Люди встречаются, влюбляются, женятся. Это прекрасно. Но что, если влюбляются дети или подростки? Что делать родителям, куда бежать, надо ли ребенка спасать? Поговорили об этом с психологами Аленой Свербой и Александром Ройтманом.
Детская влюбленность — это нормально
«Мы все хотим, чтобы наши дети были счастливы, а одной из основ счастья выросших детей являются их здоровые любовные отношения в будущем, которые подразумевают и сексуальность. В нашей культуре присутствует некоторое табуирование темы детской сексуальности, и этим можно объяснить настороженное отношение родителей к вопросам любви и секса. Изучение детской сексуальности (а влюбленность в любом случае связана с сексуальностью в будущем!) совсем недавно стало предметом исследования. Первый опыт нежности и прикосновений ребенок испытывает с материнской лаской — а потому говорить о влюбленности и испытывать эти чувства нормально для детей с самого раннего возраста. Правда, в большинстве случаев до 4–5 лет предметом обожания в семье, где есть мама и папа, для девочек является отец, а для мальчиков — мать».
«Влюбленность — сильное гармонизирующее, развивающее, формирующее чувство. И когда мой ребенок влюблен, у меня к этому огромный интерес, в основе которого лежит созданный с ним контакт и уважение к его чувствам.
Влюбленность — идеализация, восхищение, выведение человека из ряда подобных в особый разряд: «Ты самый-самый: самый достойный, самый блистательный». И от того, как ребенок научится выделять, восхищаться, идеализировать, зависит, насколько его отношения в будущем будут устойчивы. А значит, одна из самых важных вещей, которым я могу научить моего ребенка — способность влюбляться и любить. Со временем он станет критичнее, умнее, научится скептически смотреть на человека. Но чем больше я научу его идеализации — тем больше я научу его строить любовь».
Любовь в детском саду
Алена Сверба: «Когда ребенок начинает выбирать предмет своей любви? Естественным является, когда в 5–6 лет в детском саду мальчик влюбляется в девочку, девочка в мальчика. Это первый выход за границы и опыт любви другого человека, в котором очень много нового, необычного. До этого возраста ребенок освоил, как любить папу, маму, дедушку, бабушку, братика, сестричку. А тут девочка или мальчик!
А дальше дети подражают взрослым. Это очень похоже на то, что происходит или происходило у них в семье. Отношения мамы с папой были открыты? Они обнимались, целовались, не скрывая, говорили о любви? Мальчик повторит этот сценарий по отношению к девочке, которую он выбрал. И в этом будет симпатия, дружба и желание выбрать и полюбить кого-то, не относящегося к семье. Не нужно стыдить ребенка, говорить, что так делать нельзя, как-то эмоционально реагировать, если он рассказывает, что они обнимались и целовались».
Александр Ройтман: «Мишель (моя дочь) приходит в 3 года и говорит: «Я влюбилась»? Ок! Я посажу ее за стол и скажу, как мне интересно и важно, что с ней происходит. Скажу: «Ты же знаешь, что в нашей семье это очень важное чувство. Оно под особым контролем. Ты знаешь, как я люблю маму, а она любит меня. Она, конечно, стесняется и не очень показывает, но мы-то с тобой об этом знаем! Посмотри на моего брата и его жену, как они влюблены в друг друга! А моя мама, твоя бабушка, всю жизнь была по уши влюблена в твоего дедушку, а он в нее. И они прожили жизнь на одном дыхании! Я поздравляю тебя, я так горд тобой — теперь и ты знаешь, что такое влюбленность!».
Сын Тим в 6 лет говорит, что он влюбился и готов жениться? Я скажу: «Смотри, идея хорошая, но вопрос в том, чем ты будешь ее кормить? Ты же хочешь баловать ее самым вкусненьким и дарить ей красивые платья? Для этого надо работать и зарабатывать. Вас с мамой у меня шесть человек, и я хочу, чтоб вы были счастливые, сытые, красивые, и все для этого делаю. Ты уже готов к этому?».
Любовь в младшей школе
А. С.: «В 1 классе влюбленность уходит на второй и третий план. Она присутствует, но в приоритете в этом возрасте познавательные функции, дружба, симпатия к своему же полу, поиск лучшего друга или подруги. Здесь закладывается фундамент, как уметь дружить, и этот опыт очень важен в формировании будущей влюбленности. И если влюбленность случается в этот период, то дети чаще обсуждают это со своим другом или подругой, чем рассказывают об этом родителям.
Если предмет влюбленности у ребенка меняется часто, родителям достаточно признать, что у них восприимчивый, эмпатичный и чуткий ребенок, который, узнавая людей, видит в каждом какую-то прекрасную особенность: «В этом мне нравится вот это, а в это мне понравилось вот это». И здесь важно соблюдать нейтралитет, не смеяться, не обесценивать такие рассказы, но и не раздувать из этого событие: «Ты же неделю назад любил/-а другого!», а именно прояснять, что стало предметом влюбленности в каждом отдельном случае».
