много лет книга для него будет иметь все тот же успокаивающий и утешающий эффект присутствия кого-то важного рядом.
2. Это источник информации, знаний, развивающая среда, создающая возможности для расширения кругозора. Книга помогает находить ответы, рождает новые вопросы. Она запускает процессы мышления и воображения. Это не значит, что детям стоит покупать только энциклопедии, в хорошей художественной литературе тоже есть немало ресурсов для развития. Анализ, синтез, обобщение, создание взаимосвязей — все это хорошая практика для детского ума.
3. Это самопомощь, самотерапия, утешение, поддержка и сопереживание. Книга позволяет, подключившись к сюжету, вместе с героями переживать то, что иногда невозможно по каким-то причинам переживать в своей жизни. Шанс спроецировать собственный психический материал на героев и вместе с ними плакать, бояться, волноваться, совершать подвиги, преодолевать трудности, проходить препятствия, достигать успеха — всё это одновременно поддержка для ребенка и дополнительная возможность для эмоционального развития.
4. Хорошая книга приносит инсайт — сложное и целостное переживание, в котором ребенок открывает для себя какой-то новый контекст мироустройства, обнаруживает новые части себя, о которых он, возможно, и не подозревал раньше. В значимой для него книге он находит нечто, что затрагивает глубинные пласты его психики.
Почему маленькие дети любят сказки?
Они открывают малышу мир. В сказках в образно-символической форме описываются основы человеческих отношений и основы функционирования психики. Там есть добрые и злые персонажи, которые становятся перед сложными жизненными выборами, проходят разные сказочные препятствия, встречаются со своей силой и слабостью, с невозможностью и желанием справится с трудностями. Для того чтобы победить, им часто приходится обнаруживать и присваивать какую-то свою удивительную способность, которую они не замечали раньше. Познакомиться и подружиться с другими персонажами, что-то преодолеть и в результате справиться с невозможным, постичь непостижимое, и обрести важное.
Что любят читать дети от 7 до 12 лет?
Приключения! Эти сюжеты позволяют спроецировать детское желание побывать везде, увидеть все, поучаствовать в самом разном и справиться с самым сложным. Поэтому с героями приключений ребенок проживает архетип первооткрывателя и исследователя.
В наше время эту функцию выполняли Булычев, Дюма, Носов, Волков, Дэфо, Драгунский, Линдгрен и другие писатели, которых с большим трудом удавалось «достать». В настоящее время очень многие задачи для разных возрастов выполняют, например, многотомные приключения Гарри Поттера.
Что выбирают для чтения подростки?
Книги об отношениях героев! Отношения между сверстниками становятся самыми важными в их реальной жизни. В этот спектр попадает уже практически вся художественная литература, за исключением наших экзистенциально ориентированных классиков — Достоевского и Толстого. Но их все равно предложит к прочтению детям школьная программа. Надо ли пояснять, что экзистенциальные и философские глубины этой прекрасной литературы в этом возрасте не постичь? Максимум, на что можно надеяться, — хороший учитель литературы сможет уберечь детей от отвращения к классике.
Личные привязанности
И последнее: если ваш ребенок нежно привязан к какой-то книге или истории, то с большой степенью вероятности она является для него терапевтичной, потому что с ее помощью он проживает свои малоосознаваемые переживания. Встреча с ее героями раз за разом позволит ему переживать что-то важное, актуальное, происходящее в его реальной жизни или когда-то случившееся, но по-прежнему не обработанное психикой до конца. Поэтому не стоит критиковать или отнимать у ребенка эту книгу, какой бы странной или банальной она вам не казалась. Наоборот, если хотите понять своего ребенка лучше, спросите, чем произведение ему нравится, с каким героем он себя ассоциирует, что вместе с ним переживает, на какой внутренний вопрос ему хочется ответить, читая раз за разом.
Мне кажется, что большинство детей вполне способны выбирать себе книги по душе, и я полагаю, что вместо контроля за контентом, вполне достаточно нашего интереса и внимания к внутреннему миру ребенка, который будет живо откликаться на проективные возможности, которые предоставляют ему его любимые книги.