Петербургский Ботанический сад — один из крупнейших в Европе и уж точно самый крупный в северных широтах. В его оранжереях и парке-дендрарии обитает знаменитая Царица ночи, Виктория Амазонская и другие уникальные растения — почти 20 000 видов, в том числе из самых отдаленных и экзотических уголков планеты. Выбрали десять впечатляющих экспонатов, которые обязательно понравятся детям и взрослым.
Царица ночи
Она же лунный кактус. Цветет лишь одну ночь в году. Большие, размером до 35 см, белые цветы с ароматом ванили распускаются около семи часов вечера, а с восходом солнца вянут и опадают. Чтобы петербуржцы смогли увидеть это чудо своими глазами, а не только на фотографиях, в эту ночь Ботанический сад всегда продлевает работу и организует вечерние и ночные экскурсии. Случается это, как правило, в мае-июне (в 2024 году кактус отцвел 22 мая, запись трансляции можно посмотреть здесь). Точной даты, конечно, нет — иногда Царица ночи распускается раньше, иногда позже. Поэтому нужно следить за анонсами в соцсетях и на сайте Ботсада. Кстати, есть легенда, что если в такую ночь загадать желание, оно обязательно исполнится.
Виктория Амазонская
Это самая большая в мире кувшинка: ее листья достигают двух метров в диаметре и легко выдерживают вес до 50 кг (конечно, в Ботсаду этот эксперимент повторять не стоит). Цветки виктории находятся под водой и появляются на поверхности только раз в году — во время цветения, которое длится всего пару дней.
В Ботаническом саду Петра Великого две кувшинки, и обе регулярно цветут. Выглядит это очень необычно: ароматные крупные цветки распускаются вечером первого дня, утром уходят под воду, а под вечер снова появляются. Причем при первом появлении они белые, а при втором — уже ярко-розовые! Все это можно увидеть самим: в дни цветения проводятся специальные экскурсии.
Интересно, что первую такую кувшинку в петербургском Ботаническом саду вырастили еще в середине позапрошлого века: первое цветение было зафиксировано в 1864 году. Сегодня она растет в специальной Викторной оранжерее вместе с другими водными растениями (оранжерея работает только в летний период, а на зиму закрывается).
Цитрусовые
Дети обожают «цитрусовый» участок субтропической оранжереи: фрукты, знакомые им по полкам супермаркетов, здесь можно увидеть в «естественной среде обитания». Апельсины (которым, кстати, мы обязаны появлением самого слова «оранжерея»), лимоны, мандарины и другие виды цитрусовых в Ботаническом саду обильно плодонося. Плоды специально не снимают, и они висят на ветках долгие месяцы. А ранней весной можно посмотреть на цветение фруктовых деревьев.
Насекомоядные
Обычно это насекомые питаются растениями, но бывает и наоборот: недополучая питательные вещества из почвы, некоторые растения не прочь полакомиться насекомыми. В Ботаническом саду сразу несколько таких. Каждое из них «придумало» для своих жертв свою собственную ловушку. Венерина мухоловка захлопывает за насекомым хищные челюсти. Жирянка просто приклеивает их специальным клейким веществом. У росянки процесс охоты еще сложнее: сначала клейкое вещество на ее листочках парализует насекомое, а после этого листик закрывается, окончательно отрезая путь к бегству.
Сакура
На родине сакуры, в Японии, ее цветение — настоящий праздник: по всей стране проходят фестивали, посвященные этому событию, составляются календари цветения в разных регионах. Несколько лет назад сакура появилась и в петербургском Ботаническом саду. Причем ее (два больших дерева и несколько маленьких) для нас специально вырастили на севере Японии и подготовили к российскому климату.
Цветет наша сакура гораздо позже, чем ее японские собратья: если в Стране восходящего солнца цветение начинается в феврале, то у нас обычно в мае. А если повезло с весной — в конце апреля. По этому случаю в Ботсаду каждый год устраивают праздник с разнообразными лекциями, мастер-классами и развлечениями, связанными с японской культурой.
Раковины тридакны
Это образец крупнейшей в мире морской раковины. О «домиках» гигантского моллюска тридакны, вес которых достигает 250 кг, ходят мрачные легенды — якобы в дикой природе такая раковина может сомкнуться, поймав в капкан руку или ногу дайвера. Впрочем, это миф: замыкательные мускулы у нее достаточно слабы, и разжать створки несложно. Но вид ее все равно впечатляет.
Увидеть раковину можно в бассейне оранжереи Тропического маршрута.
Пальмы
Коллекция пальм Ботанического сада Петра Великого — самая большая в Европе: целых 170 видов! Для них пришлось построить самую высокую — 23 метра — оранжерею. Причем здесь можно увидеть и довоенные образцы, что само по себе почти чудо! За годы войны на Ботанический сад упало более 100 бомб и снарядов, оранжереи были разрушены, большая часть растений — утрачена. Но несколько пальм все-таки смогли выжить: теперь их можно узнать по георгиевским ленточкам на стволах.
Какао, или шоколадное дерево
Какой же ребенок не любит шоколад? А вот в Ботаническом саду можно увидеть, откуда он берется.
Родина какао — тропические леса Центральной и Южной Америки, где растение и напиток из него считались священными. Плоды собирают вручную, срубая их со стволов. Потом из них извлекают семена — какао получается именно из них. В каждом фрукте обычно содержится около 50 какао-бобов. Искать шоколадное дерево нужно на Тропическом маршруте. Там же можно увидеть и другие растения с нашими любимыми съедобными плодами — ананас, манго, ваниль, папайю. И кофейные деревья там тоже есть.
Азалии и рододендроны
Период цветения азалий, наверное, самый красочный в Ботаническом саду. В это время субтропические оранжереи просто утопают в алых, белых, брусничных, коралловых и фиолетовых цветах. Они цветут настолько буйно, что часто за каскадами цветов не видно ни веток, ни листьев. Происходит это обычно в марте, так что имейте в виду на следующий год.
Кстати, первые азалии появились в петербургском Ботаническом саду еще в начале XIX века. А сегодня здесь уже более ста сортов этого растения.
«Новогодние» растения
Мы привыкли считать символом Нового года елку. Ну, в крайнем случае — сосну или пихту. Как же отмечают Новый год жители стран, где знакомые нам хвойные деревья не растут? Что они наряжают вместо елки?
Оказывается, в каждом климатическом поясе есть свои «новогодние» деревья. Где-то это падуб, где-то кумкват, где-то араукария, где-то метросидерос и так далее. И все они растут в петербургском Ботаническом саду. Кстати, здесь даже есть специальная тематическая экскурсия для детей, которая проводится только в период новогодних праздников, но отыскать символы Нового года можно и самостоятельно. Да и экскурсовод на «стандартном» маршруте о них обязательно упоминает.