«При такой нагрузке тяжелее всего учителям-перфекционистам...»
Это сообщение автоматически закроется через сек.

«При такой нагрузке тяжелее всего учителям-перфекционистам...»

Об обратной стороне работы в школе, а также о конфликтах педагогов с родителями рассказывает завуч с более чем 35-летним стажем работы.

Фото: RichVintage, istockphoto

Виктория, 56 лет, завуч начальной школы, стаж работы в школе — более 37 лет. Педагогом работает более 30 лет: сначала была учителем начальной школы, потом преподавала русский язык и литературу, а последние 20 лет — завуч начальной школы в гимназии.


«Не секрет, что в последние годы нагрузка на учителей увеличилась, особенно психологическая. Причем это не касается непосредственно работы с детьми — количество рабочих часов в неделю осталось прежним. На наших педагогов постепенно навалилось много дополнительных обязанностей. Это и написание бесконечных отчетов, планов, программ (требования к этим документам постоянно меняются), и подготовка себя и учеников к различным конкурсам (отказаться от подобной деятельности практически невозможно), и проведение бесконечных инструктажей с записью в специальные журналы, и уговаривание детей и родителей поучаствовать в сдаче норм ГТО (тоже серьезное подотчетное дело), и приглашение родителей на субботник (если пришло мало, от меня попадет), и даже проведение работы с родителями о необходимости принять участие в выборах (и отчитаться потом об этом тоже!).

При такой нагрузке тяжелее всего учителям-перфекционистам. Как правило, у них дети хорошо обучены, отчеты, планы и программы сданы вовремя, почти все родители пришли на субботник и на выборы, дисциплина в классе отличная… Однако именно у таких учителей всегда высокие требования и к себе, и к детям, и к родителям, и даже к администрации. Обычно о них ходит молва, как о прекрасных педагогах, которые дают хорошие знания. Но не все задумываются, какой ценой эти знания добываются. И если в класс попадает плохо подготовленный ребенок — не в плане знаний, а скорее избалованный и неприученный преодолевать трудности, — то начинаются проблемы. Причем у всех: у родителей (их вечно дергает учитель), у учителя (он нервничает, так как ребенок начинает сильно отставать от остальных), у ребенка (ему некомфортно в школе), у администрации (родители жалуются на учителя).

Именно такая проблема возникла в нашей гимназии в одном из прошлых учебных годов. Наша самая именитая учительница, Галина Михайловна, набрала первоклашек. Желающих учиться именно у нее было немало. Даже пришлось разбираться с некоторыми не попавшими в ее класс родителями. Ребята, на радость учительницы, в основном, оказались довольно хорошо подготовленными. С высокими требованиями в целом справлялись. Конечно, периодически появлялись вопросы у родителей, касающиеся домашних заданий и строгости в обращении с детьми, но Галина Михайловна всегда шла на контакт и все они решались, к общему удовольствию.

Но в классе оказалась ученица Е., с родителями которой у Галины Михайловны все же возникло недопонимание, вылившееся, в конце концов, в серьезный конфликт.

Е. часто отвлекалась на уроке, не выполняла заданий учителя, приходила без нужных школьных принадлежностей. К февралю девочка так и не освоилась в школе, любила поиграть, на учебную деятельность ее настроить так и не удалось. Конечно, Галина Михайловна приложила весь свой педагогический потенциал. Много раз педагог вызывала родителей. В основном, приходила мама, которая искренне не могла понять, почему учительница так сильно беспокоится о том, что Е. забывает тетради, не слушает на уроке, не усвоила необходимый материал. Дело в том, что Е. — поздний ребенок. Родители баловали девочку, когда она была дошкольницей, не приучили ее к труду. Более того, с началом школы их образ жизни совершенно не изменился, они продолжали жить сами в свое удовольствие и не напрягать дочь. В принципе, такая позиция имеет право быть. Но я бы в таком случае подобрала для своего ребенка другого педагога, не такого требовательного, и программу обучения надо было бы выбрать полегче. Всего этого родители не сделали.

Галина Михайловна переживала из-за сложившейся ситуации, делилась с коллегами. Мы давали ей советы — сбавить обороты, принять эту девочку и ее родителей такими, какие они есть, не накалять обстановку. Но для учителя-перфекциониста первоклассник, не умеющий читать в феврале, — это ужас ужасный.

В апреле к директору пришел папа Е. с заявлением, которое он планировал отнести в прокуратуру. В нем излагалось, что его дочь не хочет ходить в школу и вообще учиться, ее тошнит по утрам, она стала много плакать и говорить плохо о школе. Родители винили во всем Галину Михайловну. Мол, она своим непрофессионализмом и жестокими методами довела Е. Нам удалось убедить папу не обращаться в прокуратуру, а решить все в школе. Он согласился перевести дочь в другой первый класс.

В беседе с директором учитель разъяснила, что у нее был разговор с отцом. В нем она высказала ему свое предположение о том, что у девочки есть логопедические проблемы, что ей нужно пройти психолого-педагогическую комиссию и, возможно, сменить образовательный маршрут, так как программа, по которой учатся в гимназии, сложна для Е. Папа очень рассердился, сказал, что он не позволит из его дочери «делать дуру».

Директор в очередной раз попытался убедить Галину Михайловну в том, что совсем необязательно из всех детей делать успешных учеников и можно поспокойнее относиться к тому, что встречаются нерадивые и неспособные ученики. Педагог обиделась, стала говорить про увольнение, даже плакать. Ситуацию спасло то, что остальные родители первоклассников объединились и встали на защиту учителя. Они написали благодарность директору и в отдел образования, где высказали признательность Галине Михайловне за трудолюбие и ответственное отношение к своей работе.

А я недавно услышала такое мнение от своего коллеги, с которым совершенно согласна: сегодня от учителя требуется, чтобы он давал хорошие знания ученикам и одновременно оставил детей в покое.

Галина Михайловна работать осталась. И девочка тоже учится, но в другом классе. Сейчас ситуация не критическая, тройки у нее стоят. Но боюсь, в 4 классе возникнут сложности с переводом в среднюю школу — все дети пишут ВПР. Хотя и здесь есть варианты. В общем, поживем — увидим».

5
0
7979
КОММЕНТАРИИ1
0
Такое положение дел сейчас во всех школах: 80% учащихся - ОВЗшники. Наша председатель ПМПК кричала на семинаре, что это - очень сложная государственная проблема, а мы, безответственные педагоги, не хотим решать её. Т. е. государство прекрасно знает об этом, но считает, что разбираться с этим должны мы, учителя.
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