Рождение ребенка суррогатной матерью для некоторых пар является единственной возможностью стать биологическими родителями. Но законно ли это в России? Как не стать фигурантом дела о продаже детей? Как попадают в программу суррогатного материнства, сколько это стоит и о чем нужно знать всем участникам процесса, рассказывают врач-репродуктолог Екатерина Шибанова и медицинский юрист Юлия Лоухина.
Кто имеет право участвовать в программе
Екатерина Шибанова: «Пары, которые попадают в программу суррогатного материнства, приходят с проблемой бесплодия, имея за плечами большой опыт борьбы с ним. Это не те женщины, которые с радостью отдают возможность вынашивать своего ребенка другой из-за потребности не портить фигуру. Этот метод лечения бесплодия показан, когда нет другого выбора!
Показаний к суррогатному материнству со стороны женского организма может быть достаточно много:
- генетическая врожденная патология матки или ее отсутствие;
- множественные миомы матки с ростом узлов;
- аденомиоз 4 стадии;
- патология эндометрия, не позволяющая выносить здоровую беременность;
- более 3 неудачных протоколов ЭКО в анамнезе без имплантации;
- тяжелая соматическая патология (сахарный диабет, ревматоидный артрит, тромбоэмболия, хроническая почечная недостаточность и т. д.).
Каждый случай индивидуален».
Юлия Лоухина: «Показание к суррогатному материнству одно — не поддающееся лечению бесплодие, подтвержденное медицинскими документами, которые были получены в том числе в рамках применения методов вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ).
Особая тема — одинокие мужчины. В отличие от одиноких женщин, они по закону не являются субъектами, которым разрешено пользоваться услугами суррогатных матерей. Но и нет категоричного запрета на это. То есть только то, что у мужчины нет партнерши, не может быть поводом для участия в программе. И даже наличие бесплодия не дает ему повода для применения суррогатного материнства, так как с биологической и медицинской точки зрения он, в принципе, не может иметь детей без участия женщины.
Случаи, когда одинокого мужчину признают в судебном порядке отцом ребенка, рожденного суррогатной матерью, обычно означают то, что суд рассматривал не вопрос допуска к программе, а устанавливал отцовство. При этом он исходил из интересов ребенка, который не может остаться без попечения родителей при наличии хотя бы одного из них и намеренного осуществлять свои права по отношению к нему.
Сегодня у нас также есть противоречия между статьей 55 ФЗ № 323 и СК РФ. По ФЗ суррогатное материнство разрешено одиноким женщинам, парам как состоящим, так и не состоящим в браке. Согласно СК РФ родителями ребенка, рожденного сурмамой, могут быть записаны только те, кто официально состоит в браке, при наличии согласия суррогатной матери.
На практике одиноким мужчинам и женщинам, а также парам, не состоящим в официальном браке, приходится регистрировать детей через суд. И это возможно, только если суррогатная мать оформила письменное согласие на запись их родителями. Если нет, то необходимо доказывать, что этот ребенок был рожден в рамках программы суррогатного материнства. Для этого потребуется предоставить договор, платежные документы, свидетельские показания. Такая практика есть. Верховный суд определил, что в первую очередь необходимо исходить из интересов ребенка, даже при несогласии суррогатной матери».
Кто может быть суррогатной мамой
Е. Ш.: «Женщина, которая хочет стать суррогатной мамой, проходит комплексное клинико-лабораторное обследование. Обязательно требуется справки из псих- и наркодиспансера и об отсутствии судимости. Со многими общается психолог. Иногда даже девушки проходят полиграф. Претендентка должна быть не старше 35 лет и обязательно иметь своего здорового ребенка. Минимум одного. Половина суррогатных мам, которые приходят к нам через агентства, объявления, форумы, отсеиваются по состоянию здоровья».
Суррогатное материнство с точки зрения медицины: как все происходит
Е. Ш.: «Врач-репродуктолог при помощи протокола ВРТ производит забор яйцеклеток у генетической матери. Затем эмбриолог производит оплодотворение яйцеклеток спермой супруга. Эмбрионы пятых суток развития переносят в матку суррогатной матери. Чаще всего данные эмбрионы криоконсервируют, и они ожидают того момента времени, когда матка суррогатной матери будет готова «принять» их. Это очень сложные и индивидуальные механизмы и схемы терапии, которые разрабатывают врачи точечно для каждой пары.
Поиск и подбор суррогатной матери
Е. Ш.: «Часто пара сама пытается найти суррогатную маму. Бывает, что находят ее среди родственников. Преимущественно пары, исповедующие мусульманство. Если это не удается, то в целях экономии (подбор сурмамы достаточно дорогостоящий процесс) пытаются найти подходящую кандидатуру самостоятельно в интернете на различных форумах. Но из 10 только 1 сможет это сделать — на таких форумах присутствует очень много мошеннических схем. И в итоге 90% пар обращаются за помощью в подборе суррогатной мамы либо к агентствам, либо к своим лечащим врачам. Более 70% московских клиник сопровождают программы суррогатного материнства. У всех есть юристы, психологи, врачи, контракты с родильными домами и агентствами. В Петербурге развита сеть именно агентств суррогатного материнства, которые берут на себя весь этот функционал».