А. Р.: «Мой Рон в начальной школе влюбляется то в одну девочку, то в другую? На первых порах я бы восхищался каждой. А дальше я бы немного заволновался: «На прошлой неделе ты восхищался другой девочкой, ты о ней еще помнишь? Меня беспокоит, что у тебя в душе осталось от нее. Это же было сильное чувство? Тебе тепло от этих воспоминаний, но ты хочешь идти в столовую с новой девочкой за руку? Я тебе очень завидую, это такое счастье, такое волнение, тревога, что каждую неделю происходит все по-новому. У меня все по-другому: я влюбился в твою маму 20 лет назад и как будто прилип к ней. И мне из моего сегодняшнего опыта странно думать о том, что у тебя каждую неделю меняются чувства. Но если честно, я тебе немного завидую!».
Любовь у подростков
А. С.: «Предпубертатный период — фундамент для того, чтобы влюбленность в подростковом возрасте созрела и превратилась во взрослую сексуальность. Именно в подростковый период соединяется платоническая влюбленность, которая уже знакома ребенку, с влечением, с тем, что ему очень хочется телесно прикоснуться к объекту своей влюбленности, трогать его и гладить.
Здесь есть некоторая разница между девушками и юношами. У первых есть опыт выстраивания отношений, они, идентифицируясь со своим полом, с мамой, понимают, как привлекать внимание папы, а в его лице — внимание противоположного пола. Девочки в этот период выглядят старше и более продвинуто, чем мальчики одного с ними возраста. У них в период подростковой влюбленности стоит задача, как соотносить себя и свои желания, как относиться к первому сексу. У мальчиков же в это время, когда они испытывают влечение, задача — научиться выстраивать отношения, ухаживать, подходить к девочке, дружить с ней.
Если у детей этого возраста случается повод для реализации их интереса в отношении друг друга, то могут быть игра в «бутылочку» — при этом почти подростки понимают, что делают то, что каждому первому не расскажешь, это хочется сохранить в тайне».
А. Р.: «Сын влюбился, пришел ко мне в 13 лет и говорит, что он готов к сексу? Ок! Я скажу так: «Помни, что это ответственность! Помнишь, когда тебе было 6–7 лет, и ты сказал, что хочешь жениться на Маше, а я тебе сказал, что ее надо кормить. И ты сильно задумался. Задумайся еще раз: ты хочешь кормить ее? Хочешь кормить ребенка, который у вас родится? У тебя есть ощущение голода по строительству дома, по связанности на многие годы. Помнишь, мы говорили пару лет назад о том, когда ты влюблялся каждую неделю, и я тебе немного завидую. А сейчас все изменилось? Ты осознаешь свою любовь как чувство достаточно прочное, чтобы ты сел за руль этого автомобиля? Если да, то это серьезное решение! Я тебе обеспечу помощь и поддержку. Но помни, что я в первом браке расстался с женой, потому что я к тому моменту недостаточно созрел, чтобы осознать, какими могут быть отношения, в которых я готов рожать детей. Из-за этого Юся, моя старшая дочь, прожила очень непростые 10–15 лет, и ее жизнь была очень особенной. Оглянись! Нет, я тебя не отговариваю, не пугаю и не говорю: «Не ошибайся!». Я хочу, чтоб у тебя на ошибки не уходило больше времени, чем на их исправление. А вообще я горд, что ты приходишь ко мне и рассказываешь о своих волнениях. Я горжусь тобой и восхищаюсь, что ты идешь в эти чувства».
Влюбленность и первый секс
А. С.: «К определенному возрасту и подросток, и его родители приходят к пониманию: заниматься сексом или не заниматься — личное дело двоих людей, которые решили это сделать. Вряд ли подросток спросит: «Можно ли мне начать половую жизнь?» и «Мама, мне уже пора заниматься сексом?». Обычно это происходит без родительского разрешения. Но при этом ответственность родителей заключается в том, чтобы показать ребенку, что есть определенные границы. Например, исключена ситуация, при которой мальчик ночует с девочкой в детской комнате в то время, как его родители дома.
Взрослые должны позаботиться, чтобы ребенок понимал — секс должен быть безопасным. Это единственное, что вы делаете: молча покупаете ему презервативы или интересуетесь, все ли в порядке, может ли он их покупать сам и не испытывает ли он смущение.
А еще к часу «икс» родитель должен проговорить с отпрыском вопрос порнографии: «Ты понимаешь, что то, что происходит в кадре — это не жизнь, это не про отношения?».
И, конечно, важно сохранять с подростком контакт, который вы создали изначально. Он может переживать, смущаться, волноваться и при этом знать, что вы не станете специально лезть в его личную жизнь, уважая границы, но открыты к диалогу на любую тему: «Если что, ты спрашивай, я всегда тебе могу ответить».
