Личный опыт: как я чуть не попалась на крючок интернет-мошенника
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Личный опыт: как я чуть не попалась на крючок интернет-мошенника

Интернет-мошенники стали приметой нашего времени. Согласно данным ЦБ РФ, чаще всего на их уловки попадаются женщины от 25 лет до 64 лет, которые проживают в городах. В последние годы среди способов обмана существенно возросло мошенничество с помощью мессенджеров и социальных сетей. Мы твердим детям, чтоб они были аккуратны в сети, не переписывались с незнакомцами, не высылали свои интимные фото. Но сами не всегда следуем этим заветам. Журналист Ира Форд рассказывает, как действуют обаятельные кибер-жулики.

Фото: Pekic, Istock

…Нет, это не исповедь. Это, скорее, навигационная карта с указанием подводных камней. Пусть, конечно, у нас и у вас случатся 7 футов под килем. Но о подводных камнях лучше знать заранее.

День первый, или мой незнакомый друг

Был вечер субботы. Пропиликал мессенджер. Я взяла в руки телефон: мне некто Н. наговорил аудиосообщение. Н. был мне незнаком, даром, что взаимный друг. Я зашла к нему на страницу: 3000 друзей, из них около полусотни общих знакомых. Профиль мало заполнен. Так, несколько фото, пара поздравлений с днями рождениями. Типичный профиль того, кто не писатель, а читатель. Так определила я себе Н. Меня это мало насторожило: с фото на меня смотрел обаятельный и харизматичный парень. И я включила аудио... и провалилась в этот спич. Это было, как если бы мне позвонил сам Миша Козырев и начал интересоваться моей жизнью. Вдруг.

Я попалась на голос. Он говорил, что уже прилично пьян и потому испытывает дефицит общения, а со мной хочется говорить. Я была трезва и речи Н. не казались мне нетрезвыми. Нет.

Интеллектуально Н. оказался из числа мужчин, перед которыми сложно устоять. Высокообразован, очень грамотная речь и детали указывали на статус: когда я сделала неправильное ударение в одном слове, Н. прислал фото своего книжного шкафа, где корешок к корешку стояли книги в золотых переплетах. И я поняла, что сейчас я по ту сторону шкафа, где Маринина и Донцова. И что ключика от него у меня нет.

Иногда Н. съезжал в сторону пограничных тем, которые любой замужней женщине показались бы поводом закрыть беседу и отправить собеседника в бан. Но я же вела колонку «Секс» в глянцевом журнале. Потому спокойно ответила на один из провокационных вопросов: «Какая разница. Я замужем. Тебе это не грозит».

День второй, или я бы с таким тоже поболтала

Утром в мессенджере было несколько свежих сообщений от Н. А ко мне в гости зашла подруга. Я включила ей одной из сообщений: «Что скажешь?». «Офигенный голос, — сказала подруга. — Что надо. Это кто?». Я показала аватарку Н. «Не знаю, что сказать, — сказала подруга. — Я бы с таким тоже поболтала».

Я не чувствовала, что делаю что-то угрожающее моей семейной жизни. Но легкий флирт, как пузырьки в шампанском, бодрил. Н. писал и говорил какие-то нейтральные вещи про работу и спрашивал, как у меня дела. Я рассказывала про то, как провожу день с детьми.

День третий, или я и не думала спрыгивать

Наступил понедельник. Н. писал несколько раз. Я не отвечала, у меня было интервью. Потом он позвонил по мессенджеру. Я сбросила — у меня все еще было интервью. Н. написал: «Ты где?». Я ответила довольно сурово: «Занята». Подумала и смягчилась: «Доброго дня!». Кажется, Н. забеспокоился, что я спрыгнула с его крючка. Но я и не думала спрыгивать. Просто это был понедельник и дел выше крыши.

День четвертый, или «Совет тренеров»

Во вторник я собиралась в фитнес-клуб. Н. написал с утра: «У тебя такая красивая грудь на аватарке. Пришли фото, а? Или это просто ава из интернета?». Я ответила, что грудь моя. Но ню прислать не могу. Во время кардио поделилась с тренером насущным. Миша засмеялся и собрал консилиум из тренеров. Те выписали вердикт: «Видимо, мужик — извращенец». Нормальному такие фото не требуются.

