Наталия Гатанова: «Для многих педагогов «трудный ребенок» — непосильный профессиональный и человеческий вызов»
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Наталия Гатанова: «Для многих педагогов «трудный ребенок» — непосильный профессиональный и человеческий вызов»

Как дети становятся «трудными»? Зачем на самом деле они срывают уроки в школе или дерутся в саду? Как им помочь? О диагнозах, ярлыках, и о том, как родителям реагировать на постоянные жалобы педагогов по поводу поведения ребенка, «Литтлван» поговорил с ведущим психологом-консультантом фонда МиКЭБИ, автором развивающих книг для детей и родителей Наталией Гатановой.

Фото: Expo Olimpia

«Ярлык «трудный ребенок» оправдывает, прежде всего, беспомощность взрослых»

— Педагоги или воспитатели говорят маме: «У вас «трудный ребенок!». А что значит — «трудный»? Может, просто неудобный?

— Конечно, это неудобный для педагога ученик: неуправляемый, неусидчивый, непослушный, агрессивный. Это ребенок, который ведет себя не так, как ожидает от него взрослый. Он требует больше внимания, особого подхода, нестандартных методов взаимодействия, а это для многих педагогов, увы, непосильный профессиональный и человеческий вызов. Вот и цепляются взрослые за ярлык «трудный», потому что он оправдывает, прежде всего, их беспомощность.

— Как найти грань между, скажем, гиперактивностью и простой склонностью к хулиганству?

— Гиперактивность, шалости и озорство — разные, несвязанные напрямую характеристики. Можно быть еще тем шкодой, но при этом не иметь симптоматики гиперактивного ребенка. Гиперактивность — особенность функционирования нервной системы. Это такая же данность, как цвет волос или рост. Со временем гиперактивность может сойти на нет. Обычно это и происходит к 9–10 годам.

Склонности нарушать правила, саботировать указания взрослого, озорничать — это скорее результат воспитания, способ привлечь к себе внимание. «Обрати на меня внимание и помоги мне подружиться с этим миром» — такой может быть «перевод» поведения «трудного ребенка».

— А если гиперактивность не проходит? Родители-то ждут, что их «трудный» перерастет, исправится...

— Давайте будем честными, гиперактивному ребенку не надо исправляться. Он такой, какой есть. Ему надо помочь адаптироваться со всеми его особенностями к этому миру. Если из кактуса не пытаться сделать розочку, то он тоже в какой-то момент расцвет. Если гиперактивный остается «трудным», значит надо пересмотреть свое взаимодействие с ним, свои требования к нему и свои ожидания по поводу идеального ребенка.

«Неумелость педагога ведет к «бунту на корабле»!»

— У нас часто любят раздавать диагноз «Синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ). СДВГ и «трудный» всегда идут в паре или нет?

— В глазах учителей и воспитателей они всегда в паре. Понятно, дети с гиперактивностью требуют особого подхода. Например, чтобы занять такого ребенка на полчаса, недостаточно дать ему листок бумаги и карандаши. Он не будет долго сидеть на стульчике и слушать, как ему читают сказку. Работа с ним требует не только дополнительных усилий, но и знаний от взрослого. Неумелость педагога ведет к неудовлетворению потребностей ребенка и, как результат, к «бунту на корабле».

— То есть ребенок с СДВГ может и не попадать в список «трудных»?

— Если вы разрешите ему быть самим собой, будете учитывать при организации совместной и учебной деятельности его особенности, то он прекрасно впишется в коллектив и не будет доставлять никаких неприятностей.

— Правда ли, что детей с СДВГ надо нагружать сильнее?

— Это распространенное заблуждение. Гиперактивность — проявление слабости нервной системы, несбалансированность процессов возбуждения и торможения. И если ребенка перегрузить, то симптоматика только усилится. Представьте себе машину без тормозов. Если вы едете на медленной скорости, то остановить авто будет не очень сложно, но если ее разогнать, то последствия могут стать печальными.

— Иногда таким детям предлагают перейти на домашнее обучение...

— На мой взгляд, это хороший вариант для младшеклассников. Во-первых, ребенок в своем темпе, без отвлекающих факторов, без переутомления легко возьмет программу начальной школы. Во-вторых, у него не будут формироваться протестные реакции на непонимание учителем его особенностей. В-третьих, к 10 годам симптомы СДВГ компенсируются и ребенку легче управлять вниманием и поведением, что позволит продолжать обучение в обычном режиме.

«Понять, принять, поддержать — вот задача взрослого!»

— Давайте рассмотрим несколько конкретных примеров из жизни. Учительница говорит, что первоклассник грубит и толкается. Что делать его родителям?

