Проект «Пять встреч с психологом»: Взрослым нужно решать свои внутренние вопросы, чтобы ребенку стало легче
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Проект «Пять встреч с психологом»: Взрослым нужно решать свои внутренние вопросы, чтобы ребенку стало легче

«Литтлван» завершает серию публикаций впечатлений от совместной работы гештальт-терапевта Татьяны Гилевой и Анны (здесь и далее имена изменены — прим. ред.), мамы двоих мальчиков. Она решила поучаствовать в проекте «Пять встреч с психологом». Ее дети — Андрей и Даня, 8 и 5 лет — постоянно конфликтуют друг с другом, выясняя отношения в драках.

Фото: Getty Images

Как прошли предыдущие встречи, можно прочитать в статьях:

Мы публикуем наблюдения и открытия психолога и мамы после финальной встречи.

Встреча пятая

Заметки психолога

Главная цель завершающего занятия была объединить и закрепить опыт Анны и ребят во взаимодействии друг с другом. А вот инструменты я решила дать им выбрать самим.

Еще до того как я это обозначила, Анна спросила, можно ли поиграть в песке.

Значит, с ним и будем работать.

На этот раз первой построить свою страну я предложила Анне. Ведь, по сути, так и было: мальчишки появились на уже обжитой территории, вписались в уже существующие отношения и ритмы. А вот дальше собственно и надо было наблюдать за этим. Каждый «вписался» абсолютно в своем стиле: один прямо и несколько агрессивно, другой — немного в обход, но добиваясь цели. Выстроили вокруг Анниной страны (домик и семья рядом с ним) свои клетки, скелета, динозавра и целую кучу всего.

Дальше важно было научиться размещать свое так, чтобы не задевать границы другого. Ребята и Анна прислушивались к себе, спрашивали и просили у друг друга.

Это важный опыт взаимодействия, который, конечно, нужно повторять (не только в песке) еще тысячу раз. Символично, что именно в этот момент на занятии впервые появился папа. Он смог увидеть картину, но понял ли происходящие смыслы, не знаю. Однако очень важно было, что он тут, он есть, он пришел.

В упражнениях с открытками Анна и мальчики выбрали очень похожие, почти одинаковые. О том, что будет, если в доме не будет ссор. Папа выбрал другую, не про покой, а про нежность. Значит, есть у этой семьи и такая опора.

Завершали вручением невидимых подарков — я дарю тебе это, чтобы...

Проговорилось то, о чем до этого говорил только песок: и про напряжение, и про ожидания, и про потребности. Хорошо, что проговорилось. А дальше — уже совсем другая история...

Окончание терапии — это всегда отдельная история. Работа с клиентами заканчивается по-разному: кто-то предупреждает, что в силу различных обстоятельств он не сможет ходить, кто-то пропадает без объяснений, с кем-то мы сами выбираем другие (например, групповые) направления работы или понимаем, что вопрос решен и отношения пора завершать.

Мое мнение, что приходить на последнюю встречу очень важно. Важно, с одной стороны, чтобы не было недоделанного дела, незавершенного гештальта, а было ощущение, что работа сделана до конца. С другой — для того, чтобы обсудить и присвоить все свои изменения. Понять, как с ними существовать теперь, в новой реальности. Научиться взаимодействовать с новым, изменившимся ребенком так, чтобы ему не потребовалось вновь доставать из закоулков психики изчезнувший было симптом.

Конечно, пять встреч это очень немного для работы с семьей, где есть несколько детей.

Но я рада, что у нас была такая возможность и, надеюсь, эта работа была важной и что-то дала Анне и ее мальчишкам.

Заметки мамы

Фото: Getty Images

И вот наша последняя встреча с Татьяной. Даже немного грустно. Дети тоже говорят, что хотели бы еще когда-нибудь приехать...