Н. еще раз написал про фото. Мол, или сейчас, или никогда. Я помнила не только то, что я замужем, но и то, что мне сказал «Совет тренеров».

И тут все как-то закончилось. Совсем.

Н. не написал вечером. А потом и утром. Несколько касаний в интернете (как говорят маркетологи) — и расчет окончен. После требований фото Н. стал мне более понятен и менее симпатичен. Его харизма меня отпустила. А что подумал он, мы не знаем. Но можем предположить, что ему надоело грызть этот странный орешек.

Две недели спустя, или «Девочки, осторожно!»

Две недели спустя в чатике дружественных мам Т. рассказала свою историю под грифом «Девочки, осторожно!». В социальной сети ей написал мужчина (позже выяснилось, не только ей, но и нескольким ее подругам). Рассказал, что ищет жену. Прислал свои фото с детьми и написал, что его родители и супруга умерли, братьев-сестер нет. И предложил перейти в WhatsApp. Утром выяснилось, что в соцсети мужчину ночью забанили за рассылку спама, но он даже не расстроился. Продолжил переписку в мессенджере. Писал, что молился, чтобы нашлась хорошая женщина. И вот она (то есть Т.) — нашлась. Спрашивал, чем она зарабатывает на жизнь. Написал сам про свою работу. Сказал: «Нашим отношениям не помешает расстояние. Во всем поможет Бог».

И тут Т. напряглась и поняла, что не очень в это верит. А заодно загуглила фото мужчины в сети. Оказалось, мошенник. А тексты, разоблачающие его, гласили, что он не одинок. Что это новый вид бизнеса и развода (в прямом и переносном смысле) замужних или незамужних дам.

Как это работает? Сначала — создание доверительных отношений, а следующий шаг может быть опционален:

1. Выманивание денег.

  • «Я попал в беду», и далее — «Пришли мне буквально тысяч 50, мы же собрались жить всю жизнь вместе».
  • «Пришли смс на такой-то номер, мне надо». И деньги списываются сами собой.
  • «Я прислал тебе подарок из другой страны, тебе только надо оплатить пошлину».

Или… та-дам, знакомый вариант:

2. Выманивание откровенных фото и видео.

А дальше — или герой получает деньги и исчезает в тумане. Или он получает заветное фото-видео и шанс для шантажа: «Я вышлю ЭТО мужу, свекру и в отдел кадров. Я заполоню ими весь интернет. Или отдай мне 100 тысяч и квартиру сверху!». Я не утрирую — я нашла истории, где девушка отдала мошенникам две квартиры. С одной стороны, ей жалко было, что у «ее» мошенника «умерли все родные» и сам он «болен раком» и ему нужны деньги. С другой — не хотела увидеть свой бюст в сети.

Я же сложила А и Б и поняла, что была близка к очень неприятной истории. Что если бы у меня был опыт — я бы раскусила Н. с первого сообщения.

Я зашла в мессенджер в наш диалог. И… Н. удалил все доказательства своего существования. В диалоге нет ни одного его аудиосообщения. И его страницы тоже не существует.

Когда я встретилась с подругами, я рассказала эту историю. Они сказали, что мне повезло со всех точек зрения. И что не все выходят целыми из таких поначалу безопасных переписок. И что мошенники такого уровня действуют целыми группами. У них есть консультанты: что сказать дальше и что сделать. И против разработанного психологами их подхода сложно устоять. И что мы, взрослые, замужние и замученные детьми и ипотекой — в зоне риска. Но мы уже услышали об опасности и можем принять меры. Но это полбеды. А настоящая беда в том, что наши взрослеющие дочери не в меньшей зоне риска. И в случае с ними «Вышли фото» может обернуться (и оборачивалось уже — эта же история случилась с дочерью подруги) таким стрессом и психологическим насилием, что потребуется помощь психолога.

Как защитить себя и свою семью? Комментарии эксперта

Фото: Westend61, GettyImages

Елена Иванова — директор благотворительного фонда «Быть мамой», мама Дани и Леи.

С 2017 года возглавляет программу «Круг безопасности», которая реализуется с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, помогает детям и родителям сделать пребывание в виртуальном и в реальном мире безопаснее.


