Говорят, у хорошего учителя любимчиков нет. В таком случае либо я — плохой учитель, либо в этом утверждении есть немалая доля лукавства. Если принять за аксиому, что ученики — не детки, а целые люди, то как минимум честно любить кого-то больше, кого-то меньше. Взрослых же я люблю выборочно. Можно, конечно, на всякий случай всех не любить. Некоторые коллеги так и делают. Но это не мой путь: я неизбежно привязываюсь к тем, с кем вижусь не реже четырёх раз в неделю.
Только любимчиков у меня обычно много. Сравнивая работу в разных классах, я прихожу к выводу, что с особой теплотой отношусь к детям, выбирающим схожие модели поведения. Если обобщать и огрублять, можно выделить среди моих любимчиков 5 типажей.
1. Человек в контакте
Нет, не тот, кто на уроке сидит в соцсетях, а тот, кто всегда в контакте со мной и материалом занятия. Такой ученик от души радуется, обнаружив в тексте необычную метафору, потирает руки при виде интересного для разбора предложения или заковыристой пунктуации. Великая Тайра Бэнкс когда-то учила моделей улыбаться глазами, а такие дети глазами думают. Ребёнок может молча слушать учителя, но во взгляде будет заметен непрерывный, мощный, ни с чем не сравнимый по красоте мыслительный процесс.
2. Человек-пресс-конференция
Он же — главная заноза в известном педагогическом месте. Это ребёнок, который из урока в урок расстреливает интеллектуальный авторитет учителя вопросами. Сначала больно, но потом втягиваешься, перестаёшь скрывать, что чего-то не знаешь, и вместе с детьми с новой силой принимаешься исследовать любимые предметы. Ученик этого типа одновременно повышает уровень класса и учительского стресса. Но ради первого можно и потерпеть второе.
3. Главное не победа, а участие
Дети, которые учатся по этому принципу, увлечённо погружаются в процесс на уроке, но совершенно не стремятся вовремя сдавать домашнее задание, готовиться к контрольным, зарабатывать высокие отметки. Ученики, не испытывающие волнения по поводу результатов, кажутся более счастливыми и осознанными, чем отличники, много читают (в ущерб программе, да и ладно).
И нередко именно на них держатся самые интересные и глубокие уроки литературы.
4. Я — человек простой
К этому типу относятся замечательные дети. Они не забираются на интеллектуальные вершины (и знают об этом), но готовы твёрдо заниматься и искренне интересоваться. Посмотришь на ученика — и по лицу видно, что человек хороший. Стоит в него по-настоящему поверить — и он не раз прыгнет выше собственной головы. Такие дети не претендуют на многое, но при правильном подходе многое могут и приятно удивляют самих себя и учителя.
5. Трудный ребёнок
Представьте, что подросший герой комедии «Один дома» оказался у вас в классе. Дисциплина, правила поведения и русского языка, а тем более классическая литература ему до лампочки. Но мало кто выбирает быть хулиганом от хорошей жизни. Как у Бориса Заходера:
— Что ж ты, ЁЖ, такой колючий?
— Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
И если через иголки удастся пробиться к тому, что внутри, это будет любимый, выстраданный ученик.
Трудная любовь в педагогике — самая ценная.