Лидия Снарская, автор «Литтлвана» и мама двух сыновей, оказалась в числе тех женщин, которым радость материнства досталась вместе с тяжелейшим токсикозом. Тошнота и другие последствия перестройки организма во время ожидания младенца известны ей не понаслышке. За что женщинам такое наказание и как облегчить токсикоз на ранних сроках беременности, журналист выяснила у акушера-гинеколога Елены Усольцевой.
От автора. Как я искала лекарство от токсикоза
В первую беременность мой токсикоз длился 3 месяца. Тошнота была сильнейшая, круглосуточная, сопровождалась сильной головной болью, головокружением, все реакции усиливались от малейшего движения, звука, мельтешения света. Я практически ничего не ела и не пила (от обезвоживания наступал спазм сосудов головного мозга, который и вызывал жуткую головную боль). Способа, как уменьшить токсикоз на ранних сроках, я не нашла. Не помогли ни народные средства, ни витамины, ни дневной стационар с капельницами. За 3 месяца я похудела на несколько килограммов. Закончился токсикоз сам — ближе к 20 неделе беременности.
Во вторую беременность все повторилось. В том числе и поиск способа, как облегчить токсикоз в первом триместре. Услышав про мои мучения, подруга предложила передать мне таблетки, которые ей прописывали в Израиле и которые остались у нее после беременности (довольно дорогие - банка стоит около 200 долларов). На пересылку ушел месяц. Все это время я пластом лежала на диване или на полу, пока двухлетний ребенок скакал по мне, переживая, что мама вдруг стала очень вялой.
Врач, которая ведет мою беременность, отправила меня согласовать прием «контрабандного» лекарства с терапевтом в дневном стационаре. Та одобрила. Акушер-гинеколог из частной клиники, с которым я регулярно консультируюсь, посмотрев состав лекарства, тоже дал зеленый свет. Удивило, что никто из них о препарате ничего не слышал.
С тех пор мне стало легче.
Как удалось выяснить, лекарство было разработано более 50 лет назад в США под названием Bendectin. Производится в Канаде, зарегистрировано и продается только в Канаде, США и Израиле.
В нем два действующих вещества. Первое — это одна из форм витамина B6, который прописывают многим беременным (если вы ищете, как облегчить сильный токсикоз, то имейте в виду: сам по себе B6 не особо помогает). Второе — это антигистаминное, обладающее снотворным действием.
В 80-х годах препарат заподозрили в неприятных побочных эффектах, спрос на него упал, а производство было остановлено. В течение нескольких десятилетий проводились исследования, которые опровергли слухи о его вреде. Препарат снова вышел на рынок, на этот раз под торговой маркой «Диклектин» (или Diclegis). Одобрен FDA (Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США) как препарат от токсикоза. В 2016 году ожидались его регистрация и появление в нескольких странах Европы, но пока этого не случилось. В аптеках США, Канады и Израиля он продается только по рецепту. В нашей стране его нет.
Что такое токсикоз и как облегчить тошноту: мнение специалиста
— Какие медикаментозные средства используются в России для лечения токсикоза?
— Утвержденных Минздравом клинических рекомендаций по лечению токсикоза первой половины беременности нет. Каждая клиника и отделение могут использовать собственные терапевтические схемы и алгоритмы. Эти схемы чаще всего основаны на применении витаминов группы В, глюкозы, противорвотных препаратов, а также препаратов с недоказанной эффективностью в разных комбинациях (фосфолипиды, «гепатопротекторы», комбинированные витаминные комплексы, БАДы) и при необходимости — парентеральной, то есть внутривенной регидратации (восстановление водного баланса).
Токсикоз первой половины беременности указан в «показаниях» совсем у небольшого количества лекарственных препаратов, зачастую — у препаратов с недоказанной клинической эффективностью, не входящих ни в одни клинические рекомендации. Что касается того, как облегчить состояние токсикоза при беременности, то препарата, разработанного специально для терапии тошноты и рвоты, ассоциированных с беременностью, на российском рынке нет.
— Какие из этих средств, по вашему опыту, реально помогают? Как облегчить токсикоз при беременности на ранних сроках?
— Нетяжелыми формами токсикоза первой половины беременности абсолютно реально управлять при помощи образа жизни и режима питания. Немедикаментозные методы (такие как употребление имбиря или акупрессура) в сочетании с медикаментозной терапией (препараты витамина В6) справляются с большинством случаев токсикоза. Совсем по-другому обстоят дела с тяжелым токсикозом. Основные проблемы: непереносимость таблеток, необходимость использования препаратов нескольких групп (витаминные комплексы, противорвотные, коллоидные растворы, иногда — гормональные препараты), а, соответственно, и необходимость постоянной оценки рисков для плода, необходимость регидратации и налаживания питания, в том числе через назогастральную трубку, а в некоторых случаях даже внутривенного. Плюс отсутствие инструментов по прогнозированию толерантности к терапии.
