Тема детского травматизма и его профилактики не теряет актуальности никогда. Откуда чаще всего падают дети? Надо ли страховать младенца, который учится ходить? С какого возраста безопасно давать еду кусочками? И почему лучше резать ягоды винограда детям? Узнали, что об этом думает и что советует родителям известный педиатр Сергей Бутрий.
«Не стоит недооценивать «альпинистские» способности детей»
— Есть два противоположных мнения. Первое: ребенка, который только начал ходить, не надо страховать, потому что он должен научиться падать. Второе: страховать надо, потому что с возрастом координация улучшится, и он в любом случае научится падать, но без риска получить травму. Так что же лучше — бегать за ребенком и ловить, надеть шлем или просто отстать от человека?
— Наверное, истина посередине. Бытовой травматизм — частая, но вполне предотвратимая причина детских страданий, и заниматься его профилактикой непременно нужно. Для этого надо регулярно пересматривать «карту опасностей» в доме и защищать ребенка от опасных травм: падения из окна, с лестницы кубарем или со стремянки. Крайне желательно закрыть острые углы на мебели специальной защитой, запереть ящики, блокировать прихлопы у дверей и прочее. Но от всех падений и ушибов мы ребенка не убережем — да и не нужно, думаю. Падения, ушибы и прищемленные пальцы учат ребенка осторожности и осмотрительности, в этом есть педагогическая цель. Главное избежать калечащих травм, иначе эта педагогика будет иметь слишком высокую цену.
Подробнее я писал о проблеме в блоге.
— Еще один родительский страх — двухэтажные кровати. Это действительно опасно? Какая тут может быть профилактика детского травматизма?
— Безусловно, это более опасно, чем обычные кровати, в любом возрасте ребенка. Тем не менее, полного запрета на их использование эксперты по детской безопасности не вводят. Просто просят соблюдать базовые правила: всегда устанавливать двухъярусную кровать только в угол (чтобы с двух сторон она была прижата к стенам), не позволять детям прыгать и играть в активные игры на втором этаже кровати, всегда освещать ночником лестницу на второй ярус, не укладывать детей младше 6 лет на второй этаж кровати и др. Подробнее можно почитать об этом здесь. Я бы добавил как обязательное условие прикручивать кровать к стене, чтобы ни при каких обстоятельствах она не могла упасть на бок — это опасно и для ребенка на верхнем ярусе, и для того, кто играет на полу рядом с кроватью.
— Откуда чаще всего падают дети? С каких неожиданных поверхностей?
— Дети падают с абсолютно любых поверхностей. Младенцы наиболее опасно падают с пеленальных столиков и из колясок в транспорте. Поэтому никогда не оставляйте младенца одного на пеленальнике, даже если он еще не переворачивается и не ползает! И всегда берите его на руки в общественном транспорте, никогда не перевозите его внутри коляски. Не стоит недооценивать и «альпинистские» способности детей. У меня был двухлетка, который поставил одну табуретку к столу, вторую — на стол, и так достал лекарства из шкафчика, до которого взрослые дотягиваются, лишь встав на носочки. Разумеется, с таких высот дети могут очень травматично упасть.
«Разрезать ягоды винограда вдоль — очень полезная привычка»
— Часто встречаю рекомендации педиатров США: любую круглую плотную еду (виноград, орехи и т. д.) детям до 5 лет давать только разрезанной вдоль. Ни разу не слышала об этом от отечественных врачей. Это не такой большой риск или у них есть другая причина не давать подобных советов?
— В России мало кто серьезно занимается просвещением родителей. Это главная причина, по которой российские педиатры не дают таких советов. Поэтому «часто» слышать здесь о чем-то, что касалось бы медицины и при этом не относилось бы к рекламе, в принципе сложно.
