В это сложно поверить, но 1 июня мультсериал «Смешарики» отметит 18-летие. Мы попросили создателей мультфильма вспомнить по одной истории, которая прочно ассоциируется с работой над этим проектом.
Одобрение Успенского
Анатолий Прохоров, худрук и создатель мультсериала «Смешарики» (скончался в 2020 году; цитата из архивной записи):
Когда мы начали делать мультфильм «Смешарики», для меня было очень важно мнение Эдуарда Успенского, этого бренд-мэтра советской мультипликации. Я записал пару первых серий, взял пару книжек-раскрасок и несколько очень сомнительных по качеству сувенирных фигурок, сделанных из крашеного гипса, сложил их в сумку и поехал домой к Эдику показывать новый сериал.
Он был страшно заинтересован и расспрашивал всё в мельчайших подробностях, закончив обсуждение неожиданными словами: «Ну, Толя, можно считать, что старость ты себе обеспечил!». Я удивился и посмеялся этому неожиданному переходу на экономические рельсы. Это означало, что идея действительно понравились Эдику.
Подвиг ради искусства
Денис Чернов, ведущий режиссер сериала и полнометражных фильмов «Смешарики»:
Интересные истории очень часто происходят на процессе «ошумления», когда кино уже готово и можно пребывать в расслабленном состоянии. Все близится к завершению, но время от времени возникают вопросы, которые нужно решать. Помню, как на финальном ошумлении наш звукорежиссер Игорь Яковель никак не мог найти звук скрипучей резины. Было воскресенье и многие магазины просто не работали. Мы обыскали все в округе, но ничего подходящего не нашли. А записывать надо! Тут Игорь куда-то отлучился, а через некоторое время вдруг зовет меня на склад уборщицы. А там швабры, какие-то железные ведра и… да, старые грязные резиновые перчатки. И вот он берет эти перчатки двумя пальцами протягивает мне и говорит: «На, надувай!». Ну. что не сделаешь ради искусства.
Шестиминутная серия в производстве находится около четырех месяцев. Работают над ней около 15 человек: художники, аниматоры, сценаристы, композиторы, актеры озвучивания. Стоимость производства одной серии можно сравнить со стоимостью новой иномарки премиум-класса.
Больше историй от Дениса Чернова — в интервью режиссера на Littleone.
За Кроша и Ежика!
Марина Ланда и Сергей Васильев, авторы музыки и песен к сериалу и полнометражным фильмам о Смешариках:
Мы уже давно относимся к Смешарикам, как к живым, каждый из них нам дорог и понятен, как понятны черты характера друзей. Мы чувствуем, когда кто-то из персонажей не может поступить так, как написано в сценарии. Однажды мы с командой разругались в пух и прах из-за серии про морковку, в которой Крош обманул Ежика, и повел себя очень странно и непорядочно. Представьте себе, взрослые люди собрались вместе обсудить, что они не согласны с этой серией и, в особенности, с поведением Кроша. Если бы кто-то посмотрел на нас со стороны, то решил бы, что это какие-то ненормальные, потому что мы на полном серьезе обсуждали поведение нарисованного персонажа. Мы спорили, ссорились, кто-то даже ушел, хлопнув дверью.
Несмотря на то, что обсуждение происходило за накрытым столом, к еде никто не притронулся, потому что все кричали друг на друга. Если бы Крош и Ежик ожили, то они бы очень радовались, что мы так горячо и искренне защищаем их дружбу.
Выход из тени
Дмитрий Яковенко, сценарист мультсериала «Смешарики»:
Смешарики повлияли не только на мою профессиональную, но и на личную жизнь. Сценарист — довольно закрытая профессия, большую часть времени ты проводишь с самим собой. Первые несколько лет я почти никого не знал на студии, общаясь только с несколькими людьми — поэтому, когда на одном корпоративе пошутил, что случайно зашел, мне поверили! Но в 2012-м году режиссер проекта «Смешарики» Денис Чернов позвал меня в соавторы для работы над вторым полным метром «Легенда о Золотом драконе», и пришлось довольно часто ездить на мозговые штурмы в студию. Это было весело и вдохновляюще, я познакомился с кучей замечательных людей. Но самое главное – с будущей женой Настей. А в этом году у нас появился первенец, наш самый дорогой Смешарик на свете.
Игра в прятки
Мария Корнилова, сценарный редактор мультсериала «Смешарики»:
2012 год. Испания. Мы с двухлетним сыном отдыхаем в отеле. На пляже познакомились с одной семьей и вечером были приглашены в гости. Приходим, а там идут «Смешарики» нон-стопом. Уехала отдохнуть называется! Вида не подаю, что работаю в «Смешариках». Разговор все-таки заходит о мультиках. И тут я говорю, что мне нравится «Маша и медведь». Попадаю на бурю возмущения! Полчаса пыталась отстоять сериал, пока не сдалась и во всем не призналась.
Фестивальный показ
Алексей Горбунов, режиссер мультсериала «Смешарики»:
Случилось как-то мне попасть в состав жюри кинофестиваля «Литература и кино» в Гатчине. Директором фестиваля была замечательная актриса, красавица и умница Татьяна Ивановна Агафонова. Фестиваль длился неделю. Каждый день показы, а по вечерам выступления всяких знаменитостей. Актеров, режиссеров, певцов. Кстати, да, и Дмитрий Певцов выступал. С песнями под гитару. И Эдуард Хиль. И еще много кто. И вот в один вечер подбегает ко мне Татьяна Ивановна и говорит:
— Алексей, выручайте, надо выступить вместо Дружининой! Она не смогла приехать! Это та которая «Не вешать нос, гардемарины…».
— Где я, а где гардемарины? Ну, да ладно. Татьяныванна, выступлю. Надо так надо. Но давайте мы публике не только расскажем, но и покажем. Организуйте показ трех — четырех серий про Смешариков, чтобы было о чем поговорить со зрителем. Выступление состоялось. И показ тоже. Причем на показе в зале выделялся чей-то зычный женский смех. «Во дает!», подумал я немного удивленно. На следующий день ко мне подбежала Татьяна Ивановна.
— Спасибо, Алексей, выручили! Ваши Смешарики — это что-то! Я их раньше не видела, думала, это Телепузики… Алексей, я так хохотала! Теперь я — фанатка.
Очень страшное кино
Дарья Давыдова, генеральный директор студии «Петербург»:
В 2011 году во время производства полнометражного фильма «Смешарики. Начало» произошла патовая ситуация. Это был наш первый полнометражный фильм, да и в целом, в то время в России в формате 3D мало кто делал полные метры. И вот за два дня до сдачи фильма у нас случился полный блэкаут во всем здании на Петроградской набережной. Тогда еще не было никаких облачных платформ хранения! Все жутко перепугались. Думали, все, это провал. К счастью, нам удалось найти электрогенераторы, от которых запитали оборудование. В итоге, выкрутились. Но стресс получили огромный.
Со второй и третьей картинами («Смешарики. Легенда о золотом драконе» и «Смешарики. Дежавю») было уже намного легче. Хотя время сдачи фильма — всегда довольно горячая пора. Люди ночуют на студии в прямом смысле этого слова.