Важно, чтобы уважение подростков и родителей было взаимным! Если вы догадываетесь, что сын приводит девушку домой, когда вы на работе, то предупреждайте его о своем приходе. Соответственно, уважая вас, дети сделают так, чтобы к вашему приходу все было ОК. И это уважение, и сохранение интимности — никто ОБ ЭТОМ вслух не говорит, не показывает пальцем, не уточняет — может длиться несколько лет. Столько, сколько потребуется! В какой-то семье легализация отношений нормальна в 17–18 лет, где-то — и в 21 год, когда сын скажет вслух: «Вы на дачу, а я приглашу к нам Лену», и к этому все отнесутся спокойно.
Правила для родителей просты: то, что дети делают в свое свободное время — это их дело. Мы это не поощряем, не легализуем, но остановить их не можем — это их жизнь. Я бы рекомендовала родителям подростка познакомиться с родителями второй стороны и при необходимости созваниваться или списываться».
А. Р.: «Сыну Рону 16 лет и у него точно есть секс? Я ему говорю: «Смотри, презервативы лежат здесь. Но лежать они здесь будут недолго — покупать их полагается мужчине самому. Я это делаю только для того, чтоб у тебя появилась здоровая привычка. Я тобой и горд, и восхищен — у меня секс в жизни появился позже. И я хочу напомнить, что человек, в отличие от животных, занимается сексом не только для размножения, но и для радости. Мы едем на машине не только за покупками, но и чтобы получить радость. Так вот сегодня автомобиль — это ты. Помни, что ты весишь две тонны — мышцы, кости, мозги. Будь взвешенным, осознанным! Думай о том, сел ты за руль сегодня трезвый или пьяный, помни, что ты отвечаешь за свое счастье, за свою любовь. Я хочу, чтобы ты трезво оценивал вес своей тушки и знал, что это большая ответственность, что ты сегодня — средство повышенной опасности».
Страх за девочку
А. С.: «Быть родителями девочки — совсем не то, что мальчика. Сомнений и тревог в разы больше. Тревожитесь? Есть такое упражнение, катастрофическая фантазия: «Что меня тревожит? Чего больше всего я боюсь?». И я бы советовала маме девочки задать себе вопрос: «От чего я хочу оградить свою дочку?». Варианты ответа могут быть такие: нежелательная беременность, венерические болезни, страдания ребенка, которого отвергнут. Выяснили, что вас беспокоит? Поговорите с девочкой о своих тревогах. О безопасности в сексе, о том, что секс должен быть добровольным и только с тем, кому она доверяет. Нет смысла как-то излишне контролировать поведение и запрещать чувства девочки, говорить ей: «Ты подумай!». Это не полезно, потому что через сопротивление дочь-подросток может начать действовать от обратного. Можно поделиться различиями в вашем воспитании, рассказать о себе: «У меня были другие взгляды на жизнь, но и время было другое. А сейчас молодежь и умней, и подкованней, и информации больше».
Однако есть и хорошая новость — нынешние подростки гораздо больше знают о многих вещах, о которых мы не знали. И о безопасности в том числе».
Если ребенок влюбчивый
А. С.: «Родителям не нравится, что у детей часто меняются увлечения? Увы, они ничего не могут с этим поделать. И не должны делать, уважая границы ребенка. Им это может не нравиться, конечно, но подростковый период — прекрасное время для получения опыта взаимодействия с противоположным полом.
И не стоит волноваться, что если парень или девушка ведут себя чересчур активно сейчас, то и в будущем они не смогут остановиться, сфокусировавшись на одном партнере. Не факт, бывает по-разному. Скорее наоборот: те, у кого в юности было мало опыта, захотят его дополучить. Если самого подростка это не беспокоит, значит все ОК. Значит, влюбленность не превратилась в более густой коктейль под названием любовь. Влюбленность ушла — и стоит быть внимательней к себе! — может, в следующий раз она превратиться в более глубокое чувство. Такова жизнь!».
А. Р.: «У моего старшего сына меняется влюбленность раз в 2–3 месяца? Я не хочу на это влиять. У меня девушки менялись и почаще. Но я скажу сыну так: «Я хочу, мой любимый, чтобы ты в потоке этих прекрасных дев не прозевал ту единственную, с которой захочется умереть. И она среди них появится только однажды. А еще помни, что рядом с тобой, двухтонным, люди, и мне не хочется краснеть за тебя! Я хочу знать, что ты благородный, ответственный, не лишенный чувства такта. Я хочу гордиться тобой не только как папа, но и по-человечески. Однажды ты, как и я сегодня, скажешь своему сыну: «Знаешь, у меня было много возлюбленных. А потом что-то сломалось, и я вдруг увидел, что они не стоят и волоса с головы той единственной, с которой я тебя родил. Хотя я каждой из них благодарен и помню их, но в тот день, когда я решил, что у меня будет лучший сын в мире — ты, то я выбрал маму».