Аспирация (вдыхание) инородных тел вообще и кусочков твердой пищи в частности — очень серьезная проблема, потенциально угрожающая жизни ребёнка, поэтому иметь на этот счет настороженность и стараться предотвратить опасность очень важно. В двух словах об этом не расскажешь, поэтому лучше ознакомиться с тематическими памятками для родителей на английском или русском языках. Разрезать ягоды винограда вдоль — очень полезная привычка, как и выбирать шариковые ручки только с колпачками, имеющими спасательное отверстие. Будет совсем хорошо, если каждый родитель ознакомится с базовыми принципами первой помощи при аспирации инородного тела, в частности с приемом Хеймлиха.
Также важно помнить, что дети могут вдохнуть откушенный кусок воздушного шарика (особенно опасны длинные шарики, из которых скручивают фигурки зверей) или любого целлофанового пакета — поэтому нельзя позволять им играть сдутыми шариками или их лопнувшими остатками, а также пакетами. Даже под присмотром взрослых. Вдыхание тонкой резины или полиэтилена может привести к смертельному удушью, а прием Хеймлиха малоэффективен для таких инородных тел.
— Вопрос от начинающих вводить прикорм: с какого возраста давать кусочки неопасно? Я сталкивалась с мнением консультантов по прикорму о том, что если не ввести их в возрасте с 8 до 10 месяцев, то потом «окно» закрывается, и ребенок лет до трех будет регулярно сильно давиться. Правда или миф?
— Трудно сказать, что здесь первично, а что — вторично. Ребенок, которого не научили принимать кусочки в оптимальном возрасте (7–12 месяцев), потом не может их есть, или часть детей просто не могут научиться есть кусочки вовремя из-за повышенного рвотного рефлекса. Так или иначе, я предлагаю мять вилкой вареные овощи и давать ребенку возможность жевать деснами уже с 7–8 месяцев. Но и большой трагедии в том, что всю еду ребенку, который давится кусочками, пюрируют до 2–3 лет, тоже не вижу. Просто пользоваться блендером так долго неудобно. Рано или поздно ребенок научится есть полноценную еду, если, конечно, у него нет серьезных неврологических или психиатрических заболеваний. Выявлять их — задача педиатра.
«Полезно пройти весь дом «на карачках» и посмотреть на него с высоты ребенка»
— Среди источников опасности дома для детей обычно фигурируют: розетки и электроприборы, газ и огонь, окна и балкон, мелкие предметы (опасность попадания в дыхательные пути), бытовая химия и лекарства в открытом доступе (ожоги и отравления), большие емкости с водой (малыши без присмотра могут утонуть даже в ведре). По вашему опыту, часто ли встречаются такие случаи и почему — от беспечности или нехватки информации?
— Я не очень люблю тему «кто виноват». Гораздо полезнее рассуждать на тему «что делать». Мало кто сознательно желает своим детям зла, но многие беспечны и недальновидны, многие отмахиваются от советов по безопасному быту, считая их паранойей. Где находится здоровый баланс между безопасностью и гиперопекой — вопрос очень сложный. Но базовые правила безопасности соблюдать необходимо.
Качественной информации по профилактике бытового травматизма детей сейчас все больше, проблема скорее в мотивации. Когда ребенок первый раз стащит на себя за скатерть чашку с кипятком, родители быстро поймут, как важно избавиться от скатертей, поставить заграждения на газовую плиту, спрятать шнуры от электрочайников и т. д. Но это непродуктивно и ненормально — задумываться о таком только после трагедии. Поэтому лучшее решение — открыть большую статью по «карте опасностей» в доме и выполнить все советы из нее, по списку, от начала до конца: поставить блокираторы на окна, убрать с пола провода, прикрутить всю неустойчивую мебель, спрятать лекарства и бытовую химию под замок и т. п. Полезно пройти весь дом «на карачках» и посмотреть с высоты ребенка на все интересное и опасное: так у вас появится больше шансов предвидеть беду.
— А какие есть неочевидные опасности, о которых надо знать?