— Если раньше за ним подобного не замечалось, то поговорить по душам. Вполне может быть, что у парня есть веские причины для такого поведения. Попросить разрешение понаблюдать за ним в классе. А если и раньше наш герой был несдержан, то нужна помощь специалиста, и чем скорее, тем лучше. Потому что, похоже, родители не справляются и арсенал их средств исчерпан. Чтобы дать конкретный совет, надо понимать, что уже было испробовано.

— Четырехлетняя девочка в детском саду проявляет агрессию и бьет всех детей. Как поступать ее маме и отцу?

— Скорее всего, ей плохо в саду, и единственный способ как-то снять напряжение — вылить гнев на стоящего (сидящего) рядом. В этой ситуации надо постараться сделать так, чтобы садик не вызывал у ребенка тревогу и страх, грусть и печаль. И это скорее вопрос к воспитателям. Другая причина — предыдущий опыт малышки. К примеру, она транслирует в мир то, что наблюдает вокруг себя. Здесь на помощь может прийти воспитатель, который постарается предотвращать ситуации агрессии. Например, как только девочка замахнулась на мальчика, который не дал ей совочек, остановить руку в полете и помочь отрефлексировать, что она хотела сейчас сделать и спросить почему? Впрочем, возможен и еще десяток других причин агрессивного поведения в юном возрасте: плохое самочувствие, заболевание ЖКТ, близорукость.

— А если ученик 5 класса не сидит на месте, хулиганит на уроке, не осознавая масштабов своего хулиганства?

— В этом вопросе для меня ключевым является слово «не осознает». К пятому классу дети обычно осознают, где и зачем они находятся, и стараются вести себя соответственно. Если нет, возникает вопрос, все ли в порядке с этим ребенком? Возможно, ему нужна помощь специалистов, и просто одними разговорами здесь не обойтись. Есть же психологи, социальные работники, учителя. Не бойтесь обращаться к ним. Это их работа — помогать детям адаптироваться к школе и ее требованиям. И в большинстве своем они помогают.

— Старшеклассник грубит и дерзит учителям, открыто проявляет неуважение, прогуливает уроки, что делать?

— Главное, понять его мотив — чего он добивается таким поведением? Часто это способ избежать травмирующей ситуации. Например, ребенок по каким-то причинам плохо или совсем не понимает предмет. На уроках он постоянно попадает в ситуацию, которая угрожает его самооценке — опять не выучил, опять не ответил, опять два по самостоятельной работе. Тупой, одним словом. Ну уж нет, лучше я буду дебоширом. Еще один вариант — родители разводятся. И единственный способ, по мнению нашего подростка, удержать их вместе — это устроить балаган в школе, чтобы маму и папу туда вызвали и они начали вместе спасать свое чадо.

Если хотите услышать универсальный совет, то понять, принять, поддержать и совместно решить, как можно исправить ситуацию, — вот задача взрослого!

«Верьте в своего ребенка — это наша с вами родительская миссия»

— Вы говорите больше о поведении педагогов: что им нужно делать, как себя вести. А ведь родители слышат жалобы именно от них...

— Одна из важнейших функций семьи — поддержка и домашняя психотерапия, назовем это так. Суть ее в том, что семья — место, где ребенка принимают таким, какой он есть, любят его, оказывают ему поддержку. Воспитание при этом не отменяется.

— Но как родителям реагировать на подобные слова?

— Если есть возможность, то нужно найти правильного педагога для вашего ребенка. Винить, ругать, жаловаться — не выход. Педагог на самом деле может не знать, как вести себя с ребенком. Если у вас есть понимание, что именно ребенка успокаивает, какие слова помогают ему управлять собой, что он любит делать, — расскажите учителю. Если это детсадовец — забирайте его пораньше. Гиперактивные дети очень устают от большого количества людей вокруг себя и становятся совсем неуправляемыми. Ругать ребенка нет смысла. Школьников постарайтесь не перегружать дополнительными занятиями. Оставьте только то, что действительно радует ребенка, успокаивает и дает ему ощущение успешности.

— А в каком возрасте уже поздно что-либо корректировать?

— Пока живет человек, он может меняться. Исправлять всегда труднее, чем нормально что-то делать с самого начала, но это не повод опускать руки. Верьте в своего ребенка и помогайте ему встать на ноги. Это наша с вами родительская миссия.

— Что становится с «трудными» детьми, когда они взрослеют?

— Судьбы складываются по-разному. Кто-то перерастает свои детские трудности и вырастает нормальным человеком, живет как все. Кто-то продолжает всю жизнь доказывать, что он достоин внимания и уважения, и в этом своем стремлении не замечает, как переходит черту. Кто-то, пройдя через непонимание и неприятие, протест и бунт в детстве, вырастая, становится опорой для таких же, как он, детей — идет в педагоги или психологи.