Ю. Л.: «Поиск суррогатной мамы никакого отношения к медицине не имеет. Фактически это схоже с наймом на работу: выбор сотрудника, направление его на предварительный медицинский осмотр и потом уже заключение договора. Самый главный вопрос здесь — юридически грамотное оформление отношений.
В России сложилась плохая практика. Большинство клиник пытается заниматься помимо медицинской деятельности посредническими услугами по подбору и предоставлению суррогатных матерей. Также это делают специальные агентства. Почему плохая? Потому что и первые, и вторые, заключают договоры и ведут расчеты сами, не имея на то правовых оснований.
Да, деятельность по подбору суррогатной мамы может осуществлять любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющее в составе ОКВЭД графу «Консультирование», а также любой самозанятый гражданин. Но ни у кого нет права на контроль за личной жизнью суррогатной матери!».
Регулирование отношений сторон: важные моменты
Е. Ш.: «Все регламентируется договором. Должна быть грамотная структурированная работа юристов, психологов клиники и лечащего врача. Конечно, никто не будет относиться к сурмаме как к инкубатору. Все готовы идти на уступки при честном отношении друг к другу. Если возникают какие-то острые моменты, то подключаются юристы. Но обычно суррогатные матери — очень скромные женщины из регионов со своими детьми, четко мотивированные на финансовую составляющую всего процесса. Генетические родители часто готовы оказывать дополнительные услуги для комфорта сурмамы, например, оплачивать кружки творчества для ее ребенка, пока она вынашивает их чадо».
Ю. Л.: «Субъектами правоотношений в программе являются суррогатная мать и потенциальные родители/одинокая женщина. А, повторюсь, не агентства или медицинские клиники. Поэтому и договор должен заключаться между генетическими родителями и суррогатной матерью. Обе стороны должны понимать: любое медицинское вмешательство осуществляется только через их добровольное письменное согласие и по показаниям. Любые формулировки в договоре, ограничивающие передвижение, питание, общение суррогатной матери, навязывание медицинских вмешательств, например, кесарева сечения, лежат за рамками правового поля.
Также должны быть четко прописаны права и обязанности сторон. Например, наличие алиментных обязательств генетических родителей по отношению к ребенку, рожденному в рамках программы, в случае их отказа от договора.
Денежные средства должны передаваться напрямую от генетических родителей суррогатной матери. При этом существуют разные варианты расчетов. Например, есть понятие «расчеты по аккредитиву» — когда денежные средства (оплата за оказанную услугу) находятся на банковском счете, не могут быть отозваны и выплачиваются суррогатной матери при условии выполнения пунктов, прописанных в договоре. Открытие доступа происходит независимо от агентства и генетических родителей, заключивших договор. Это правильная практика для обеих сторон.
Часто генетические родители хотят анонимности. Но стоит ли она тех рисков, которые они на себя берут? Деятельность посредников — это правовое сопровождение, то есть обычный договор об оказании консультационных услуг по правилам Гражданского кодекса РФ. Они декларируют свою обязанность по безопасному оформлению документов и поиску медицинской организации. Но они не могут заключать договор суррогатного материнства вместо генетических родителей. Именно в этом состоит самый большой риск, так как поучение агентством или клиникой денег за суррогатное материнство вместо сурматери вне рамок правового поля».
Анонимность: возможна или нет?
Ю. Л.: «В прямом смысле сохранить анонимность процесса невозможно. Поскольку договор заключается между генетическими родителями и суррогатной матерью напрямую. Законом прописан только такой способ. В договоре можно прописать, что суррогатная мать обязуется не раскрывать тайну рождения ребенка. Но обязательства могут нарушаться, так как законом на сегодня не определено понятие тайны рождения в отношении суррогатного материнства. Поэтому логично указать в договоре некую норму ответственности в виде штрафа. Но при этом гарантии того, что суррогатная мать никогда и никому не раскроет эту информацию, никто дать не может. Это человеческий фактор.
В договоре также можно прописать, что сурмама не будет искать встреч ни с ребенком, ни с генетическими родителями, но как в реальности будет развиваться ситуация, неизвестно. Можно, опять же, прописать некую сумму штрафа в случае нарушения установленной договоренности, которую будут взыскивать в судебном порядке».
Ю. Л.: Чтобы подобное не повторилось у добросовестных участников программы суррогатного материнства, нужно:
1. Заключать прямой договор между суррогатной матерью и генетическими родителями/генетической матерью.
