Прививки: быть или не быть?
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Прививки: быть или не быть?

Массовый отказ родителей от вакцинации детей в последние годы стал нормой. В 2011 году Минздрав России провёл тематический опрос, который показал, что только 31,8% ответивших делают своим детям положенные прививки. Кто-то называет это гипертрофированной родительской заботой, другие — взвешенным, осознанным решением. Мы не будем агитировать вас прививать или отказываться от вакцинации, но попробуем объективно взглянуть на самые распространённые вопросы этой проблемы.

Грудное молоко может заменить вакцинацию?

Бесспорно, грудное вскармливание незаменимо для формирующего иммунитета малыша. Однако справиться с серьёзными инфекциями такими, как полиомиелит, корь, дифтерия, столбняк и другие без «дополнительного вмешательства» не получится.

Вакцина не может быть полностью безопасной?

Это действительно так. Любая вакцина неизбежно таит в себе опасность. Ведь следствием прививки является «маленькая болезнь», с которой организм должен справиться и выработать иммунитет. В этом случае, когда он столкнётся с настоящей угрозой, то будет иметь запас антител, чтобы противостоять инфекции. Именно поэтому врачи предостерегают о поствакционных осложнениях. Самые безобидные из них — повышение температуры в течение нескольких дней, легкое недомогание, раздражительность.

Однако бывают и гораздо более неприятные последствия. Например, сейчас активно изучается взаимосвязь прививок и аутизма. Много шума в этом вопросе вызвало исследование Эндрю Вейкфилда, опубликованном в 1998 году. Позже оно было раскритиковано и отозвано. Однако даже в этом случае автор позволил себе очень скромные выводы: «Мы установили у детей наличие хронического энтероколита, который может быть связан с нейропсихиатрическими нарушениями. В большинстве случаев симптомы начали проявляться после вакцинации от кори, паротита и краснухи. Необходимы дальнейшие исследования для изучения синдрома и его возможной связи с данной вакциной».

На сегодняшний день существует более 100 научных работ, отмечающих связь различных компонентов вакцины с аутизмом через реакции иммунной системы. Но важно понимать, что речь вовсе не идёт об однозначном выводе — «прививка вызывает аутизм». Как известно, аутизм — заболевание, причинами которой считаются как генетическая предрасположенность, так и внешние факторы. И вакцинация как раз может стать тем внешним толчком, который «запустит» процесс заболевания. Именно такой точки зрения придерживаются исследователи, не ставя знак равенства между вакцинацией и аутизмом.

При этом большая часть осложнений связана не столько с опасностью вакцины, сколько с банальным нарушением инструкций по проведению профилактических прививок. Детский врач стационара Ада Михайловна Тимофеева поделилась примерами из своей практики.

«Я наблюдала очень тяжелого больного с энцефалитом (воспалительный процесс в мозге), причиной возникновения которого была профилактическая прививка против оспы. Эту прививку сделали малышу, у которого были признаки повышения внутричерепного давления после родов. Стоило подождать с прививкой до 1–1,5 лет. В инструкции написано «вакцинацию начинать не ранее, чем через 12 месяцев после исчезновения патологических симптомов и только после заключения невропатолога». Тогда бы не было такой беды. Этот ребенок после 6 месяцев стал хорошо развиваться, и врач, в нарушение инструкции, решил сделать прививку, несмотря на симптомы, имевшие место в первые месяцы жизни малыша.
Следующий пример: мальчик лечился в больнице в связи с хроническим желудочно-кишечным заболеванием. При обследовании обратили внимание на походку ребенка: было впечатление, что он перенес паралич. Мать рассказала, что хромота у ребенка появилась после прививки против полиомиелита. По-видимому, возник так называемый вакциноассоциированный полиомиелит, т. е. заболевание, вызванное прививкой, сделанной сразу после обострения хронического заболевания пищеварительного тракта. Живая вакцина против полиомиелита (вакцина Сэйбина), которой прививают у нас и за рубежом, не должна вводиться детям во время острых желудочно-кишечных заболеваний и в периоде обострений хронических болезней. Следует вылечить ребенка, а вакцинацию провести через 1–1,5 месяца после выздоровления. В больном кишечнике живой вирус полиомиелита может начать размножаться и вызвать заболевание».

Разумеется, защитить своего ребёнка от врачебной халатности невозможно. Но в наших силах предпринять все возможные шаги для минимизации рисков. В первую очередь, необходимо выяснить у педиатра подробную информацию о подготовке к прививке и соблюсти все требования. Также важно сдать анализы крови и мочи. Кроме того, следует настоять на тщательном, а не формальном, как это часто бывает, предпрививочном осмотре педиатра.

