Как безболезненно пройти этап взросления детей? Особенно, когда подростки начинают требовать от родителей больше свободы и совершать поступки, которые не всегда вписываются в рамки дозволенного. Попросили родителей рассказать, как они пережили подобные «трудности» переходного возраста, а психолога Марию Иртуганову — прокомментировать, как со всем этим справиться.
«Не могу остановить процесс, и значит, я должна его возглавить»
Женя: «На шестнадцатилетие сын решил сделать пирсинг. Сказал, что друзья подарили ему деньги, которых хватает и на серьгу, и на процедуру. Тут я осознала: я не могу остановить процесс, и значит, я должна его возглавить. Прошлась с сыном по нескольким салонам (по профессии я медсестра), залезла в автоклавы, проверила сроки стерилизации. Нашла место, где все было в порядке, и сын проткнул себе бровь. А дальше все отекло. И был синяк размером в лицо. Потом все прошло и наступило счастье. И у сына, и у меня. Все-таки серьга в брови намного лучше гепатита или ВИЧ».
«Я давала пробовать вино с пяти лет»
Ольга: «Я давала пробовать вино детям лет с пяти. И мои родители тоже так делали. У нас семья непьющая, но любящая хорошее вино. Однако мои сыновья прошли настоящее крещение алкоголем! Например, старший, отметив свое двенадцатилетие, пришел домой совершенно пьяный. Ночью его рвало несколько раз. Запаха не было, я даже стала волноваться — неужели какая-то химия? Наутро рассказал, что «на слабо» выпил с одноклассниками стакан «Л.». Поговорили с ним, что «на слабо» вестись не стоит, и что настоящие друзья так не делают, зная, что из этого ничего хорошего не выйдет. Сейчас сыну 20 лет, он работает в рок-клубе звукорежиссером, проводит концерты и… не пьет!».
«Я ничего не запрещала»
Марина: «У меня с сыном всегда были доверительные отношения. Я ничего ему не запрещала. Знала его компанию с детского сада и родителей многих детей. Может, поэтому была спокойна. Дни рождения вне дома в 12-13 лет проходили в таком режиме: я давала деньги и он с друзьями шел в кино, а потом в кафе. А когда лет в 14 ребенок сказал, что хочет отметить день рождения в отдельной квартире, то бабушка уступила ему свою. Когда он шел на какие-то встречи с друзьями, то и деньги давала, и презервативы вкладывала в карман.
У меня уверенность: пусть лучше он расскажет мне все, у меня границы принятия широкие. Я смогу его понять и направить.
Да, у сына был очень непростой переходный период, когда он пытался всем доказать, что взрослый. Я нервничала, но отпускала, давая все больше свободы. И сейчас я спокойна и уверена за него — он полностью самостоятелен! Ему 18, он с 15 лет встречается с девушкой на два года старше его, учится, работает. В их компании все думают о здоровье, поэтому если пьют, то понемногу и хорошие дорогие напитки».
«Пей только из своего стакана»
Маша: «У меня на любой случай всегда есть инструкция. И задолго до того как алкоголь появился в жизни моего ребенка, у меня уже был их целый ряд. Например: «Пей только из своего стакана и то, что смешивалось при тебе». «Если ты потерял свой стакан, бери новый». «Если напилась девочка, держи её за волосы над раковиной». «Если рядом с тобой человек отравился алкоголем, срочно звони взрослым».
Его одноклассники употребляли алкоголь лет с 14. Он не пил до 17 лет. Это было его фишкой. Но многие мои инструкции ему пригодились. А когда он сам напился, у него хватило сил и внутреннего стержня добраться домой на такси, и остановить его, когда ему стало плохо.
В мае сыну исполнилось 18 лет. Он думал, что мы дадим ему деньги, и он «все решит». Но я сказала: «Напиши, что ты хочешь купить, мы обсудим». Оказалось, что у него нет понимания алкоголя — в его списке было три бутылки текилы на четверых. После обсуждений мы купили две. И для меня стало большой радостью, когда он принес домой полбутылки, потому что «у нас закончился лайм».
Я рада, что у сына есть та поддержка от значимых взрослых, которой не было у меня. В его телефоне целый список людей, кому он может позвонить в случае сложной ситуации, если не захочет делить ее со мной. Это дает мне опору и спокойствие».