«Вирус никуда не пропадет»: врач-инфекционист — о том, что мы точно знаем о COVID-19
Это сообщение автоматически закроется через сек.

«Вирус никуда не пропадет»: врач-инфекционист — о том, что мы точно знаем о COVID-19

С момента, когда в Петербурге был зарегистрирован первый случай заболевания коронавирусной инфекцией COVID-19, прошло полгода. Что за это время удалось достоверно узнать о вирусе и какие на этот счет можно строить прогнозы, «Литтлван» узнал у инфекциониста больницы им. C. П. Боткина Дарьи Авдошиной.

Фото: Андрей Никеричев

Дарья Авдошина — врач-инфекционист. Окончила ПСПбГМУ им. И. П. Павлова. Ординатура — медицинский факультет СПбГУ, кафедра инфекционных болезней, дерматовенерологии и эпидемиологии. Ведет прием в клинике «Лахта» и больнице им. С. П. Боткина.


— В чем ученые и врачи уверены на 100% в отношении COVID-19 на сегодня?

— Изучение структуры вируса продолжается. Многие вопросы остаются открытыми. Например, особенности восприимчивости к нему у разных людей, иммунной защиты, длительности защиты после перенесенной инфекции. Вопрос вакцинации и эффективной терапии также до конца не решен. Предлагались самые разные схемы лечения, но пока единственно эффективной и одобренной во всем мире нет. Времени для продуктивного изучения инфекции прошло очень мало. А это принципиально важный фактор для получения ответов, например, о потенциальном влиянии на течение беременности, возможные риски для плода, новорожденного.

— Много споров возникало на тему диагностики. Что же все-таки эффективнее — КТ или ПЦР-тест?

— Золотой стандарт диагностики в мире — ПЦР-тестирование, когда найден генетический материал вируса в клетках из носоглотки, дыхательных путей. Безусловно, существует совокупность клинических признаков, лабораторных анализов, картина пневмонии по данным КТ и данных анамнеза (истории) заболевания, которые все вместе будут свидетельствовать в пользу ковида. В таком случае врач может установить диагноз COVID-19 при отсутствии положительного ПЦР анализа. Также сейчас могут быть использованы и тесты по выявлению антител.

— На сегодня все мы прочитали множество описаний симптомов ковида. От «как обычное ОРВИ, но пропало обоняние» до историй, когда на дежурном КТ при хорошем самочувствии обнаруживалось поражение легких более 25%. Так есть ли у COVID-19 какие-то особенные симптомы?

— Симптомов, свойственных исключительно COVID-19, к сожалению, нет. Именно поэтому так важна совокупность всех полученных данных. Даже нарушение обоняния, о котором все говорят, как о верном признаке инфекции, может наблюдаться и при любом обычном ОРВИ, связанной с отеком слизистой полости носа и пазух, а также при многих других заболеваниях.

— Как быстро обоняние восстанавливается после коронавируса?

— Как правило, постепенно — в течение 1–2 месяцев.

— Правда ли, что при COVID-19 не бывает классического насморка?

— Неправда. Бывает.

— Какова на сегодня стандартная схема лечения коронавирусной инфекции? От каких лекарств уже отказались и почему?

— В России предлагаемые схемы лечения различных форм COVID-19 основаны на рекомендациях Минздрава. При этом идет и активный обмен опытом с международным сообществом. С начала пандемии рекомендации о применении разных препаратов первой линии постепенно изменились.

Например, были получены данные о токсических эффектах гидроксихлорохина. Потом появлялись данные о потенциальном положительном эффекте фавипиравира, и он был включен в рекомендации. В настоящий момент нет доказанного противовирусного препарата для терапии COVID-19.

— Когда могут назначить антибиотики?

— В единственном случае — при вторичной бактериальной инфекции как осложнении течения COVID-19. И в зависимости от локализации этого осложнения врач выбирает тот или иной препарат. Некоторые схемы выбора предложены в рекомендациях по лечению COVID-19.

— Правда, что у переболевших в легкой и средней форме иммунитет не формируется?

— Вопрос иммунного ответа еще изучается. Анализ на антитела показывает наличие ответа лишь в одном из звеньев иммунной системы. Но сейчас обсуждается роль второго звена — клеточного иммунитета, с которым связана невосприимчивость к вирусу, перекрестная устойчивость и формирование возможной иммунной памяти.

— Можно повторно заразиться COVID-19?

