Проблема многих школьников — концентрация внимания. Почему на уроках ребенок витает в облаках, не в силах усидеть за партой пару минут и не может сосредоточиться, а дома часами собирает конструктор? Как научить его концентрироваться? И надо ли это делать? «Литтлван» собрал популярные жалобы родителей на проблемы с концентрацией внимания у детей и обсудил их с психологом Витой Холмогоровой.
Типы нервной системы и концентрация
Часто я слышу: «Плохая концентрация внимания у ребенка. Он просто не может сконцентрироваться!». А потом смотрю на ребенка, и… вижу, что может! Только он концентрируется не над тетрадью и учебником, а на тех вещах, которые родителям порой кажутся не значимыми. Он часами печет пирожки, собирает конструктор, вырезает снежинки, расшифровывает послания на азбуке Морзе. Значит, он может и умеет концентрироваться. Но надо подобрать ключ к его концентрации. Им может стать новый подход к образованию ребенка, поведение родителей, поиск мотивации, работа с психологом или с нейропсихологом. И результат будет!
Инертный или лабильный?
…Но прежде вспомним о типах нервной системы. Условно есть лабильный и инертный типы. И конечно, все варианты между ними.
Люди, обладающие инертным типом нервной системы — однодоминантные, как я их называю. То есть в единый момент времени они могут сосредотачиваться только на одной вещи. Таким детям (и взрослым!) очень сложно переключиться с текущей задачи на другую: для них это крайне энергозатратно, требует очень много времени и сил. Эти люди медлительны, зато они погружаются в вопрос очень глубоко и серьезно. Бесполезно кричать такому ребенку: «Убирай русский, доставай математику», и ждать, что он сделает домашку за 7 минут. Это не тот ребенок!
А если охарактеризовать лабильный тип нервной системы, нужно представить человека, который может одновременно держать в голове 100 дел. Он прекрасный организатор, очень гибкий, часто — творческий. Внешне выглядит, будто он «скачет по верхам», но многие обладают глубиной восприятия, и из них получаются, например, прекрасные бизнесмены. У ребенка такого типа на столе одновременно раскрыты русский, математика, английский, комикс с Томом и Джерри, включена музыка и… вдруг оказывается, что уроки выучены. Хоть даже вы отказываетесь в это верить.
И у тех и у других детей могут быть проблемы с концентрацией. Но очевидно, что это разные проблемы! Ребенок с инертным типом нервной системы нуждается в том, чтобы погрузиться в тему, «занырнуть» и поплавать в ней. И в школе его страдания начинаются ровно через 40 минут после начала урока. Занятие заканчивается, а ребенок еще не успел оглядеться на местности и уж точно не готов убрать один учебник с парты, достать другой и начать после русского погружаться в математику.
А в то же самое время дети с лабильным типом нервной системы испытывают сложности с тем, что нужно просидеть 40 минут за одним предметом. Им нужно часто менять деятельность, делать одновременно несколько дел и переключаться, чтобы подключать новую опцию для активирования концентрации.
И когда я вижу перед собой детей с чистым лабильным типом нервной системы или с чистым инертным, я отдаю себе отчет, что для них сегодняшняя система образования не работает. Это плохая новость. Но есть и хорошая! По сути, здесь в наличии не проблема концентрации внимания, а задача родителей организовать процесс образования. И как только этот процесс будет запущен в соответствии с типом нервной системы ребенка, окажется, что у ребенка все хорошо. Он успешен, самодостаточен и перспективен.
Как развить у ребенка внимание и концентрацию
Есть ряд методик, которые помогают концентрироваться «по щелчку», «качать мышцу». Но прежде чем применять методики и начинать упражнения для развития концентрации внимания у детей, я призываю родителей осознать, в чем состоит суть проблемы, увидеть «диагноз» — с тем, чтобы занятия проходили гармонично, интересно и эффективно для ребенка.
Памятка от Виты Холмогоровой
Несколько советов, как повысить концентрацию внимания у ребенка:
- Для концентрации внимания нужен режим. Сон, свежий воздух, прогулки — даже неловко об этом говорить, банальщина. Но очевидно, что мы, родители, не обеспечиваем это на 100%. А расконцентрированный ребенок нуждается в режиме сильнее, чем обычный: рамки хоть и ограничивают, но одновременно дают необходимую таким детям опору.
- Есть игры на концентрацию внимания для детей. Приведу самые простые примеры.
- Если у ребенка проблемы с концентрацией внимания, его необходимо с раннего возраста приучать к часам. Понимание, сколько сейчас времени, будет давать связь с реальностью и опору.