Импортные вакцины лучше отечественных?

На эту тему разворачиваются настоящие баталии среди молодых родителей. Кто-то уверен, что только наши вакцины качественные, другие же доверяют исключительно импортным производителям. Правда, как всегда, где-то между. Большинство же опытных педиатров придерживаются мнения, что все прививки — стресс для организма. И любая может стать причиной осложнений. Плюсом же импортных вакцин (таких как Инфанрикс Гекса) считается их комбинированность, то есть одним уколом можно привить малыша сразу от шести инфекций.

У медиков существуют планы по вакцинации, поэтому они заставляют родителей прививать детей в обязательном порядке!

В первую очередь, стоит запомнить, что заставить сделать прививку никто не может. Для вакцинации ребёнка в возрасте до 15 лет необходимо информированное добровольное согласие, подписанное одним из его родителей или иным законным представителем. Игнорировать отсутствие согласия родителей на медицинское вмешательство разрешается только в случае угрозы жизни ребёнка.

Что касается планов, они действительно существуют. И в этом нет ничего криминального. Без планов невозможно оценить эффективность вакцинации. Академик РАН Николай Иванович Брико отмечает, что нормативными показателями охвата прививками в возрастных группах детей до трех лет следует считать 95%, в старших возрастных группах — 97–98%. При этом опыт борьбы с оспой показал, что 80–90%-й охват прививками недостаточен для ликвидации инфекции. Оспу удалось победить лишь тогда, когда было привито 99% населения. Другой вопрос — как рассчитываются данные о вакцинированности. Один из педиатров петербургской поликлиники, пожелавший публиковаться анонимно по вполне объяснимым причинам, поделился с нами «секретами» сбора статистических сведений.

«Как вы думали, разумеется, результаты подтасовываются. И все об этом знают. Не только на местах, но и в вышестоящих инстанциях. Мы подаём сведения, что показатели вакцинированности равны 100%. Любой человек, минимально владеющий информацией о прививках, прекрасно понимает, что это невозможно. Ведь дело не в том, что нам нужно «поймать и уколоть» каждого, но есть и другие объективные причины, почему ребёнок пропускает вакцинацию, например, медотвод по болезни. Но от главврачей требуют высокие показатели, они, в свою очередь, давят на педиатров, те должны агитировать родителей, которые благодаря интернету и зачастую раздутым историям о страшных заболеваниях после вакцинации наотрез отказываются прививать своих детей. Вот и получается, что проще дать те цифры, которые требуют, чем достучаться до верхов, что необходимо проводить массовый ликбез по вопросам вакцинации».

Подтверждает ли официальная статистика по инфицированию привитых и непривитых детей неоспоримую пользу вакцинации?

На просторах интернета можно без труда найти разоблачения официальной статистики. Чаще остальных под удар попадает работа Н.А. Озерецковского «Сравнение частоты осложнений при вакцинации АКДС и коклюше». Вдумчивые читатели отмечают, что автор приводит несопоставимые данные. С одной стороны, частота осложнений при заболевании коклюшем на 100 тыс. случаев, с другой — частота осложнений при вакцинации АКДС на 100 тыс. прививок. Таким образом, говорить о том, что привитые дети инфицируются реже, нельзя. Но если мы внимательно посмотрим на название работы, то увидим, что автор и не ставил перед собой такой цели. Он лишь хотел отметить, что если человек заболеет коклюшем, то осложнения после заболевания намного более вероятны, чем после вакцинации коклюшем. И Озерецковский вовсе не говорил о том, что привитые дети лучше или хуже переносят инфекции или чаще или реже заболевают. Так что и разоблачать тут особо нечего. Кроме того, данные эти, мягко говоря, устарели. Работа была опубликована ещё в прошлом веке, в 1998 году.

Найти вменяемую и более или менее свежую статистику в открытом доступе не удалось. В основном попадались официальные отчёты о снижении или увеличении количества тех или иных заболеваний. Связать эти данные с вакцинопрофилактикой невозможно. Поэтому мы решили запросить информацию у Минздрава России. Стоит отметить, что на письменное обращение отреагировали достаточно быстро. Уже через 15 дней мы получили ответ, что наш запрос перенаправлен в Департамент медицинской помощи детям и службы родовспоможения. В этот раз оперативной работы не наблюдалось (в течение двух месяцев мы так и не получили никакой информации).

