На осмотре у офтальмолога иногда можно услышать про астигматизм у ребенка. Что это такое? Когда астигматизм становится серьезной проблемой и на что родителям нужно обратить внимание? Сегодня вспоминаем, что об этом «Литтлвану» несколько лет назад рассказал офтальмолог Глеб Арсланов.
Глеб Арсланов — офтальмолог, участник и редактор профессионального онлайн-сообщества Terra-Ophthalmica, автор лекции «Основы и принципы доказательной медицины в реальной клинической практике». Основная специализация — заболевания сетчатки, орфанные глазные заболевания у взрослых и детей, лечение и наблюдение детей с прогрессирующей близорукостью. Ведет Telegram-канал «Офтальмология online». Работает в клинике микрохирургии глаза «Счастливый взгляд».
У астигматизма нет причины
— Что такое астигматизм?
— Это не болезнь, а особенность оптики глаза, которая у каждого своя. Двумя главными ее составляющими являются роговица и хрусталик. Они преломляют свет внутрь глаза и дают восприятие изображения. Астигматизм — это разновидность рефракционной аномалии, которая чаще всего исходит от роговицы. Если представить мир без астигматизма, то всем бы потребовалось иметь идеальную сферическую роговицу. Это невозможно. Каждый человек рождается с индивидуальной роговицей, которая не может быть идеально сферической.
— То есть в той или иной степени астигматизм можно определить даже у условно здорового человека?
— Да. Если представить роговицу как, условно говоря, круг, и провести через нее горизонтальную и вертикальную линии, которые пересекутся в центре, то в каждой линии, попадающие на роговицу лучи света, будут преломляться с разной силой. Например, в горизонтальной части свет преломляется с силой +3. А в вертикальной — +5. Разница между этими показателями горизонтали и вертикали является астигматизмом. В вышеописанном случае она будет равна 2. Значит, мы говорим об астигматизме со значением в 2 диоптрии. Когда лучи света преломляются неодинаково, заходят в глаз с разной преломляющей силой и не могут сойтись в одной точке, изображение может быть смазанным, размытым, нечетким. Это и есть основной симптом астигматизма.
— Астигматизму всегда сопутствует близорукость или дальнозоркость?
— Он может быть как сам по себе, так и в комбинации и с близорукостью, и с дальнозоркостью (с «минусовым» и «плюсовым» зрением). Родители пугаются, когда слышат об этой особенности. Но астигматизм астигматизму рознь — нужно знать, насколько он выражен и требует ли коррекции.
— Есть какие-то особенности у каждой из этих «комбинаций»?
— Принято считать, что дальнозоркий астигматизм, в отличие от близорукого, намного чаще приводит к амблиопии, «ленивому глазу». Условно говоря, это недоразвитие зрительного анализатора до «нормы зрения» в детстве. Суть ее в том, что какая-либо значимая аномалия оптики глаза дает нечеткую картинку, попадающую на сетчатку, и не позволяет развить зрительный анализатор.
— Астигматизм имеет какую-то связь с наследственностью, как в случае с близорукостью?
— Нет. Вовсе не обязательно это наследственная история. Астигматизм может вести себя непредсказуемо. У него нет четкой причины. В отдельных случаях выраженный и часто меняющийся (непостоянный) астигматизм (но не в детстве, а после 18 лет) может быть симптомом кератоконуса — заболевания, связанного с истончением роговицы и изменением ее сферической формы в коническую. Это приводит к ухудшению зрения. При значительном прогрессировании кератоконуса могут потребоваться оперативное вмешательство или пересадка роговицы.
Астигматизм: диагностика
— Какие достоверные методы диагностики астигматизма используются сегодня?
— Измеряют рефракцию глаза специальными аппаратами. У детей — бесконтактными автоматическими рефрактометрами и ручными приборами (ретиноскопами). И у них всегда лучше определять рефракцию с использованием капель, так как необходимо расслабить глазную мышцу, чтобы получить более достоверные данные.
— Можно ли заподозрить астигматизм у ребенка по каким-то косвенным признакам?
— Как таковых косвенных признаков нет. Малыш до трех лет вряд ли будет жаловаться, так как не знает, как он должен или не должен видеть. Ребенок может начать постоянно щуриться в более старшем возрасте, лет в 6–7, когда уже есть запрос на качественное зрение ввиду занятий в школе. В более раннем возрасте это заметить сложно. Поэтому не стоит пропускать профилактические осмотры у офтальмолога.
Астигматизм сам не уйдет: когда нужна коррекция?
— В каких случаях астигматизм уже не будет вариантом нормы и нужна коррекция?