— Это слишком широкий вопрос, таких опасностей очень много, и для одних родителей не очевидны одни, а для других — совсем другие опасности. Кроме того, есть беспечные родственники. Скажем, родители спрятали всю бытовую химию под замок, но дедушка налил растворитель для краски в аппетитную бутылку из-под «Колы» и поставил на пол в гараже. Это просто мина замедленного действия, рано или поздно ребенок попадет в гараж, взрослые чуть отвлекутся и мина рванет (ребенок напьется растворителя).
Или существует такая неочевидная опасность, как заборы из листового железа. Детям очень интересно заглядывать за забор, но за листовой не так просто заглянуть — нужно что-то подставить, схватиться за край и заглянуть сверху; если в этот момент ноги соскользнут — ребенок повиснет всем весом на этом «острие ножа» и разрежет себе пальцы рук. Поэтому огороженные листовым забором площадки для детей кажутся безопасными, но это не всегда так.
Также к неочевидным опасностям относится проглатывание плоских батареек и неодимовых магнитов. Батарейки быстро вызывают химический ожог пищевода, с самыми серьезными последствиями: из быстрых — медиастинит, из медленных — стриктуры пищевода. Неодимовые магниты еще коварнее — они попадают в разные петли кишечника, затем примагничиваются друг к другу, вызывают прободение (дырку) в кишечнике с развитием перитонита (гнойного воспаления брюшины).
«В путешествии главное — иметь хорошую страховку»
— Не травмы, но тоже важная тема: как часто у детей без очевидной аллергии случается анафилактический шок — от нового продукта, лекарства, укуса насекомого? Стоит ли как-то подстраховываться? Знаю, что родители, которые уже сталкивались с жесткой аллергической реакцией, покупают одноразовые шприцы-ручки с адреналином для таких случаев.
— Крайне редко. Я не рекомендую иметь дома шприц-ручки с адреналином никому, кроме людей, уже переживших анафилаксию ранее. Такие ручки стоят дорого и имеют очень выраженные побочные эффекты. Высока вероятность, что родитель запаникует по мелочи и вколет эпинефрин по ерундовому поводу, когда это совсем не требовалось. Поэтому вреда от такой «запасливости» может быть больше, чем пользы. Если в семье есть тяжелые аллергики, а у вас — страх, что ребенок унаследовал это, лучше иметь дома пару ампул «Дексаметазона», и при тяжелой аллергии (крапивнице, отеке Квинке или анафилаксии) звонить в скорую. Если они одобрят — ввести «Дексаметазон» еще до приезда врачей, под телефонным контролем диспетчера или врача скорой помощи. Это достаточно безопасно и весьма эффективно в большинстве случаев. Первое в жизни введение адреналина следует все же оставить на усмотрение врача. Подробнее об этом можно почитать тут.
— А что всегда должно быть в детской домашней аптечке для помощи в экстренных ситуациях? Что непременно должно быть в сумке у родителей, выбравшихся из дома с детьми, — кроме телефона, по которому можно вызвать скорую?
— Здоровый минимализм — наше все. Сейчас, при наличии круглосуточных аптек в шаговой доступности, дома нужно иметь минимум: жаропонижающее, бинты, лейкопластыри, оральные регидратационные средства (типа «Гидровит» или «Регидрон Био»). Остальное — только если ваш ребенок склонен к какому-то заболеванию и врач рекомендовал держать дома препарат. Например, пережившим ранее вирусные стенозы (ложные крупы) я рекомендую иметь дома небулайзер, «Пульмикорт» и уколы «Дексаметазона». Пережившим тяжелые одышки от бронхообструкции — спейсер, «Сальбутамол» и те же уколы «Дексаметазона». Склонным к крапивницам — «Эриус» и т. д.
В путешествии главное — иметь хорошую страховку. Иначе, случись чего, можно и квартиру продать в счет лечения. Я составлял как-то минимальный перечень лекарств, который можно брать с собой, но всегда стоит обсудить этот вопрос со своим лечащим врачом перед отъездом. Также не забывайте, что за месяц до поездки в некоторые страны следует получить ряд дополнительных вакцин (гепатит А, брюшной тиф, желтая лихорадка и др.), перечень этих прививок можно посмотреть тут на интерактивной карте или уточнить у вашего врача.