- Создайте ребенку-школьнику рабочее место так, чтобы в зону обзора не попадали игрушки. Так он не будет «уплывать». Исключите возможность ребенка включить музыку, телевизор. Уберите из зоны доступа продукты питания, включая фрукты и жевательную резинку.
- Развивая концентрацию у ребенка, старайтесь через игры задействовать все органы чувств. Можно включать даже обоняние и возможность сопоставлять вкусы!
- Практикуйте упражнения на концентрацию внимания для детей. Для тренировки концентрации отлично работают приборы с биологической обратной связью (БОС). Ребенку надевают аппаратуру, которая считывает состояние концентрации. И дальше, в зависимости от программы, ребенок учится управлять функциями своего организма и менять изображение на экране путем расслабления мышц, налаживания дыхания. В это время мультимедийная программа демонстрирует, что у ребенка получается реализовать задачу: при стабильной работе мозга машина едет / ракета летит / персонаж продолжает свой путь. С одной стороны, дети, как правило, любят БОС, а с другой — эта терапия разрабатывает и прокачивает «мышцу», отвечающую за формирование концентрации внимания.
Ищем мотивацию!
Часто у детей, родители которых ищут способы, как улучшить концентрацию внимания у ребенка, проблемы вовсе не с отсутствием концентрации, а с… мотивацией!
Ребенок не хочет заниматься математикой. Для него негативная оценка, 2 или 3, не является стимулом к обучению. Ему неинтересно. А волевая сфера — «делай, что должен» — в силу возраста развита не сильно. И в этом случае «надо» — пустой звук. И дальше вопрос состоит только в том, как помочь ребенку найти мотивацию. Тут рецептов нет: это творческий, обоюдный процесс родителя и ребенка — отыскать, что нравится, как нравится, придумать, привнести в жизнь, раскрасить привычную действительность так, чтобы стало интересно. Советский принцип «Без труда не выловишь рыбку из пруда» верен лишь отчасти. На самом деле критерий таланта — легкость. Если найти то, что ребенку дается легче всего, если отыскать мотивацию и раскрыть способности ребенка сегодня, дальше можно будет всю жизнь развиваться в этом направлении.
Случаи из практики
Ольга: «Моя дочь ничего не хочет, вообще. Она часами собирает пазлы, и больше ее не интересует ничего!».
Вита Холмогорова: «Я слышу этот вопрос нередко, и вместе с ним — раздражение и обесценивание в голосе родителей. Выключите эмоции! Я знаю, что у вашей девочки со временем разовьется прекрасное пространственное мышление. Она может стать хорошим математиком, архитектором, графическим дизайнером. Если вы ей поможете! Cегодня она собирает обычные пазлы, завтра вы ей подарите 3D-пазлы. А дальше им на смену придут картонные архитектурные конструкции. Но это при хорошем раскладе — том, где вы будете восхищаться, помогать и развивать талант дочки. В противном случае все будет грустно: девочка в школе так и будет учиться из-под палки, ее обесцененный талант завянет, а если и прорастет в будущем, то не станет таким прекрасным деревом, как если бы путь был прямым».
Елена: «Перед первым классом мой сын мог усидеть за столом над подписями ровно 4 минуты. Три месяца занимались нейрогимнастикой раз в неделю — специалист приезжала к нам домой. Это было мучительно, напоминало пытку ребенка. Простые физические упражнения в определенной последовательности. Сын орал. Психолог увещевала. Я держала сына и двигала вместе с ним его руками — ногами. Через два часа занятий я ложилась на диван без сил до конца дня. Через три месяца сын мог сидеть над прописями уже двадцать минут и начал складывать буква в слова».
В. Х.: «Если бы у моего ребенка были проблемы с концентрацией, я бы первым делом обратилась именно к нейропсихологу. Сначала для диагностики, а в дальнейшем — для коррекции ситуации. В дошкольном и младшем школьном возрасте нейропсихологи — прекрасные помощники педагогам и родителям. Через физические упражнения, повторяемые правой и левой рукой, им удается скорректировать очень широкий спектр проблем, связанных с концентрацией внимания, с кратковременной и долговременной памятью. Нейропсихологи учат читать и писать тех детей, у которых по каким-то причинам этот навык вовремя не сформирован. Браво, Елена, поздравляю вас с сыном с победой!».