— Какие есть еще варианты, как облегчить симптомы токсикоза? По вашему мнению, есть ли какой-то смысл в дневном стационаре при токсикозе, если там ставят только капельницы с глюкозой и иногда делают уколы с витаминами? Может быть, проще сразу ложиться в больницу?
— Дневной стационар — идеальное место для организации лечения токсикоза первой половины беременности. А вот стационар (больница) — не лучшее место для беременной. Дело в том, что госпитализация для беременных может быть ассоциирована с увеличением риском тромбозов, а также колонизацией кожи и слизистых условно-патогенной флорой, зачастую устойчивой к антибиотикам. Стационарное лечение в отношении токсикоза первой половины беременности показано в случаях, когда необходима длительная инфузионная терапия (метод лечения, основанный на введении в кровоток различных растворов с целью коррекции патологических потерь организма или их предотвращения — ред.), постоянное клиническое наблюдение с мониторингом лабораторных показателей, а также когда требуется помощь с налаживанием питания.
— При рвоте более 10 раз в день, сильном обезвоживании и потере веса беременную женщину госпитализируют и дают уже более серьезные препараты, чем глюкоза и B6. Какие именно и каков риск для плода от их приема?
— Действительно, госпитализация показана для женщин с тяжелым токсикозом. Но вот определение тяжести токсикоза не всегда дается легко: правильно ориентироваться не на кратность рвоты, а на выраженное ухудшение самочувствия и снижение качества жизни. Уже от 5 эпизодов рвоты в день или даже позывов на рвоту могут считаться тяжелым токсикозом [см. ссылку 1].
Что касается препаратов. В стационаре, кроме витамина В6 и препаратов с недоказанной эффективностью (их много, они относятся к разным лекарственным группам, не вижу смысла о них говорить в этот раз), обязательным компонентом лечения будут противорвотные средства и растворы для регидратации, возможно — антигистаминные. Каждый из препаратов этой большой группы был предметом разбирательств в отношении тератогенного действия (то есть нарушений развития эмбриона, проще говоря — уродств плода).
Существует еще одна группа веществ с доказанной эффективностью в отношении тошноты и рвоты во время беременности. Но их еще нужно изучить в плане безопасности для плода. Это антагонисты 5HT3-рецепторов. Пока проведенных исследований недостаточно для окончательных выводов.
Отдельно выделю использование гормональных препаратов (кортикостероидов) в терапии токсикоза. Они все еще фигурируют в протоколах и рекомендациях по ведению женщин с токсикозом, но при этом имеют слабое, но доказанное тератогенное действие, поэтому не могут быть рекомендованы в качестве терапии первой линии, особенно до 10 недели беременности.
— Знаете ли вы о «Диклектине»? В ближайшее время возможно появление подобных лекарств на российском рынке?
— Нет, это торговое название я услышала впервые от вас. А вот компоненты препарата на слуху, они включены в международные рекомендации по лечению токсикоза беременных, но именно в виде отдельных компонентов.
Надо понимать, что патогенез (механизмы развития) токсикоза беременности до конца не изучены. То есть мы окончательно не знаем, что происходит в организме беременной, когда она страдает токсикозом. Поэтому и нет универсального терапевтического подхода. Мы не можем заглянуть в мозг беременной до молекулярного уровня.
Регистрация препарата на российском рынке (как и на любом другом) — процесс очень затратный. До тех пор, пока не истечет срок действия патента, инициатором регистрации препарата может быть только компания-производитель. Пожалуй, все, что мы можем — показать производителю нашу заинтересованность, чтобы он мог адекватно оценить объем и платежеспособность рынка.
Источники:
- Attard CL, Kohli MA, Coleman S, Bradley C, Hux M, Atanackovic G, et al. The burden of illness of severe nausea and vomiting of pregnancy in the United States. Am J Obstet Gynecol. 2002; 186:S220 – 7.
- McCarthy FP, Murphy A, Khashan AS, McElroy B, Spillane N, Marchocki Z, et al. Day care compared with inpatient management of nausea and vomiting of pregnancy: a randomized controlled trial. Obstet Gynecol. 2014; 124:743 – 8.
- McParlin C, Carrick-Sen D, Steen IN, Robson SC. Hyperemesis in Pregnancy Study: a pilot randomised controlled trial of midwife-led outpatient care. Eur J Obstet Gynecol Reprod Biol. 2016; 200:6 – 10.
- ACOG Practice Bulletin No. 189: Nausea And Vomiting Of Pregnancy / Obstet Gynecol. 2018 Jan; 131(1): e15-e30.