Катерина Мурашова: «Они совершенно не представляют, в каком мире будут жить их дети!»
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Катерина Мурашова: «Они совершенно не представляют, в каком мире будут жить их дети!»

Какие проблемы у сегодняшних мальчишек и девчонок, и что волновало предыдущие поколения? С какими вопросами сейчас приходят на прием к психологу, и что на самом деле за ними скрывается? А главное — к чему стоит готовиться мамам и папам будущего? Сравнили прошлое и настоящее с известным детским психологом Катериной Мурашовой.

Фото: Игорь Черепанов

Катерина Мурашова — практикующий детский и семейный психолог, писатель. Автор популярных книг по детской психологии: «Все мы родом из детства», «Класс коррекции», «Ваш непонятный ребенок» и других. Выступает с публичными лекциями на тему воспитания детей.


Будни детского психолога: «Тапки никуда не делись»

— Актуальные во все времена проблемы, с которыми идут к детскому психологу, — какие они?

— Всегда был актуален вопрос границ, и он таким остается. Классика: «Он меня не слушается. Я ему говорю — надень тапки, а он меня не слушается». Как 30 лет назад, когда я начала свою практику, приходили с этим, так и приходят. Даже тапки никуда не делись. Это проблема отношений. Ребенок устанавливает границы.

— Вы не раз говорили, что до определенного возраста все проблемы ребенка — это проблема семьи.

— Это так. До 10–11 лет у детей нет психологических проблем, в которых не была бы задействована семья. Даже если, например, это нарушение развития, семья все равно влияет на течение и корректировку. И проблемы ребенка до этого возраста лучше решать системно. Проще работать с родителями, чем с четырехлеткой. После 11 лет у детей уже могут появиться проблемы, которые семьи касаться не будут — например, в школьном социуме.

— Гиперактивность остается «проблемой нового времени»?

— Пик обращений по этому поводу был 6–7 назад. Сейчас родители нашли другой «модный диагноз» — аутистические тенденции. Конечно, есть дети, у которых реально есть СДВГ и аутистические расстройства. Они были, есть и будут. Но на обращения влияет и то, что «об этом много говорят».

— Девиантное поведение, суицидальные наклонности у подростков — этого стало больше?

— По моим представлениям, меньше. Дети больше сидят в интернете. Уличных хулиганов стало объективно меньше. Суицидальных наклонностей тоже. Подростки себя любят и ценят. Даже если «попугать» — и то редкость.

Детство сегодня: «Дети способны приспособиться ко всему, если это последовательно»

Фото: Ground Picture, shutterstock

— Есть мнение, что советское детство было более правильным: у детей имелось больше свободы и возможностей быть самостоятельными.

— Свободы такой, чтобы гулять во дворе, было больше. Но современные дети гораздо больше видели интересного. В моем, например, детстве не все могли прочитать книгу. Просто потому, что ее не было. У каждого времени есть свои плюсы и минусы. Достоинства сегодняшнего детства очевидны — взрослые готовы видеть ребенка, чего не было в советское время. Современные дети имеют доступ к информации. Они учатся ее добывать. Они больше видели. Есть дети, которые видели своими глазами Колизей, который сейчас проходят по истории. В мое время в Ленинграде найти такого ребенка было невозможно. У современного детства масса достоинств!

— С другой стороны, гаджеты и зависимость от них у детей...

— Прежде чем переживать о своем ребенке в этом смысле, уходя на работу, оставьте свой смартфон дома. Проверьте, как у вас самого обстоят дела с этой зависимостью. Делать так надо всю неделю. А потом проанализировать, что именно вас тревожит — зависимость у ребенка или у вас самих. В чем, собственно, проблема? У нас ни одно поколение еще не прожило жизнь от начала и до конца, держа в руках гаджет. Науке еще просто нечего сказать. Если бы утверждалось, что гаджеты вызывают онкологию, то вопросов бы не было. Но пока ничего такого достоверно не доказано. Учителя, которые столкнулись с тем, что интернет-поисковик отвечает на вопросы детей быстрее, чем они сами... Ну, у них проблема. Но это их проблема, а не детей. Сегодня гаджет — это портал в огромный мир.

— Как вы относитесь к идее отталкиваться от потребностей ребенка? Например, не заставлять ходить в кружок, который разонравился через два месяца, а предлагать попробовать что-то другое.

