Государственный музей истории религии в Петербурге — объединение различных верований под одной крышей. Детей и их родителей ждут увлекательные истории об якутских шаманах и американских индейцах, японских драконах и египетских саркофагах, а также о многом другом! Вместе с заведующей сектором детских программ Дианой Бакиевой составили подборку экспонатов, которые точно понравятся юным посетителям.
Зал «Традиционные верования и обряды народов Сибири и Дальнего Востока»
Кокелям
Помощник в охоте. Изображение, созданное из корня ценной лиственницы, представляет духа и его верного спутника — росомаху. Кокелям не позволит затеряться темной ночью в лесу и защитит от диких зверей.
Пуймур
Водяной дракон. Он похож на рыбу, но не имеет чешуи. Свернувшись калачиком, пуймур живет на дне морских вод. Как только до него доносится известие о наглеющих рыбаках, он разворачивается, достигает огромных размеров и отправляется на защиту подводного мира. Внутри него — обжигающее пламя, которым он может испепелять жадных охотников. А с помощью волн пуймур опрокидывает лодки и возвращает пойманную рыбу домой. Народы боятся водяных драконов, поэтому одаривают их подарками: угощениями, редкими элементами их быта.
Зал «Шаманство у народов Сибири и Забайкалья»
Макет «Камлание эвенкийского шамана»
Женщина пришла за помощью к шаману. Целитель славится умением общаться с духами, которые окружают человека. При этом они сами выбирают, кто станет шаманом, и обучают его мастерству. Быть настолько сильным ему помогают атрибуты: бубен и колотушка. Музыкальное сопровождение к макету — настоящая запись камлания (обряда). При помощи ударов в бубен и монотонного пения шаман входит в транс.
Со злыми духами шаман сражается. Кафтан целителя неспроста напоминает оперение. Одеяние позволяет ему превращаться в птицу и перемещаться между мирами. Головной убор шамана изображает оленьи рога. В случае опасности он также позволит перевоплотиться и защитить себя. И одеяние шамана, и головной убор сделаны из металла. Считалось, что металл — подарок людям от духов.
Зал «Шаманство у индейцев Америки»
Сосуд в виде речной выдры
Некоторые индейские племена считали, что выдра — могущественное существо, родственное человеку. А значит, умеет разговаривать и понимать людей. Если человек хочет научиться общаться с животными, ему нужно добыть язык выдры и повесить себе на шею. Это привело к значительному уничтожению выдр на побережье Северной Америки.
В музее представлены чаши в виде этих животных. В них наливали ритуальные напитки.
Сосуд в виде ворона
С белым вороном связан миф. Однажды злая колдунья украла с неба солнце, луну и звезды и спрятала их в мячах. Весь мир погрузился во мрак, и никто не мог изменить это. Тогда белый ворон пошел на хитрость: обернулся ребенком и пришел к колдунье. Старуха приютила его и назвала собственным сыном. Подрастая, ворон попросил «маму» поиграть с мячами. Колдунья разрешила. Тогда белый ворон разорвал мячи и выпустил на небо солнце, луну и звезды.
Как верят индейцы-тлинкиты, он смог оторвать от солнца кусочек и подарить людям. Это был небольшой уголек, из которого и появился огонь на земле. Но, когда белый ворон отрывал его, солнце опалило ему крылья. С тех пор на земле есть только черные вороны.
Зал «Религии Древнего мира»
Протома (полускульптура) Деметры
Как считали древние греки, все, что цветет и растет на земле, происходит по благодати богини плодородия Деметры. В ее честь устраивались праздники — мистерии. Во время них люди пели песни, танцевали, а иногда убивали зверей в качестве подарка Деметре.
Смену времен года древние греки объясняли настроением богини. Согласно мифам, ее дочь Персефону выкрал Аид и сделал своей женой. Деметра долго горевала, что привело к осыпанию всей листвы, дождям и даже снегу в жаркой Греции. Зевс попросил Аида отпустить девушку, но тот решил: полгода Персефона будет жить на земле с матерью, полгода — с ним. Когда дочь находилась рядом с Деметрой, все росло и цвело. Это время мы сегодня называем весной и летом. Как только Персефона возвращалась в подземный мир, на земле холодало — наступали осень и зима.
Зал «Представления о душе и загробной жизни»
Саркофаг
Саркофаги всегда были крупнее мумий, для которых они изготавливались. Этот экспонат принадлежал девятилетней девочке. Саркофаг ничем не украшен: она была не царского рода, хоть и происходила из богатой семьи. Дерева в Древнем Египте было мало, поэтому саркофаги, как и ритуальные услуги, могли позволить себе только обеспеченные люди.
Зачем делались мумии? Египтяне верили, что душа человека может прожить множество лет. А те земные годы, которые отводятся на жизнь в человеческом теле, — лишь небольшая часть длинного пути. Когда душа покидает тело, она отправляется в загробный мир. Но жить она там сможет только, если человеческое тело не сгнило и не растворилось. Мумии же позволяли душе продолжить свой путь.
