Самые старые деревья Петербурга
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Идея для прогулки с детьми: самые старые и уникальные деревья Петербурга

В Петербурге памятники истории — не только здания, изваяния и полуразрушенные постройки, но и деревья. И таких в городе немало! Эти настоящие коренные петербуржцы пережили революции и войны, наводнения и блокаду, под их сенью отдыхали Петр I и Екатерина II, их воспевал в стихах Гавриил Державин и рисовал Илья Репин. Расскажем о некоторых, которые можно увидеть, отправившись на прогулку с детьми!

Фото: Mabel Amber, Pixabay

Деревья Летнего сада

Дуб

Когда-то старейшим в Петербурге деревом считался так называемый «дуб Петра I» на Каменном острове (наб. реки Крестовки, д. 2), который император, по легенде, посадил собственноручно. Но в конце XX века это дерево спилили. Сейчас от него не сохранилось даже пня — на его месте растет молодой дубок, высаженный к 300-летию Петербурга. Так что звание старейшего дерева перешло к дубу в Летнем саду: он тоже помнит еще Петра I, ему более 300 лет, и существует даже версия, что и его мог посадить лично император. Правда, подтверждений этому нет.

Это старейшее дерево выявили во время реставрации Летнего сада. Несмотря на почтенный возраст, дуб находится в отличном состоянии, продолжает расти и развиваться и уже достиг почти 40 метров в высоту и 333 см в окружности ствола. В 2014 году по инициативе Русского музея ему присвоили звание «Дерево — памятник живой природы». А чтобы гостям Летнего сада было проще его найти, рядом с дубом установлена соответствующая табличка.

Клен

Этому дереву «всего» 200 лет, но для своего вида оно долгожитель: специалисты утверждают, что если дубы могут расти много веков, то клены в условиях города очень редко доживают и до двухсот лет. Растет он в восточной части сада, у Летнего дворца Петра. Этот 22-метровый рекордсмен пережил всех своих ровесников: раньше на этом месте было много старых кленов, а теперь остался только он один.

Дуб в Михайловском саду

Второй старейший дуб Петербурга чуть помоложе своего собрата в Летнем саду: ему 285 лет. Для определения его возраста в 2014 году проводилась процедура кернения: эксперт специальным инструментом взял образец древесины от коры до сердцевины дерева, а потом считал годовые кольца. Таким образом выяснили, дуб посажен в царствование Елизаветы Петровны, дочери Петра I. Ему тоже присвоен статус памятника живой природы, а найти его можно по табличке на Масляном лугу сада.

«Потемкинский дуб» на набережной Мойки

Еще одно дерево с необычной историей. Согласно легенде, уже 80-летний дуб князь Григорий Потемкин в 1789 году привез в Петербург из Крыма, чтобы угодить Екатерине II. Именно под этим деревом императрица любила отдыхать во время своего путешествия по югу России. Чтобы сделать ей приятное, князь приказал выкопать дуб вместе с корнями и землей, доставить в столицу и высадил в своей усадьбе на Мойке. История выглядит фантастической, но, учитывая богатство екатерининского фаворита и его вошедшее в легенды умение пускать пыль в глаза, она вполне в его духе.

Несмотря на непростой переезд и не слишком благоприятный для черешчатого дуба климат, дерево прижилось, окрепло и выросло. Впоследствии его упоминает Гавриил Державин в стихотворении «На смерть Нарышкина» — Нарышкин был следующим владельцем усадьбы, которая с тех пор много раз меняла владельцев.

Сегодня дуб-ветеран находится не в лучшем состоянии и нуждается в уходе: кора поражена паразитами, в кроне заметны засохшие ветки. Активисты уже несколько лет пытаются привлечь к дереву внимание городских властей — будем надеяться, что им все же удастся его спасти. Найти его можно все там же — по адресу набережная реки Мойки, д. 108.

Деревья на Елагином острове (ЦПКиО им. С. М. Кирова)

Дуб

Дуб, растущий перед Елагиноостровским дворцом, тоже получил почетное звание «Дерево — памятник живой природы». Его легко узнать по ограждению, табличке и по раскидистой кроне, конечно. Сотрудники парка рассказывают, что дуб более 300 лет назад посадил Петр Шафиров, вице-канцлер Петра I и первый владелец острова.

Сосна

Еще одно знаменитое дерево парка — так называемая «Петровская сосна», которой, по мнению экспертов, не менее 250 лет. Найти ее можно на берегу Средней Невки перед Елагиноостровским дворцом.

Дуб Александра II в Александровском саду

Фото: Arti Kh, pexels

В 1874 году перед фасадом Адмиралтейства официально открыли Александровский сад, который был разбит по проекту ботаника Эдуарда Регеля. Как в то время писала газета «Петербургский листок», на торжественное открытие приехал сам император Александр II и на газоне напротив портала Исаакиевского собора посадил дубок. Там же он дал согласие на название сада своим именем. Это дерево и сегодня растет напротив северного портала Исаакия — только теперь это огромный дуб. Узнать его можно по железной решетке, которую установили вокруг дерева 100 лет назад.

Дубы на Васильевском острове

31 мая 1810 года император Александр I отдал приказ устроить на Большом проспекте бульвары Васильевского острова. С тех времен здесь сохранилось 3 старинных дуба. Один — возле дома №8, в котором, кстати, с 1924 по 1951 года жил классик соцреализма художник Александр Самохвалов. Другой дуб — возле нынешнего дома №13. Там в свое время жили исследователь Арктики, президент Академии Наук Федор Липке и создатель Пулковской обсерватории, астроном Василий Струве. И наконец, третий дуб — напротив дома №25. В нем жил директор Царскосельского лицея Егор Энгельгардт. Бывшие воспитанники бывали у него в гостях на обедах, которые он ежегодно устраивал в день годовщины открытия лицея. А значит, этот дуб помнит Александра Пушкина, который окончил лицей в первый год директорства Энгельгардта и неоднократно захаживал к нему в гости.

«Дуб Вашингтона» в Петергофе

Это дерево интересно своей уникальной историей. В 1838 году на прием к американскому посланнику в Петербурге Джорджу Далласу пришел молодой американец и заявил, что у него есть подарок для русского императора. Молодым человеком был Джордж Самнер, брат известного борца против рабства сенатора Чарльза Самнера. А подарком оказался желудь, но не простой, а взятый с могилы Джорджа Вашингтона в его родовом поместье в Маунт-Верноне.

Николай I принял юношу лично. Тот передал ему пакет с надписью на русском и немецком языках: «Вложенный желудь снят с дуба, осеняющего могилу незабвенного Вашингтона, и преподнесен в знак величайшего уважения Его Величеству Императору Всероссийскому. Американцы». Царь ответил, что всегда восхищался Джорджем Вашингтоном, и приказал заведовавшему садовой частью Петергофа Петру Эрлеру посадить желудь в своем дворцовом саду. Рассказывают, что Николай I тщательно следил за ростом саженца в оранжерее, а 4 года спустя, в 1842 году, собственноручно высадил дубок на Царицыном острове. Слова же, написанные на пакете с желудем, высекли на бронзовой табличке и установили ее рядом с деревом.

Полвека спустя история получила неожиданное продолжение. Тогдашний посол Америки в России Итан Хичкок взял желуди с «дуба Вашингтона» в Петергофе, перевез их через океан и высадил у Белого дома в столице США. Там они сейчас, по всей видимости, и растут.

А на тот самый «дуб Вашингтона» до сих пор можно посмотреть на Царицыном острове в Колонистском парке в Петергофе.

1
0
1852
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