Петицию за то, чтобы не допустить увольнения из Детской городской больницы №1 заведующего отделением кардиохирургии Рубена Мовсесяна подписали за четыре дня более 23 000 человек.
Петицию создала Елена Сорокина, руководитель некоммерческой организации «Кардиомама», объединяющей более 15 тысяч семей, в которых есть дети с пороками сердца.
Параллельно информацию начали распространять и другие общественники.
«Мне пишут мамы детей с пороками сердца, в том числе, и наши подопечные, с просьбой защитить врача. Это очень страшно: слушать сообщение от мамы, ребенка которой должны были вчера прооперировать. Но все отменили», - написала в своем личном блоге Маша Субанта, основатель фонда «Клуб добряков». Там же она призывает «отстоять врача, как мы отстояли Каабака и его команду».
Несмотря на мощный отклик и перепосты с хэштегами #детямнуженмовсесян администрация ДГБ №1 отреагировала на волнения не сразу. 10 июня на странице больницы в «Вконтакте» (4500 подписчиков) появился пост с восклицательными знаками вместо заголовка. В сообщении, из которого следует, что в Центре кардиологии и сердечно-сосудистой хирургии на базе ДГБ №1 есть определенные управленческие проблемы, говорится, что «никакого приказа об увольнении господина Мовсесяна на сегодняшний день нет». Родители расценили этот как подтверждение своих догадок: «А на завтрашний?». Под постом начали появляться вопросы и администраторы закрыли возможность его комментировать.
Рубен Мовсесян – не только заведующий отделением кардиохирургии ДГБ 1, но и главный детский кардиохирург Санкт-Петербурга, профессор кафедры педиатрии и детской кардиологии СЗГМУ им. Мечникова, д.м.н., член-корреспондент РАН.
«Мовсесян – это уровень Европы, один из немногих врачей в России, который экономит деньги бюджету, благотворителям, нам всем, россиянам, – говорит руководитель «Кардиомамы» Елена Сорокина. – Потому что мы, «Русфонд», «Детские сердца», другие фонды – все собираем деньги, чтобы ребенок куда мог поехать? – в Европу, в Америку. А тут в Санкт-Петербурге человек оперирует на уровне европейцев. Он экономит деньги родителям, у которых два варианта: Берлин и Санкт-Петербург. И, конечно, понимая, что возможно Санкт-Петербург накрылся медным тазом, они паникуют».
По словам Елены, информация о возможном увольнении Мовсесяна пошла от родителей детей, которые лежат в отделении кардиохирургии, а тем сообщили сотрудники отделения: «Родители рассказали о том, что Мовсесяна увольняют, что операции, которые должен был провести он, отменяют или переносят. И, что если его уволят, то специалисты отделения в полном составе собираются уволиться за ним – а это катастрофа. Для нас. Потому что есть операции, которые делает только Рубен Мовсесян. Есть такое вещи, которые делают только определенные хирурги».
Одну из таких операций в январе этого года Рубен Мовсесян провел 4-месячному Мирошке. Операция длилась 8 часов вместо запланированных четырех. «О том, что мы испытывали, не передать, и лучше не вспоминать никогда больше. Я глубоко переживаю эту историю», – рассказывает мама Мирослава Наталья Горбатовская. Она тоже подписала петицию и требует, чтобы врача оставили в больнице. Наталья благодарна не только кардиохирургу, но и всей команде, в которую входили второй оперирующий хирург, анестезиологи, медсестры.
«Только за 2019 спасено 564 жизни, а это не просто цифры. Это я, мои знакомые, и семьи тех мам с помутневшим взглядом на отделении. Возможно, это лучший специалист в России. При нас к нему привозили детей из Нидерландов и Швейцарии», – вспоминает Наталья.
Родители, которые сообщили фондам о том, что Рубена Мовсесяна увольняют, боятся общаться с прессой, так как судьба их детей зависит от действий больницы.