Анна: «Сыну невероятно сложно делать домашнюю работу: мешает отсутствие концентрации внимания у ребенка. К примеру, задали по каждому предмету по маленькому заданию, которое можно сделать за 5 минут. Но лучше бы задали решать 3 страницы примеров по математике или сочинение по русскому! Долгое погружение в один предмет дает реальный эффект от занятий, а 5 минут на пять предметов — невыносимо. В итоге вечер заканчивается слезами, уроки не выучены».
В. Х.: «В этой ситуации невооруженным взглядом видно — ребенку необходимо организовать обучение совсем на другом уровне, чем сейчас. Может быть несколько вариантов. И те родители, которые понимают, что нахождение в обычной школе для их ребенка губительно, найдут правильный. Я могу подсказать, что для таких детей очень эффективна вальдорфская система, где вместо уроков и предметов — проекты. Неделю дети реализуют один, погружаясь в него и совершая качественный скачок, следующую — другой. И никакого выхолащивания «прыжками» с предмета на предмет!
Вероника: «Все, что интересует 14-летнего сына — это игры на смартфоне. На остальном нет концентрации внимания у ребенка. Что делать?»
В. Х.: «Подростки — история особенная. Мало кто из них готов сосредоточиться на учебе! Скорее, наоборот. И искать, чем увлечь ребенка, на чем его сконцентрировать, надо было раньше. К подростковому возрасту интересы должны быть уже найдены. Но не стоит раньше времени опускать руки. Наблюдайте, что сын делает в те моменты, когда у него нет с собой гаджетов. И глядя на то, чему подросток посвящает свое свободное время, помогите ему сделать на этом акцент, создайте условия для развития этого начала — и, возможно, вы поможете ребенку реализовать его предназначение!
Не видите ничего, кроме игр на смартфоне? Не обесценивайте это! Включайте фантазию! Я думаю, что хороший способ переключить подростка с игр — направить его на занятия (например, программирование), где учат их создавать. И это уже другая история — не про потребление, не про игру круглые сутки напролет, а про созидание, которое помогает пойти за ребенком, развернув его интерес в нужную родителю сторону».
Елена Лосева, мама и психолог: «Сын в 8 классе, отличник. Когда начинает «тупить» над уроками и не может сконцентрироваться на чем-то, я захожу в его комнату и начинаю читать стихи на надрыве творческих возможностей. Он меня выгоняет и быстро учит уроки, как нормальный человек, пока мама не пришла».
В. Х.: «Елена нашла нетривиальное решение. Молодец! Круто, что она его нашла, и что оно работает. Когда родители подростков приходят и говорят: «Я ему 100 раз говорила», я спрашиваю: «Слушайте, это хоть раз сработало? Значит, надо поменять тактику! Нужно понять, что это не работает. Включайте креативность и ищите подход!». Елена его нашла, причем решение не лежало на поверхности. Но здесь вывод только один: надо чувствовать своего ребенка и понимать, что каждый индивидуален и требует особого ключика для решения своей задачи!»
Ольга: «Пятнадцатилетний сын разозлил нас с мужем. В порыве эмоций супруг разбил об пол смартфон ребенка. С тех пор, уже месяц, сын ходит в школу с кнопочным телефоном, и… у него появились первые в старшей школе 5! Мы их не видели с 3 класса! Я спрашиваю: «Как ты так начал учиться?». Он говорит: «Так мне скучно на уроках стало. Я стал хоть руку поднимать, телефона-то нет». А можно ли этого достичь, не разбивая смартфон?».
В. Х.: «Ищите такую школу, где на уроке нельзя пользоваться телефоном. Во всех учебных заведениях, где учился мой ребенок, это взято за правило! Я подписывала согласие с этим в договоре. И это очень важно! Потому что телефон интересней для ребенка, чем урок — это соблазн и уйма возможностей».
P.S.
А еще родители часто путают неврологию, нарушение концентрации внимания у детей, и его психологические сложности. Ошибка нередко состоит в том, что детей с неврологией ведут к психологу. И, наоборот, тех, у кого нет неврологических проблем, но кому не помешал бы психолог, бесконечно водят по врачам, пытаясь переложить с себя ответственность за моменты невнимательности, воспитания, педагогической запущенности. Здесь необходимо провести границу и определить, в чем проблема у вашего ребенка, и в какую дверь нужно постучаться, чтобы ее решить. И избавиться от своих иллюзий, чтобы не произошла история, похожая на получившую недавно огласку — про пятилетнюю девочку, которая по вине родителей, почему-то решивших, что она неизлечимо больна, всю свою жизнь провела в стационаре. Вы ведь не этого хотите для своего ребенка, правда?