— Могу сказать только, что в больнице имени Боткина повторных случаев заражения пациентов COVID-19 выявлено не было.

— Когда и кому стоит сдать анализ на антитела к COVID-19?

— Сейчас обследование на наличие антител к COVID-19 доступно для всех. Это целесообразно в сомнительных случаях диагностики или при донорстве плазмы. В обозримом будущем этот параметр могут включить в так называемый иммунный паспорт — аналог прививочного сертификата для выезжающих за границу граждан.

— Кому нужна реабилитация после того, как переболел COVID-19?

— Тем, кто перенес инфекцию в среднетяжелой и тяжелой форме. Это комплекс мер, направленных на улучшение функции легких, у пациентов, которые, например, перенесли пневмонию. Доступно и в Санкт-Петербурге в рамках ОМС.

— Правда ли, что людям, переболевшим ковидом, следует избегать пребывания на солнце?

— Чрезмерная инсоляция не показана никому, так как это доказанный фактор риска развития онкологических заболеваний кожи. Но с коронавирусной инфекцией это никак не связано.

— Вакцинация точно победит новую инфекцию?

— Вопрос вакцинации пока требует дальнейшего изучения. Пока основа профилактики — это ограничение скоплений людей, ношение масок, изоляция заболевших, наблюдение за контактными.

— Есть ли у COVID-19 сезонность?

— Это достаточно новая инфекция, чтобы давать точные прогнозы на тему дальнейшего развития событий. Безусловно, вирус никуда не пропадет. Вероятнее всего, развитие сезонности заболевания с возможным ослаблением его воздействия на организм.

— Выявились ли какие-то группы риска, о которых не знали в начале пандемии?

— Группы риска — это, безусловно, лица с хроническими заболеваниями, лица, пребывающие в скученных коллективах и общественных местах, лица, принимающие препараты, подавляющие иммунитет (иммуносупрессоры).

— Будет ли вторая волна, есть ли предпосылки?

— Пока мы имеем дело с развитием течения заболевания в рамках «первой волны».

— Что известно о наличии антител — у какой части населения они уже есть?

— Учитывая недостаточный охват обследования населения на наличие антител, а также не до конца изученные механизмы иммунного ответа, пока сложно утверждать что-то о принципах формирования «коллективного иммунитета» COVID-19.

Что известно о COVID-19 у детей

По данным Роспотребнадзора, за первое полугодие 2020 года в России зарегистрировано 47 712 случаев COVID-19 у детей, что составило 8,4% от общего числа заболевших. У 49,9% инфекция протекала в легкой форме. По мнению ученых, это может объясняться так называемой конкуренцией вирусов, которые могут одновременно присутствовать на слизистой органов дыхания. А также, вероятно, тем, что у детей рецептор АПФ, к которому прикрепляется коронавирус, имеется в недостаточных количествах в дыхательных путях, легких и кишечнике.

Как показало исследование ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора, большинство детей переносит коронавирусную инфекцию с незначительным повышением температуры тела, першением или дискомфортом в горле, умеренным сухим кашлем, реже – с потерей обоняния и вкуса. Поражение желудочно-кишечного тракта, а именно такие проявления, как диарея, тошнота и рвота являются не частыми симптомами коронавирусной инфекции у детей (не более 5.1%). У 32,3% заболевших детей было подтверждено бессимптомное течение. Тяжелую форму болезни у детей регистрировали лишь в 0,2% всех случаев. Наибольшая доля среднетяжелых и тяжелых форм болезни встречалась у детей в возрасте до 1 года.

Читайте по теме

1
0
116865
КОММЕНТАРИИ4
0
"У большинства инфекция протекала в легкой форме (49,9%)" - это как??? Меньше половины - это никак не большинство.
0
В релизе исследования сказано именно так. Видимо, изначально речь шла о том, что у большинства болезнь протекала в легкой и средней форме, но что-то пошло не так)
0
"— Группы риска — это, безусловно, лица с хроническими заболеваниями," А поточнее? Хронических заболеваний масса,- от хронического тонзилита- до диабета. Тогда все -в принципе - в группе риска. Вообще.
0
Новости из параллельной вселенной: в Новой Зеландии спортивные трибуны заполнены счастливыми фанатами регби, все без масок и социальной дистанции. Правда, вот загвоздка: за прошедшие сутки там 1 заболевший (у нас — 13 тысяч), а количество смертельных исходов — 25 (за все время!)
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