— Родители должны взять на себя ответственность и сказать: «Мы приняли решение, что будем водить ребенка в десятки кружков в надежде, что в каком-нибудь, может быть, ему так понравится, что он сам захочет остаться. А может этого и не случится. Это неважно. Потому что мы приняли такое решение». А могли принять другое решение. Например, с 4 летнего возраста таскать сына и сумку с хоккейным обмундированием 5 раз в неделю на тренировку. Ребенок может приспособиться и к тому и к другому. Что для него вреднее или полезнее — зависит от его личной психики.

Новые психологические проблемы: «У них было все»

— Появились ли в последние годы какие-то новые психологические проблемы у детей?

— Скорее, у подростков. Выросло первое поколение детей, родители которых, под влиянием книг и статей, уделяли им очень много внимания. У них было все: кружки, игрушки, одежда, развлечения. Их слушали. Это хорошо выращенные дети согласно всем рекомендациям. У них не было никакой депривации. Но оказалось, что, вырастая, многие зачастую не знают, кто они такие. И когда их спрашивают: «Что ты будешь дальше делать?», они не только не находят ответа, но не находят там и себя.

— Это те дети, которые «ничего не хотят»?

— Да. Не хотят, не знают, чего хотеть. Говорят, что у них депрессия. Родители не склонны при этом слышать рекомендацию: «Оставьте его в покое! Перестаньте его кормить, пусть идет работать. Не хочет учиться — пусть не учится». Потому что они вложили в ребенка колоссальное количество времени, денег, сил, энергии, любви, в конце концов. Они теперь хотят отдачи! Хотят, чтобы дети, которых они так сильно любили, развивали, информировали и потратили на них такое огромное количество всего, соответствовали вложенным ресурсам.

— К детям стали относится как к некому проекту?

— К детям как к проектам относились и ранее. Но теперь на это наложилась идея, что ребенок — личность, его надо уважать и т. д. Когда ребенок — проект, его, например, ставят на лед и говорят: «Ты будешь хоккеистом». Он катается и катается, зная, что деваться ему с этой подводной лодки некуда. Получается из него хоккеист — хорошо, не получается — ну и ладно. А тут очень долго ребенка переставляли из кружка по английскому в секцию по теннису, потом все вокруг него собрались и говорят: «Настало время самореализовываться, чего ты хочешь?». А он не может ответить.

Это проблема появилась недавно. Ее надо профилактировать. Если вы хотите, чтобы ребенок самореализовывался, то давайте ему эту зону самостоятельности изначально.

Родительская тревожность: «Они совершенно не представляют, в каком мире будут жить их дети!»

Фото: shutterstock

— Можно ли сказать, что родители в целом стали тревожнее?

— Тревожнее, конечно. И их можно понять. Они совершенно не представляют, в каком мире будут жить их дети! Мир всегда менялся. Но впервые родители заранее знают, что не понимают, для какого мира они готовят детей. И это, конечно, повышает градус тревожности. Поэтому они и тратят все ресурсы на детей: время, деньги, желания. В этом участвуют эксперты, мои коллеги в том числе. Спрос рождает предложение. И родители ведутся, так как психологи не самые глупые люди и умеют манипулировать. Все это приводит к тому, что ребенок не чувствует себя, не понимает кто он такой.

Родители говорят: «Ты прекрасен, ты так много знаешь, умеешь то, се, пятое, десятое... Теперь настало время тебе самореализовываться как личность, а мы тебя всячески поддержим!». И от этого у ребенка крышу полностью сносит. А если он послабее, то сразу падает и говорит: «Я ничего не знаю, у меня ангедония» — и цитирует мне из «Википедии» статью о депрессии.

— Что же тогда делать родителям?

— Отдавать себе отчет, что никакой психолог не знает, как вам воспитывать вашего ребенка. Хотите ли вы сделать из него хоккеиста или хотите, чтобы он сам за все в жизни отвечал, с детства брал на себя ответственность? Или вы поставили своей целью отправить его в Оксфорд? Или чтоб он был тем, кто умеет подстроиться под любую ситуацию? Как только вы решите, чего хотите, то тут же поймете, как это сделать. Если вы хотите научить ребенка разжигать костер и выживать в условиях пожара, вы найдете способ его этому научить. Самое сложное — взять на себя ответственность. И сказать, например, что мой ребенок ходит в 4 кружка не потому, что это нужно будет ему в будущем, а потому, что у меня тревожность на грани невроза.

4
1
20203
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