Суд Осириса в «Книге мертвых»
«Книга мертвых» позволяет понять, на какую жизнь после смерти рассчитывали древние египтяне. На листе изображен суд над душой человека. За руку главного героя в белой тунике ведет бог с головой шакала Анубис. Он подводит душу мужчины к весам. На первой чаше лежит перо богини Маат. Это символ легкости и чистоты. На второй — сосуд канопа, куда клали человеческое сердце. Если человек совершал хорошие поступки, то его сердце будет легче перышка. Если наоборот — оно перевесит, и душу проглотит чудище Амат с мордой крокодила и львиной гривой. Душа героя из книги оказывается чистой, поэтому он отправляется дальше — к трону Осириса, властителя мира мертвых.
Зал «Русское православие»
Райский сад
Экспонат рассказывает о происхождении человека. Как считают христиане, весь мир был создан богом, в том числе лучшее место на земле — райский сад (Эдем). Он был заполнен деревьями, плоды которых могли утолить голод и жажду любого существа. Изначально бог поселил в сад животных. Но им потребовался хозяин. Тогда бог создал Адама, а позже сотворил ему пару — Еву, первую женщину.
Адам и Ева жили в благополучии и бессмертии. Перед ними стояло единственное условие — не вкушать запретный плод с древа познания добра и зла. Но однажды в сад заполз Сатана в образе змея. Он подговорил Еву вкусить запретный плод и дать попробовать его супругу. Бог узнал об этом и изгнал людей. На экспонате можно увидеть, как Адам и Ева покидают сад. Так люди переместились на землю, где появились болезни, злость, смерть, необходимость добывать еду.
Зал «Религии Индии»
Ганеша
Это бог мудрости. Он помогает людям принимать правильные решения и справляться с трудностями. Ганешу изображают с головой слона. Согласно одной из версий, свою он потерял из-за несчастного случая. Мать не нашла ничего лучше, чем приставить к телу сына голову слона. Она оказалась настолько большой, что вместила в себя много мыслей и мудрости.
Часто Ганешу изображают в качестве упитанного существа с большим животом. Все из-за его большой любви к сладостям. При этом перемещается он на маленькой мышке.
Зал «Религии Китая и Японии»
Лубок «Мальчик на карпе»
На Новый год жители Китая часто дарят друг другу открытки и рисунки. Изображения, насыщенные символикой, называют «лубки» или «няньхуа». Все они благопожелательные. На представленном лубке мальчик изображен неслучайно. Это значит, что даритель желал семье скорейшего рождения наследника. Корзина с древнекитайскими монетами, которую он держит, — пожелание богатства. Почему же ребенок на карпе? Эта рыба особенная для востока. Карп умеет плыть против течения и перепрыгивать пороги. Изображение на лубке этой рыбы воспринимают, как пожелание стойкости и преодоления всех трудностей.
Цилини
Жители Китая верят, что вокруг людей летают невидимые духи. Мелкие неудачи, как убежавшее молоко или пропажа носков, принято списывать на проказы злых духов. Прогнать их может красный цвет и громкие звуки. Именно поэтому на Новый год запускают так много фейерверков.
Но духи способны возвращаться, поэтому жители Китая призывают цилиня — своего рода единорога. Это существо имеет черты разных животных. На экспозиции их два. У цилиня под номером 19 тело как у лошади. Спина покрыта густой шерстью, а бока — чешуей. Усы как у сома, чтобы хорошо ориентироваться в воде, а оленьи лапы — быстро бегать. Но самое главное, что есть у цилини, — рог, которым он поражает злых духов.
Японский дракон
Повелитель водной стихии. Он сочетает несочетаемое. У дракона тело змеи. Усы как у сома, а морда как у верблюда. Хвост и лапы украшены шипами, указывая на то, что это самка. Когти металлические, чтобы бесстрашно сражаться с врагами. Из пасти этого дракона исходит мощное пламя.
Как считают жители Японии, первые драконы появились в водах глубоких морей. Когда там им перестало хватать места, они начали выбираться на сушу. Но идти драконам было неудобно, так как на лапах у них было всего по три пальца. Чем дальше они отходили от моря, тем больше пальцев у них появлялось. У совсем далеко ушедших от воды драконов вырастали крылья. Так они научились летать.
Зал «Сукхавати»
Макет буддийского рая
Это объемное изображение Чистой земли будды Амитабхи. Оно воспроизводит представление буддистов о том, как выглядит рай. Прекрасный сад с деревьями, цветами, дворцами из золота и драгоценных камней. К раю ведет дорожка из рассыпанных синеватых звезд. До него может добраться человек только с чистой душой, похожей на лотос. Этот цветок специфичен. Лотос растет в грязной воде, но когда произрастает, его лепестки остаются чистыми. Буддисты полагают, что человек должен, подобно лотосу, отталкивать от себя плохие мысли и поступки.
В центре рая восседает создатель — будда Амитабха. Он следит за тем, как в Сукхавати появляются новые люди. Все они рождаются в лотосах.
Зал «Ислам»
Коран Османа
Коран — священная книга, в которой записаны основные правила и представления об истории человечества. Ее стихи и главы могут не только регулировать поступки людей, но и вселять в них надежду на исцеление от болезней. Мусульмане, как христиане и иудеи, считают, что мир был создан богом. Аллах, по их мнению, посылал в мир особенных людей — пророков. Ими были Моисей, Иисус и Мухаммед. Последний является самым значимым для ислама, ведь он основал эту религию.
В музее представлена одна из немногих точных копий настоящего Корана Османа. Это праздничный вариант книги, который лежал во дворце султана и украшал один из парадных залов.