2. Привлекать для сопровождения в программе независимого специалиста или их группу. Особенно в случае, если поиск суррогатной матери или генетических родителей осуществляла клиника или агентство.
3. Выдавать согласие на запись родителями, только тем, кто ими является генетически, а не представителям клиник, агентств, юристов».
Суррогатное материнство: цена вопроса
Е. Ш.: «Если это одноплодная беременность, то полный протокол, включая гонорар, съем квартиры, питание, наблюдение, обследование, ЭКО и сами роды, будет стоить в среднем 2,2–2,5 миллиона рублей. Если многоплодная, то суррогатная мама дополнительно получит деньги за двойню и кесарево сечение. Цена уже будет около 3 миллионов рублей. По ОМС можно пройти только программу ЭКО, если есть к этому показания. Плюс наблюдение в женской консультации и роды, если сурмама — гражданка РФ.
95% суррогатных матерей — приезжие. Они приезжают в Москву со своим ребенком или детьми, им арендуют жилье и предоставляют питание. В их гонорар это не входит. Порядка 35 000 рублей — ежемесячная зарплата сверх гонорара. Некоторые биологические родители дают 15 000 рублей на личные расходы и покупают питание сами».
Ю. Л.: «В договоре прописываются суммы, которые выплачиваются генетическими родителями суррогатной матери за вынашивание ребенка. Это могут быть ежемесячные выплаты, выплаты на одежду, при рождении малыша и выдачи согласия от суррогатной матери, все суммы алиментного характера (если генетические родители откажутся от ребенка), штрафные санкции. То есть все расчеты между сторонами должны быть прописаны в договоре.
Между клиникой и генетическими родителями, клиникой и суррогатной матерью заключается договор на оказание платных медицинских услуг. Здесь должна быть отражена только стоимость этих услуг. Невозможно прописать в данном договоре ответственность клиники за действия суррогатной матери. Она не может отвечать за действия третьего лица, которое не является одной из сторон договора. Если мы говорим о каких-то консалтинговых услугах, там отражаются суммы за поиск, сопровождение, кураторство. С медициной это не связано.
Если от ребенка отказались…
Ю. Л.: «Иногда генетические родители отказываются от малыша, если он родился с какими-то пороками или врожденными дефектами. Доказать наличие в этом вины суррогатной мамы практически невозможно. Если от такого ребенка отказываются все, то он поступает на попечение органов опеки. В этом случае встает вопрос об алиментах на его содержание. В обычной ситуации их оплачивают родители. А в этой, скорее всего, эти обязательства будет нести суррогатная мать. Это на сегодня большая проблема. Решение — прописать в договоре обязанность по содержанию ребенка до 18 лет. Суррогатная мать рожала этого ребенка не для себя».
Е. Ш.: «За все годы практики я ни разу не сталкивалась сама и не слышала от своих коллег о случаях, когда отказывались от ребенка генетические родители. Об этом говорят только в ток-шоу на ТВ. У любой пары может родиться ребенок с патологией, никто не даст гарантию. Конечно, большинство проблем определяется на УЗИ, многое корректируется внутриутробно или сразу после рождения. Но если на свет появляется ребенок с патологией, суррогатная мама должна получиться свой гонорар, так как это не ее вина. И это четко прописано в договоре между двумя сторонами данной программы. И уже генетические родители потом принимают свое личное решение — оставлять ребенка, либо отдавать в дом малютки».
Если беременность прервалась...
Е. Ш.: «К сожалению, ни одна женщина не застрахована от прерывания и осложнений беременности на любом сроке гестации. Все возможные варианты течения беременности и виды компенсаций в зависимости от сроков, на котором она замерла или должна была быть прервана по медицинским показаниям, должны быть прописаны в договоре между суррогатной матерью и генетическими родителями».
Ю. Л.: «Если беременность суррогатной матери прервалась, то должен существовать определенный гонорар, который ей выплачивается. Поскольку любая беременность имеет влияние на здоровье женщины».
Если отказалась суррогатная мать…
Е. Ш.: «В начале моей практики, когда мы не работали с юристами и психологами, такое бывало, но при еще не наступившей беременности. Тогда договоры были не выверены, не существовало системы штрафов (возмещение денежных средств за обследование, транспорт, аренду жилья, услуги юриста и так далее), и суррогатные матери могли себе позволить просто «исчезнуть» или сказать: «Я передумала». Теперь все моменты прописаны в договоре.
При наступившей беременности отказов суррогатных матерей в моей практике не было».
Ю. Л.: «Можно прописать в договоре ответственность суррогатной матери в случае, если она отказывается от выполнения обязательств, в виде возврата денежных средств, которые были затрачены генетическими родителями для того, чтобы родился ребенок. Это медицинские услуги, ежемесячные вознаграждения и так далее».