В чем причина конфликта и есть ли он на самом деле, доподлинно неизвестно. Маша Субанта в своем блоге выдвигает такую версию, со ссылкой на «российское кардиосообщество»: «отделение Мовсесяна пытается спасти всех нуждающихся детей, а не только коммерчески выгодных и статистически подходящих. Дети со сложными пороками сердца и в реанимации лежат дольше, и в отделении задерживаются иной раз месяцами. Больнице выгоднее принимать детей с простыми дефектами: нагрузка на бюджет меньше, статистика радужнее».
Похожая версия изложена и в петиции на Change.org.
Кардиохирург Рубен Мовсесян ответил на наш звонок, но не стал ничего опровергать или подтверждать – попросил перезвонить в понедельник, когда его выпишут из больницы, где он находился после гипертонического криза.
Тогда, видимо, и будет известно, чем закончится эта история.
Руководитель «Кардиомамы» Елена Сорокина надеется, что в понедельник администрация больницы разрядит напряженную обстановку: «Мы будем только рады, если ошибаемся и нас назовут «истеричными мамашками» - только дайте гарантии, что это человек остается на работе и дети будут планово прооперированы его командой».
Обновление от 15 июня: В блоге Маши Субанта появилось следующее обращение к общественности от лица Рубена Мовсесяна:
«В настоящий момент у меня нет на руках документов об увольнении, но нет и заверений от руководства в том, что увольнение больше не планируется. Нет уверенности, что опять не будет попыток менять штатное расписание, отстранять от работы врачей и брать сторонних руководителей в это непростое для врачей, пациентов и всей страны время. Причем в отделение, которое имеет одни из лучших результатов в стране, без согласования с его коллективом.
Кадровый состав нашего отделения уникален. Почти 70% специалистов работают с первого дня уже 30 лет. Коллектив можно сравнить с отлаженной системой швейцарских механизмов.
Я и мои коллеги бережно относимся к авторитету нашей клиники, в которой работают удивительные специалисты высочайшего уровня по всем направлениям педиатрии и хирургии. Поэтому мы до последнего пытались не допустить, чтобы конфликт не вышел за пределы стационара. Мы обращались и в администрацию ДГБ №1, и в комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга.
Когда разногласия с администрацией стали отражаться на лечении пациентов, ситуация стала достоянием общественности. И сейчас я и коллектив отделения очень благодарны за поддержку как коллегам со всей России, так и родителям наших пациентов.
Если у администрации есть желание оптимизировать работу отделения, то для этого, на наш взгляд, есть другие методы, которые принесут действительную пользу нашим пациентам. Нам нужно многое сделать.
Мы надеемся, что администрация стационара примет во внимание просьбу коллектива и не будет принимать кадровых решений без учета мнения сотрудников. Мы должны получить такие заверения.
Надеемся, что администрация пересмотрит вопросы организации комиссии по госпитализации и даст возможность нашим кардиологам самостоятельно принимать решения о госпитализации. И нам не придется отказывать нуждающимся в нашей помощи детям.
Надеемся, что комитет здравоохранения сочтет возможным увеличение и своевременное выделение в должном объеме региональных квот для нашего отделения».
Обновление от 20 июня: Рубен Мовсесян продолжает работать в больнице. Тем не менее, родители написали письмо министру здравоохранения Михаилу Мурашко с просьбой разобраться в ситуации. «К сожалению, у нас до сих пор нет заверений от администрации ДГБ №1 в том, что увольнения Р.Р. Мовсесяна больше не планируется, и мы продолжаем жить, как на пороховой бочке», - сообщили в «Кардиомаме».
Обновление от 29 июня: Поступил ответ на письмо по ситуации в ДГБ №1 от заместителя председателя комитета здравоохранения Петербурга Евгения Антипова:
Петицию в защиту кардиохирурга на 7 июля подписали уже более 132 тысяч человек.
Littleone будет следить за ситуаций.