«К сожалению, преступления в сети против детей учащаются с каждым годом. Чтобы понять, как защитить свою семью, надо понимать, с кем и с чем мы можем столкнуться. История автора довольно классическая. Похожие приемы применяют и к детям. Но кто эти люди? И что им нужно от наших детей?

1. Они педофилы, и им нужны дети для реальных встреч.

Такие люди выдают себя за ровесников, пишут с фейковых аккаунтов, становятся лучшим другом и приглашают на встречу. Если ребенок на нее пришел, страшное уже случилось. Кстати, когда мы говорим педофил, то имеем в виду не только взрослых/пожилых мужчин, но и молодых людей и даже подростков. Жертвой может стать и девочка, и мальчик. Что страшно, переписка может быть абсолютно невинной, без какого-либо намека на преступные намерения той стороны.

2. Это торговцы порнографией, которые сами получают удовольствие от подобных фото и видео.

Охотники за таким материалом действуют через шантаж. Они втираются в доверие к детям под видом ровесника, чаще противоположного пола, говорят приятные вещи и просят прислать свои фото или видео. Потом эти материалы становятся предметом вымогательства. Детей просят прислать деньги или сделать еще больше фото/видео, возможно, с участием друзей. За невыполнение требований грозят разослать все это друзьям, одноклассникам. И им ничего не стоит реализовать свои угрозы — дети часто указывают в социальных сетях номера школ и имеют открытые профили.

3. Они — ровесники, и их цель — кибербуллинг.

Они точно так же будут втираться в доверие к ребенку. Могут просить фото/видео, могут провоцировать на диалог, в котором ваш ребенок начнет обсуждать знакомых или учителей. Что дальше? Снова шантаж или сразу рассылка скринов переписки общим знакомым или их публикация на общих ресурсах.

Что можно сделать, чтобы этого не допустить?

1. Во всех этих историях есть один общий фактор — незнакомец. Поэтому крайне важно объяснить детям, что любые сообщения от незнакомцев необходимо блокировать. Любые. Мы не смотрим, есть ли у нас общие друзья. Мы не реагируем на рекомендации подруг/друзей — для них он тоже может быть совершенно чужим человеком. Мы добавляем в друзья только после личного знакомства, и мы переписываемся только с теми, кого знаем лично.

Чтобы это обеспечить, нужно научиться настраивать программы в социальных сетях и мессенджеры по обязательному минимуму.

Социальные сети:

  • закройте профиль от посторонних;
  • разрешите получение сообщений только от друзей;
  • уберите все ссылки на школы и членов семьи — это очень мощная зацепка для преступников, позволяющая моментально входить в доверие к ребенку;
  • уберите всю личную информацию из профиля ребенка (адрес, телефон);
  • сделайте надежный пароль и активируйте двухфакторную аутентификацию.

Мессенджеры:

  • настройте видимость персональных данных так, чтобы видели их только контакты;
  • отключите автоматическое скачивание медиа.

2. Договоритесь с ребенком, что вы, как взрослый и родитель, имеете право без предупреждения смотреть, с кем он переписывается. И делайте это регулярно. Не нужно читать переписку. Вам достаточно увидеть, нет ли среди контактов ребенка незнакомого вам человека. Объясните, что вы делаете это не для контроля, а для доверия.

3. Без устали напоминайте ребенку, что просьбы прислать фото или видео, особенно шеи, руки, ноги, интимных мест, необходимо игнорировать. Даже если просят об этом друзья. К сожалению, аккаунт друга может оказаться взломанным. Или завтра с другом может случиться крупная ссора. Что будет дальше, можно легко предположить самим.

Вместо послесловия

Осадочек от всей этой истории у меня такой дурацкий. Во-первых, ну, как я могла оказаться такой дурой? А во-вторых, зачем мошеннику такое образование? Н. правда производил впечатление мега-интеллектуала. И я с ним играла будто в шахматы. И рада была играть. Потому что партнера такого уровня редко встретишь. И так все вышло.

Разумеется, я провела беседу с дочкой. У нее еще нет личного аккаунта в соцсетях и грудь мало чем отличается от груди сына. Но зато у нее есть мессенджеры, а у меня — желание действовать на опережение. Яся делала большие глаза: «Так бывает?», и обещала не разговаривать с незнакомцами, не высылать им свои интимные фото. И во всех сомнительных случаях советоваться со мной.

1
1
4077
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