1
0
1948
КОММЕНТАРИИ4
2
Хорошо знаю Наталию Владимировну, и знаю, что она абсолютно искренна в своих словах, что нужно искать к ребенку подход и что это задача педагога. Не очень только себе представляю реализацию этой задачи в современной школе, где в классе по 30-35 детей на одного учителя. Более того, понимаю, что сейчас в меня полетят тапки, я не согласна с идеей, что учитель в обычном школьном классе или воспитатель в обычной садиковской группе должен искать этот подход, я за то, чтобы с "трудными" детьми работали специалисты, остальные дети в группе или в классе не должны быть лишены внимания учителя / воспитателя, который занят подбором особенных заданий / занятий для ребенка с особенностями нервной системы.Приведу пример - моя дочь ходит на кружок, на этот же кружок недавно стал ходить мальчик, которому либо неинтересно, либо не дорос по возрасту до кружка, он не слушает педагога и большую часть времени занятия валяется на полу. Скажу сразу, кружок интересный, детки маленькие, трехлетки. И вот мама этого ребенка пишет в общий чат преподавателю - цитирую дословно: "Мы вчера у невролога были. Короче ему никак нельзя давать вот так лежать и тереться об пол. Это стресс и внутренний дискомфорт он испытывает. Нужно его отвлекать и вовлекать. Таков вердикт». Наверное с точки зрения психологов и в духе данной статьи, да, это задача педагога, вовлечь мальчика в процесс, но с моей точки зрения, мамы другого ребенка, который с удовольствием выполняет все задания, зачем эти "пляски с бубнами".
2
Соглашусь с предыдущим комментарием: у нас совершенно не созданы условия, ни в школе, ни в садах, для того, чтобы учителя и воспитатели имели возможность уделять особое внимание детям, которые в этом нуждаются. Гиперактивность бывает разная и иногда ребенок с такой особенностью требует не то что особого внимания, а постоянного контроля (знаю, тк сталкивалась). Как это сделать учителю или воспитателю при численности классов и групп в 30 члк (минимум) - не понятно. Только в ущерб другим детям, у которых тоже есть право на внимание. Еще пролема - чтобы работать с такими "трудными" детьми надо иметь соответствующее образование, среднестатистические воспитатели в группе сада не обучены тому, как вести себя с ребенком, который нормально себя чувствует только лежа на полу (или еще как-то). Я тоже за все хорошее и против всего плохого и хочу чтобы все дети имели равные права/возможности и тд и тп, но хорошо бы это все не в теории воплощать, а на практике, то есть создать сначала условия для реализации идеи об инклюзивном, например, образовании. Вот при численности класса в 10 человек уже реальнее уделить всем внимание, а при наличии спец образования - скорректировать поведение "трудного" ребенка. Но такие условия у нас сейчас только в коррекции, уж всяко не в обычном саду/школе.
2
Добрый день! Спасибо вам за интересные комментарии! Да, в группах до 35 детей одного взрослого не хватит не только на ребенка с "особыми" потребностями, но и на детей с "нормальными" потребностями. Такова реальность. Можно ли это как-то решить? Способов много. Можно ждать "милости от природы", можно организоваться и не приходить в такие большие группы, классы, можно искать более адекватные, малочисленные группы (частные сады и учебные заведения), можно пораньше забирать детей из таких групп, можно смириться. Много чего можно сделать. Например, можно стать волонтерами (бабушкам, дедушкам, неработающим мамам, страшим братьям, тетям, дядям). Так делается во многих странах мира и это работает! У детей есть возможность пообщаться с разными взрослыми. Это разгружает воспитателя и дает ему возможность сосредоточиться на важных сторонах своей работы. Про трехлетку и кружок. Трехлетке с неврологией идти на занятие в группу? Зачем? Социализировать? Развивать? Малышу надо прежде всего самому стабилизироваться, обрести почву под ногами, и это будет самый главный (полезный, необходимый) вектор его развития. Потом будет все - и социализация, и обучение. Дайте время, не спешите.
1
Согласна с автором статьи! Все замечательно и правильно написано. Прежде всего надо уладить все дома, в семье. Потом только в саду. И у "нормальных" детей и у "особых" есть острая потребность быть принятыми, быть "хорошими", быть любимыми. Зачастую именно педагог фильтрующий детей на "нормальных" и "ненормальных" становится катализатором для ребенка, который и так находясь в ситуации стресса еще и оказывается плохим. Я тоже считаю, что нужно очень внимательно смотреть, к тем ли людям попал мой ребенок. Не стоит доверять так много тем, кто не способен выполнить эту задачу.
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