Увы, истории травли в школе — до сих пор не редкость. И не все готовы в открытую об этом говорить. А еще некоторые родители под прессом учителей начинают сомневаться: а, может, это не дети виноваты, а мой ребенок не умеет нормально общаться? Такой вопрос задавала себе и читательница «Литтлвана» Мария. Ниже — ее история от первого лица.
С буллингом моя дочь столкнулась в начальной школе. Школа эта была на очень хорошем счету в городе, и я даже предположить не могла, что мы можем столкнуться с такими проблемами.
Началось все с обзывательств. В то время мы боролись с лишним весом, причем к первому классу дочка уже подошла по весу к верхней границе нормы, но так как была значительно выше всех и крупнее, то это бросалось в глаза. Ее стали обзывать, дружить с ней в классе никто не хотел. При этом во дворе, на даче у дочери было очень много друзей!
Как-то дочка пришла заплаканная и сказала, что в классе почти все проголосовали за то, чтобы она ушла из гимназии. Голосовали они в классе на перемене... Далее такие «голосования» стали регулярными.
А потом стали появляться синяки. К этому времени мы стали ходить еще к одному психологу, которая не видела проблем в ребенке, зато видела, что есть проблема в классе. Классный руководитель упорно отрицала это, а по поводу синяков обещала «разобраться». Но разобралась я в итоге сама, пообщавшись с другими родителями. Оказалось, что дочь мою бьет сын нашей учительницы. Изначально он был в другой параллели, но из-за конфликта с детьми его перевели в класс к маме.
Вот тут я все поняла. И почему во всем была виновата моя дочь, и почему проблема не решалась. Сын учительницы чувствовал себя королем в классе, мало кто пытался ему противостоять.
Я перевела дочку в другой класс в этой же школе. Сначала все было замечательно. Дочь просто расцвела. Но надо понимать психологию детского коллектива. Класс был другой, а продленка, столовая — одна на всех. На продленке бывшие одноклассники с удвоенным усердием стали издеваться над дочкой. Постепенно к ним присоединились и мальчики из нового класса. К сожалению, при буллинге такое часто бывает. Мало кто будет поддерживать того, над кем издеваются.
Учителя говорили одно: «У вас опять проблемы. Дело не классе, а в ребенке». Психологи (разные) — другое: «У вас общительная добрая девочка». К своему стыду, я стала сомневаться в своем ребенке. Пока на уроке физкультуры моя дочь, упав со шведской стенки, не сломала руку. Учитель, несмотря на падение, заставил ее продолжать упражнения. В итоге — перелом со смещением, больница и т. д. Вот тут что-то щелкнуло в моей голове. Я решила перевести дочь в другую школу. Мы как раз купили новую квартиру и переехали.
Я очень боялась, как будет чувствовать себя дочь в новой школе. Но все оказалось замечательно. У нее появилась масса друзей. Да, она по-прежнему была выше всех, но не было ни постоянных обзывательств, ни избиений. Я увидела, что в новой школе здоровый школьный коллектив — и эти отношения у детей сформировались благодаря учителю. Она работала над отношениями детей и не допускала никаких издевательств.
Что я могу посоветовать родителям, у которых появилась такая проблема. Не молчите! Не ждите! Переводите ребенка. Никакая хорошая школа не стоит того, чтобы портить психику ребенка. Бороться с буллингом бесполезно. Даже сменив класс в этой же школе, ребенок будет встречаться с обидчиками на переменах, на продленке. Если учителя не работают над отношениями детей, то проблема буллинга будет всегда. Поэтому надо искать ту школу, где учителя умеют выстраивать правильные отношения между одноклассниками.
И не забудьте про психолога. Часто жертвами буллинга становятся дети, которые не умеют правильно реагировать на обиды, обзывательства. Иногда такие дети чрезмерно эмоционально реагируют, что в дальнейшем еще больше раззадоривает обидчиков. Ведь обзывают почти ВСЕХ, а издеваются далеко не над всеми. Издеваются над теми, над кем интересно издеваться. И, наоборот, дети, которым наплевать на обзывания, часто совсем неинтересны обидчикам. Хотя это, конечно, больше относится к младшему школьному возрасту. Нам психолог помог спокойнее реагировать на возможный прессинг, у дочки не упала самооценка. Когда мы пошли в новую школу, то больше боялась я, чем дочь. Ее настроили на то, что все будет хорошо — так, собственно, и произошло.
Комментарий эксперта
Мария Зеленова, кризисный и клинический психолог, эксперт проекта Травли.NET:
— Важно понимать, что травля в школе возможна только при попустительстве учителей и директора школы. Происходить это может по разным причинам: часто учителям не хватает опыта или знаний, они не могу понять причину буллинга или не иметь инструментов для решения ситуации.
Многие учителя сами оказываются в ситуации буллинга детьми и не могут заручиться профессиональной поддержкой. Некоторые считают, что дети «сами виноваты» или «сами разберутся», и вместо борьбы с травлей усиливают вину жертвы, тем самым усугубляя ситуацию в классе. В любом случае важно помнить: эта проблема должна решаться не детьми, а только взрослыми.
И начинать следует с признания наличия проблемы, не ожидая, что все само урегулируется и исправится. Родители не должны бояться вмешиваться под предлогом «чтобы не было хуже». При физическом насилии есть необходимость собрать у терапевта освидетельствования синяков, ссадин, травм. При психологическом насилии — диагностику, оценку последствий психологических травм и рекомендации у психолога. Следует максимально быстро организовать встречи и собрания всех задействованных взрослых — родителей, учителей, руководства школы — с целью донести до них, что происходит. Требовать изменения общей ситуации в классе. Классный руководитель должен быть заинтересован в решении конфликта не меньше родителей, но если это не так, то стоит обращаться к вышестоящему руководству.
Уменьшению и прекращению буллинга способствует внешкольная активность, в которой участвуют по возможности все дети, работа над совместными проектами внутри класса, обсуждение травли и ее последствий. Если на уровне школы решить проблему не удается, есть смысл писать в министерство образования и составлять жалобу на бездействие ответственных за здоровье и образование ребенка в стенах школы лиц с помощью юристов.
С ребенком важно не терять доверительной коммуникации и снижать его тревожность, обеспечить развитие его социума вне школьного коллектива и помогать укреплять самооценку.
Когда у ребенка есть возможность устанавливать здоровые, гармоничные отношения со сверстниками, он, даже попадая в ситуацию травли, выходит из нее с меньшими последствиями, нежели те дети, для которых школа — вся жизнь, а дети в классе — олицетворение общества в целом.