У нас в семье опять много стычек между сыновьями. Младший нападает на старшего, а иногда и на родителей. Мы не очень понимаем, что происходит, и делимся этим с Татьяной. Обсуждаем некоторые механизмы ссор и возможностей не вовлекаться в конфликт.

Дети рвутся к песочнице. Есть в ней что-то волшебное. На этот раз начинать строить предстоит мне.

Я строю свой мир и одновременно осознаю, что делаю: отодвигаю фигуры детей на периферию. Но все равно это уже лучше, по сравнению с прошлым разом, когда в моей песочной стране не было места ни одному человеку.

Теперь нас четверо, хоть дети и на расстоянии. Мне хочется минимально заполнять пространство. Только самое необходимое, на мой взгляд. Дальше очередь детей строить свое. Мне сразу становится некомфортно: младший засыпает мое море, которое было так важно для меня, мой мир обрастает огромным количеством ненужных мне и непонятных деталей. Но Татьяна напоминает правила — не ломать чужое, и мне становится чуть легче. Море восстанавливаем.

И тут происходит радостное для меня событие: муж смог пораньше закончить работу и присоединяется к нам. Почему-то для меня очень важно, чтобы он увидел нашу песочницу. Так мне проще объяснить ему некоторые вещи, обсудить происходящее в том числе и на уровне чувств. Нам обоим картина в песочнице показалась не очень приятной. И даже после перемещений многих объектов подальше от центра мне не хватало пространства, свободы, я ощущала тревогу, глядя на мир в песочнице.

И тут же меня ждало маленькое открытие. Когда я с тоской смотрела на этот хаос и думала, что мне остается только смиряться и терпеть то, что меня не устраивает (как в жизни), и изменить это пока невозможно, муж сказал, что он бы добавил зелени. Дети вдруг метнулись к полкам и рьяно начали таскать и расставлять в песочнице игрушечные деревья. И мне мгновенно и неожиданно полегчало. Теперь картина на песке вызывала у меня даже симпатию. Оказывается, что-то можно улучшить даже в условиях, кажущихся мне беспросветно неизменными. И решение может быть неожиданно близким и простым. Очень оптимистично! Татьяна сказала, что зелень — это жизненный ресурс. Мне явно нужно обратиться к поиску этих ресурсов. Хотя и просто зелень сама по себе, не только как символ ресурса, необходима мне в гораздо больших количествах, чем сейчас (природы катастрофически не хватает).

А потом мы выбирали из огромного числа разнообразных открыток картинку, олицетворяющую мир и спокойствие в семье. И меня поразило, что у меня и детей это были очень похожие морские тихие пейзажи — почти пустые — море, небо, закатное солнце. А у мужа была очень теплая картина с животным, заботливо обнимающим своего детеныша. И я задумалась, что для меня мир в семье — что-то приходящее само, как природное явление. Но ведь есть и другая сторона — спокойствие в семье как результат заботы и даримого тепла. Еще я увидела, как дети перенимают взгляд родителя на жизнь.

Напоследок мы дарили друг другу мысленные подарки. И так прониклись этой темой, что дарили их в течение всего дня. С большим чувством и попыткой понять, что на самом деле могло бы быть нужным человеку.

Эта встреча была для меня какой-то особенно сильной. Было много глубоких чувств, неожиданных открытий. Есть о чем подумать, над чем работать и что менять. Я радовалась, что муж успел к нам присоединиться. Это был для нас не самый обычный день — десятилетний юбилей совместной жизни. И отметить его «в песочнице» было очень объединяюще.

Жаль, что в жизни волшебство не так часто случается. Наш младший сын не стал меньше драться. Порой он действует даже яростнее, чем раньше. Это, видимо, вопрос, требующий дальнейшего решения. Терпеливее стали все остальные. Возникло больше понимания, что взрослым нужно решать свои внутренние вопросы, чтобы ребенку стало легче и он успокоился.


Татьяна Гилева в «Вконтакте»

2
0
495
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