Тогда было принято решение обратиться в пресс-службу Комитета по здравоохранению в Санкт-Петербурге. Здесь нам любезно предоставили контакты внештатного сотрудника по детской иммунопрофилактике. В ходе достаточно короткой телефонной беседы удалось выяснить, что Комитет по здравоохранению такой статистики не ведет, а помочь в этом вопросе может Роспотребнадзор.

Мы не стали отчаиваться и начали дозваниваться на горячую линию по вопросам эпидемиологического надзора Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу. Вежливый оператор рекомендовал нам отправить письменный запрос руководителю, что мы и сделали. Через 20 дней нам пришёл ответ. Правда, конкретной статистики мы так и не увидели. Нам предложили довольствоваться довольно общими фразами:

«Эффективность вакцинации необычайно велика. В 2015–2016 гг. не зарегистрировано случаев заболеваний дифтерией, столбняком, полиомиелитом, в том числе вакциноассоциированным полиомиелитом, врождённой краснухой. Отмечались лишь единичные случаи кори, краснухи, эпидемического паротита у непривитых».

А также в письме подчёркивалось, что в Санкт-Петербурге достигнут высокий охват детей и взрослых в декретированных возрастах профилактическими прививками, свыше 95%.

«У меня двое детей, обоих я не прививала, они только получили первичную вакцинацию БЦЖ в роддоме. В этом году они переболели коклюшем. Несмотря на то что я не скрывала от врачей отсутствие прививок, диагноз нам поставить не могли больше трёх месяцев. Оказывается, это очень распространённая практика. Существует множество форумов, где мамы делятся своими историями. Почему-то именно инфекции, с которыми борются с помощью вакцинирования: коклюш, дифтерия, зачастую игнорируются врачами. Даже если сам указываешь на симптомы. На все мои доводы специалисты отвечали, что болезнь не может протекать в такой лёгкой форме у непривитых детей. Впоследствии мои догадки подтвердились. Мы сдали анализ, и были обнаружены иммуноглобулины в крови».

Существует ли статистика, отражающая риск заболевания инфекцией у привитых и невакцинированых детей, — загадка. Возможно, эти данные крайне сложно собрать и никто не ставит перед собой такой цели. И очень не хочется думать, что она есть, но от нас её скрывают.

Врачи не ставят диагноз, если ребёнок был привит от инфекции!

Анна Михнина, молодая мама:

На самом деле, вакцинация не гарантирует, что ребёнок не подхватит инфекцию, или же болезнь будет протекать в более лёгкой форме. Всё зависит от стойкости иммунитета конкретного малыша. Действительно, наличие определённого количества антител в организме станет хорошим подспорьем в борьбе с инфекцией. Однако если организм ослаблен хроническими заболеваниями, ребёнок редко бывает на свежем воздухе, плохо питается (подобным причин — масса), то тот же коклюш может протекать в крайне тяжёлой форме.

Что касается распространённого мифа, будто врачи игнорируют заболевание, если ребёнок получил прививку от конкретной инфекции, то, как наглядно показывает история Анны, дело вовсе не в прививочной агитации. С таким же успехом педиатр может пропустить «цветущий» рахит, не обратив внимание на то, что проба Сулковича показывает отсутствие витамина D в организме. Недаром же одна из самых популярных тем на форумах: «Посоветуйте хорошего педиатра в городе N».

Без прививок ребёнка не возьмут в детский сад, школу, лагерь отдыха?

Это один из самых распространённых и необоснованных страхов родителей. Не допустить ребёнка в детский сад, школу или лагерь отдыха никто не может, иначе в этом случае будут нарушены права детей на образование и отдых. Откуда появилось это заблуждение, объясняет кандидат юридических наук, адвокат Ксения Питулько: «На данный момент в соответствии с ч. 2 ст. 5 ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок может повлечь временный отказ в приёме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемии. Здесь следует обратить внимание именно на уточнение «временный». Таким образом, набор ограничений при отказе от прививок существует, но применяется только в случае реального возникновения массовых заболеваний или угрозе возникновения эпидемии. Очевидно, что объявление о начале эпидемии гриппа, например, в регионе не может быть рассмотрено как средство убеждения или давления на родителей, не желающих прививать своих детей. Поскольку такая эпидемия возникла не в связи с «непривитостью» именно их ребёнка».

Если отказаться прививать ребёнка, то его могут забрать органы опеки ввиду ненадлежащего выполнения родительских обязанностей!

В этом году на молодежном форуме «Территория смыслов на Клязьме» глава Роспотребнадзора Анна Попова сообщила, что ведомство рассматривает возможность введения юридической ответственности родителей за отказ от вакцинации детей. Но пока при отсутствии добровольного письменного согласия от родителей заставить их сделать ребёнку прививку никто не может.

0
0
390
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