— Простое правило — чем он выраженнее, тем более вероятно, что человек придет с жалобами на сниженное зрение и потребуется коррекция. Но это касается взрослых. Незначительный астигматизм, например, в 0,25 или в 0,5 диоптрии может никак себя не проявлять. Он часто и не требует коррекции. Маленькие дети не могут оценить качество своего зрения. Для детского возраста существует «отсечка», когда, скорее всего, будет необходимы вмешательства, чтобы избежать амблиопии. Считается, что если на осмотре у ребенка мы видим астигматизм больше 1,5–2,5 диоптрий, то это, вероятно, потребует его коррекции. Но все зависит от возраста. Как правило, скрининг нацелен на детей от года до 3–4 лет.
— Астигматизм можно уменьшить?
— Считается, что примерно с 3–4 лет он значимо измениться уже не может. Но и не уйдет. Но чем старше человек, тем проще становится ситуация и с астигматизмом. Если речь о ребенке, который имеет потребности читать и учиться, здесь правило одно — если коррекция улучшает зрение, то это основание для нее. Если же говорим о дошкольниках, то тут нужно решить, является ли астигматизм значимым и требует ли обязательной коррекции, чтобы избежать амблиопии. В более старшем возрасте мы отталкиваемся больше от качества зрения и потребностей человека. Не важно, какие цифры у астигматизма. Главное — лучше ли видит взрослый или ребенок, надев специальные линзы.
— Как корректируется выраженный астигматизм?
— Астигматизм всегда исправляется не простой сферической, а корректирующей цилиндрической линзой. Она преломляет свет под определенным углом. Могут применяться и торические линзы, мягкие контактные линзы, корректирующие астигматизм. В младшем возрасте будут предлагать для обязательной коррекции высокие показатели астигматизма, а в более старшем может быть скорректирован и небольшой астигматизм. Просто для того, чтобы лучше видеть.
— Можете привести конкретные цифры: когда, какой и в каком возрасте желательно корректировать?
— Если это малыш от года до 2 лет, здесь необходимо корректировать астигматизм от 2 или 2,5 диоптрии и более. В возрасте 2-4 лет — от 1,5–2 диоптрий и более. В более старшем возрасте (от 4 лет) уже ориентируются на цифру больше 1,5 диоптрии и корректируют ее. Это позволяет и лучше видеть, и профилактировать амблиопию. При этом необязательно астигматизм корректировать полностью, все зависит от возраста. Если ребенок младше 4 лет, и у него, например, выявлен астигматизм в 3 диоптрии, то выписываются очки с коррекцией этого астигматизма хотя бы наполовину. После 4 лет — уже, как правило, дают полную коррекцию. Также существует контактные линзы и лазерная коррекция астигматизма.
— У детей она возможна?
— Можно рассмотреть лазерную коррекцию астигматизма с 18 лет на фоне стабильной рефракции (если это, например, близорукость), когда зрение не меняется. И, скорее всего, в 18–21 лет она уже будет стабильной. До этого возраста, как правило, на лазерную коррекцию не берут из-за потенциальных изменений в будущем. К подобной коррекции зрения у детей до 18 лет могут быть определенные показания. Они четкие и достаточно узкие. Это не широкая практика. «Вестись» на рекламу лазерной коррекции зрения у детей любого возраста я не рекомендую.
Астигматизм vs экранные устройства и гаджеты
— Имеет ли смысл исключать телевизор и кинотеатр при астигматизме?
— Нет данных о том, что какие-либо экранные устройства опасны при астигматизме и как-то влияют на зрение. Они могут вызывать только усталость. Астигматизм, повторю, — просто особенность глаза. И если мы дали коррекцию, то ребенок может заниматься чем угодно. Не важно, на какую доску он смотрит в школе и на какой экран дома. Главное, чтобы были выписаны очки и по необходимости заклейки. Если все сделано в соответствии с возрастом, ребенок носит очки или линзы, никаких жизненных ограничений вводить не надо.
— А гаджеты: телефоны и планшеты?
— Здесь нет зависимости от режима и образа жизни. Роговица от этого не будет изменяться! И, например, есть случаи, когда гаджеты даже рекомендованы. Например, у ребенка выявлен астигматизм и высокая дальнозоркость. Ему назначили очки на тот глаз, где у него подозревается амблиопия, а на другой — заклейку, чтобы он разрабатывал «ленивый» глаз, который плохо видит. И как раз в этот момент очень хорошо и правильно будет разрешать ему планшет, так как игры вблизи показаны при лечении амблиопии. И, конечно, он должен делать это с заклейкой на одном глазу и обязательно в очках! А при близорукости и астигматизме вместо ограничений гаджетов в любом случае остается актуальной рекомендация гулять при дневном свете не менее 1–2 часов в день.