— Некоторые родители составляют инструкцию безопасности для бабушек и нянь. Что из того, что не было упомянуто выше, стоит туда включить?
— На мой взгляд, краткая инструкция только расслабляет. Если ее выполнят, то создастся ложное ощущение, что «все сделано, чего еще надо-то», но чаще для непосвященного человека такой список похож на паранойю и просто игнорируется. Лучше полноценно вовлекать старших родственников в профилактику бытового травматизма: посмотреть совместно с ними передачи о травматизме или дать прочесть хорошие статьи, обсудить тяжелые случаи травм детей ваших друзей и знакомых. Благо, в таких историях никогда нет недостатка.
«Страх родителей о глистах при наличии животного в доме редко оправдан»
— Давайте немного поговорим о животных в доме. Какие риски для детей здесь самые распространенные, с какими случаями лично вы сталкивались?
— Наверное, самые распространенные и опасные риски — это нападения животных, спровоцированные детьми. Собаки кусают ребенка за лицо, кошки выцарапывают им глаза и т. д. Причем питомец обычно не трогает детей хозяина. Он понимает, что это потомство хозяина — и совершенно не в его интересах причинять ему вред, это заложено в инстинктах, как мне кажется. Но расслабляться не стоит — самому ангельскому терпению самого безобидного питомца может прийти конец. Детей следует обучать правилам общения с животными, а самых опасных комбинаций (например, глупый игривый котенок + активно ползающий младенец) следует избегать. Животных следует ежегодно вакцинировать — помните, что они могут заразить человека бешенством и столбняком!
Повсеместный страх родителей о глистах при наличии животного в доме редко оправдан. У кошек и собак очень мало общих глистов с человеком, и если мыть руки после смены кошачьего туалета, риск заразиться минимален. А вот такие риски, как болезнь кошачьих царапин, часто игнорируются или забываются.
В целом, животные в семье — это хорошо. Они учат детей гуманности, они приносят в дом уют, учат понимать повадки бездомных животных, несут на себе небольшую полезную (!) долю грязи и аллергенов, так как избыточная чистота тоже вредна для детей. Есть некоторые научные данные о возможном снижении риска аллергии у детей, выросших в доме с животными (особенно собаками). И если соблюдать основные меры безопасности, риск ребенка пострадать от животных достаточно мал.
«Комоды являются эталонным способом получения травм от падения мебели»
— Производители мебели часто рекомендуют прикручивать шкафы и тумбочки к стенам, но в реальности этим рекомендациям следуют единицы. По-вашему, всю мебель надо прикручивать или это уже паранойя?
— Абсолютно необходимо прикручивать к стене любую мебель, которую хотя бы теоретическим можно опрокинуть. У меня персональная паранойя на этот счет, так как один из моих пациентов, которого я вел с роддома до полутора лет, опрокинул на себя комод с тяжелым телевизором и погиб от полученных травм. Именно комоды являются эталонным способом получения травм от падения мебели: ребенок выдвигает нижний ящик, наступает на него и рычагом опрокидывает комод на себя.
То, что единицы следуют этому указанию, вовсе не повод игнорировать его и вам. Люди часто бывают ленивы, недальновидны и склонны недооценивать риски, а нередко еще и верят в теории заговора. Это касается любой профилактики, но достигает пика в вопросах профилактического введения лекарств (например, есть люди, отказывающиеся от введения витамина К новорожденным) и особенно прививок (от идей антипрививочников не может укрыться ни один родитель). Слишком часто приходится слышать от родителей, особенно отцов, подобные фразы: «Мы как-то выросли без всех этих новых вакцин, прикручивания мебели, детских автокресел — и дети наши вырастут». Это является типичным примером когнитивного искажения, которое так и называется «ошибка выжившего». Не попадайтесь на эти скользкие аргументы, занимайтесь самообразованием и берегите ваших детей. Мы не можем защитить их от всего зла в мире, но если можем защитить хоть от чего-то, то не воспользоваться этим шансом будет преступлением.