Онлайн-груминг: новый вид насилия над детьми
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Онлайн-груминг: новый вид насилия над детьми

Анна Топилина, социальный работник в Швеции (г. Мальмё), рассказывает, как новые времена рождают новые феномены и новые преступления против детей, требующие новых законодательных решений.

Мне всегда очень любопытно наблюдать за процессом законодательного регулирования того, что еще несколько десятилетий назад не то что не существовало, его и представить себе невозможно было. Например, кто мог себе представить в 1990-х, что можно изнасиловать ребенка, не касаясь его и пальцем?

Но это, увы, теперь возможно. Одиннадцать лет назад Швеция одна из первых приняла закон об уголовной ответственности за груминг. И такой закон оказался очень нужен нам всем. Что такое груминг? В параграфе 10а шестой главы шведского уголовного кодекса (Brottsbalken) груминг описан так: «‎налаживание контакта с ребенком до 15 лет с целью совершения любых действий сексуального характера — получения обнаженных фотографий, вебкам позирования, встречи с целью секса, чат-секса».

Груминг — довольно распространенная и дико подлая штука, которую очень тяжело выявить и остановить. Поскольку интернет-жизнь большинства несовершеннолетних очень сложно контролировать, именно она становится уязвимым местом современных детей, которые в остальном живут безопасней и защищеннее чем любые поколения до них.

Сегодняшнему ребёнку сложно встретиться с маньяком в подъезде или эксгибиционистом в темном парке, хотя бы потому, что его родители знают об этой возможности. Предупрежден — значит вооружен.

С интернетом все сложнее. Грумеры редко появляются в соцсетях ребенка под видом сорокалетнего дяденьки, с порога требующего секса. Модус операнди зачастую куда более сложный: преступники чаще всего создают новую личность — мальчика или девочку примерно одного возраста с ребенком, с чужими фотографиями и придуманной историей жизни. Зачастую они выдают себя за знакомых знакомых и имеют вполне себе легитимную легенду на тему почему и зачем они вступили в коммуникацию именно с этим ребенком. Знакомство, к тому же, часто происходит в пространстве, которое ребёнок рассматривает как «безопасное». Что может случиться, когда ты сидишь себе дома в своем креслице, играешь в любимую игру и заводишь в чате с кем-то диалог?

И да, оно называется «груминг» (ухаживание) именно потому, что ребенка далеко не сразу выводят на сексуальную тематику. Грумеры работают с созданием отношений с ребенком, поддерживают его в сложных ситуациях (например, часто жертвами грумеров становятся дети, страдающие от травли или имеющие проблемы в семье, отчаянно ищущие поддержки и неравнодушной души), выслушивают, дают советы, говорят приятности, делают комплименты. И лишь когда ребенок уже плотно подсажен на крючок такой «дружбы» (часто с романтическими нотками виртуального романа, так любимого младшими подростками) — начинается следующий шаг.

Бывает, конечно, по-разному, но в большинстве случаев груминг начинается с получения от ребенка фотографии относительно компрометирующего характера (обнаженка, например) и постепенно превращается в шантаж. «Пришли мне фотографии груди, иначе я разошлю вот эту фотку всем твоим одноклассникам и родителям и все увидят, какая ты маленькая дрянь». «Встань перед веб-камерой и разведи половые губы, иначе все узнают, какая ты ****». Манипуляции могут перемежаться угрозами, блокирование грумера ничего не дает и закончиться все может довольно печально.

В Швеции несколько лет назад был скандальный случай, когда был пойман грумер, заставлявший двенадцатилетнюю девочку вводить себе перед веб-камерой в половые органы разные предметы, вплоть до кровотечения, пока ее мама спокойно спала в соседней комнате. И да, девочка была плотно подсажена на угрозы и шантаж об огласке, и ей даже в голову не приходило сопротивляться. Хотя преступник и пальцем ее не тронул, и ни разу в жизни не видел вживую.

Другой вариант развития событий — это назначение реальной встречи с целью сексуального взаимодействия. Тут все проще и сложнее одновременно — такое куда проще доказать в суде и наказать, с другой стороны, последствия могут быть куда страшнее. Ну и детей сложнее «выманить» на такие встречи. Современные дети все же не пальцем деланы и быстро усваивают основы безопасности. Хотя тут на выручку преступникам часто приходит именно то, что отношения с ребёнком строились и поддерживались длительное время. И ребенок полностью уверен, что едет, например, домой к Васе четырнадцати лет, другу друга Коли, который ходит к тому же репетитору что и он.

Груминг не менее травматичен для детей, чем любое другое насилие. И куда сложнее выявляется. И да, шведский закон о груминге — это способ обозначить, что взрослому человеку нечего ловить в личных сообщениях малолетнего, и что это — преступное деяние, за которым следует наказание, даже если все еще не очень далеко зашло.

Что же делать родителям?

1. Говорить с детьми об интернет-безопасности: объяснять, что такие люди существуют, о том, что в сети каждый может выдать себя за кого угодно, и что с незнакомцами нужно быть предельно осторожными: не выдавать адрес, телефон и никаких подробностей реальной жизни. Даже если эти незнакомцы «знакомы» тебе уже очень длительное время и очень к тебе добры. Важно однако не демонизировать виртуальную жизнь. Для многих подростков она как воздух, не менее реальна и необходима, чем школьная или семейная.

2. Следить, чтобы у детей до 15 лет профиль в социальных сетях был закрыт для друзей (и просматривать список друзей с разрешения ребёнка), и не выдавать в своих соцсетях информации про ребёнка, которая может «навести на след». Однако, важно уважать частную жизнь ребёнка и не создавать поводов прятать от вас личное поглубже и понадежней.

3. Говорить с детьми об околосексуальных темах в контексте социальных сетей: о том, что обнаженное тело не делает никого проституткой и не позорит; о том, что не стоит посылать никому обнаженных фото, а если уже отправил — не бояться говорить об этом родителям; и уверить, что в случае любых неприятностей вы будете на стороне ребенка.

4. Интересоваться не только школьной жизнью ребенка, но и тем, что происходит в его виртуальной жизни. Не давя, не запрещая и не пугая. Иначе есть риск вообще никогда ничего не услышать.

5. Создавать доверительные отношения с ребенком, чтобы он мог обсудить с вами любые части своей жизни, включая не самые приятные.

Источник: блог Анны Топилиной в Facebook (соцсеть Faceboоk, а также ее владелец — компания Meta Platforms Inc. — признаны в России экстремистскими и их деятельность запрещена).

Читайте по теме:

0
0
3629
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