В январе 2019 года 49-летняя петербурженка, мама двоих мальчиков, Светлана Исаева получила престижный международный титул «Миссис Вселенная Классик». «Литтлван» узнал, как ей это удалось.
«Рожайте от тех, с кем будете жить!»
— Светлана, вы и бизнесмен, и режиссер, и певица, и актриса. Некоторые СМИ даже представляли вас как искусствоведа. Расскажите, пожалуйста, чем же занимается на самом деле «Миссис Вселенная 2019»?
— Искусствоведом меня назвали, наверное, потому что сейчас моя основная деятельность — это большие государственные праздники и фестивали. А вообще я окончила Санкт-Петербургскую консерваторию как актер музыкального театра. Моими мастерами были А. А. Белинский и К. Н. Черноземов, я училась у Л. А. Тедтоевой и Т. Д. Новиченко. Работала в музыкальном театре «Зазеркалье», в антрепризах, пела по контракту в Италии, но с появлением второго ребенка с театральной карьерой пришлось закончить. В 2011 году я окончила нашу Академию театрального искусства, курс Б. И. Гершта и получила диплом режиссера телевизионных передач. Работала на телеканале «100» в программе «Полчаса без родителей», педагогом театрального отделения в школе искусств, режиссером в Доме молодежи «Царскосельский», исполнительным продюсером в фирме по организации праздников и мероприятий. В общем, я та питерская девочка, которая с трех лет на сцене — я «выросла» в хоре Ленинградского телевидения и радио, — и которая знает всю эту структуру от и до. Я человек с «широким разрешением».
— Как с этим совмещаются семья и дети?
— У меня двое сыновей. Старшему, Роману, уже 22 года. С его отцом мы разошлись. Роман рос буквально у меня под роялем. Он там играл, рисовал, ползал, а я занималась… Сейчас у него «идеальные уши» — он студент Академии культуры отделения «Музыкальное продюсирование». Кроме того, с 14 лет он диджей. Также Рома работал у меня в проекте «Полчаса без родителей» ведущим. Сейчас он параллельно с учебной трудится в «Аукционном доме России».
Моего второго мужа зовут Алексей. Мы с ним уже почти 20 лет вместе. И у нас есть общий сын — 12-летний Тихон. Он школьник.
— Старший тяжело переживал ваш разрыв с его отцом? Можете дать какой-то совет тем, кто сейчас в такой ситуации?
— Не дам я совета. Скажу так: «Рожайте от тех, с кем будете жить». Это безумно тяжело — «разрывать» ребенка. Будьте готовы к тому, что дети будут очень страдать. Потому что они не выбирают тех, кого им любить.
«У меня карьера для семьи!»
— И все же что для вас важнее — карьера или семья?
— У меня нет такого выбора. У меня карьера для семьи. Каждое предыдущее поколение строит благосостояние поколения будущего. Мальчики приумножат то, что есть у меня. Возможно, они не будут заниматься тем же. Но они возьмут накопленное и трансформируют в какой-то свой, новый бизнес.
— То есть необязательно лучше та мать, которая занимается больше домом и детьми, чем карьерой?
— Это клише из 90-х. Тогда был достаточно тяжелый период. Женщина понимала, что не может найти нормальную работу и сделать карьеру. А убивать, воровать, вести жесткий бизнес — не в ее природе. И женщины искали мужчин, которые занимались бизнесом — не всегда легальным. Пытались удачно выйти замуж.
Совмещать карьеру и семью можно однозначно! Если у женщины хорошая работа, нет ничего зазорного, если она берет помощницу. Все решаемо. Да и сколько сейчас техники: один ползающий пылесос и посудомоечная машина чего стоят! Мы, например, по сути, все вместе едим один раз в день. Утром, как правило, только кофе. Выпили — и побежали. А кашу у меня мальчики в состоянии сварить сами!
— Вы их учили готовить?
— Да ничему я не учила! Просто я этого не делала. И они научились делать сами.
— Это такой принцип воспитания?
— Да, хочешь — возьми и сделай. Ты не знаешь, где магазин? Не знаешь, где деньги дома лежат? Мы с мужем часто уезжаем по делам. У меня большой фестиваль, какое-то мероприятие — мы работаем на семью. Я могу младшему сказать: «Свари пельмени, поставь бульон, разберись в режимах мультиварки». Все работает за тебя. Сейчас нет таких сложностей, как у наших бабушек.
«Я даю возможность пробовать себя во всем»
— Какие еще правила воспитания вы практикуете?
— Я мама мальчиков, и для меня важно, чтобы каждый из них сформировался как мужчина. Когда Рома учился в музыкальной школе, у него была педагог по сольфеджио. У нее мальчик занимался виолончелью и учился не в обычной школе, а дистанционно. Я ее спросила: «Почему?». Она ответила: «Понимаешь, человеку важно заниматься тем, что получается, легче дается — особенно, мужчине. Тогда он будет счастлив». Мужчина по определению победитель. Для мамы важно заметить, найти у своего мальчика то, в чем он будет успешен — это будет залогом состоявшегося мужчины в будущем.
— Вам это удалось?
— Со старшим — да, с младшим мы пока проходим этот путь. Я даю ему возможность пробовать себя во всем. Единственное условие — доведи до конца. Даже если почувствовал, что дело не нравится, дойди до какой-то точки! Приди пусть к какому-то маленькому, но достижению в этой области, а дальше — поменяешь, если захочешь. Приложи усилия! Ты поймешь, твое или нет, только получив результат.
— А как же «подростковый бунт»: я ничего не хочу, ничего делать не буду, надоела мне ваша музыкальная школа?
— Мы понимаем, что это бунт, что через это нужно пройти. Разговариваем. Сто раз об одном и том же. Или играем в другую игру — докажи, что ты прав!
— Вам это знакомо? Младший сын — как раз подросток.
— Да, с Тихоном у нас сейчас, как я называю, бесконечный пубертатный период. Мы много разговариваем, ищем аргументы. Хотя иногда приходится и рявкнуть. Но я учу их уметь доказывать свою правоту, понимаете? Сломать их в этом возрасте просто. Личность должна отстоять себя. Важно ее не подавлять, а просить продемонстрировать себя — именно как личность.
— И в 7 лет, и в 17?
— Да, и даже в 3!
— Вы, что называется, держите руку на пульсе, или позволяете детям жить своей жизнью?
— Не держу. У меня и с мужем так же. У нас вообще очень высокая степень свободы. Я в какой-то момент поняла: когда перекладываешь ответственность на другого, это становится его проблемой. Даже на бытовом уровне. Если ты бесконечно залезаешь в шкафы к своим ребятам и начинаешь оттуда все выгребать, потом стирать, затем складывать и еще что-то делать, это твоя ответственность. А если ты им говоришь, что если они свинюшки, то будут ходить так, пока сами о себе не позаботятся, это становится их ответственностью.
— Помогает?
— Всегда.
— Есть какое-то правило в вашем доме, которое нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах?
— Не врать. Что есть, с тем приходим и все рассказываем.
— Вам приходилось быть в конфликтных, сложных ситуациях, связанных с детьми? Защищать их в школе, разруливать какие-то проблемы? Что это были за ситуации и чему они вас научили?
— Да, конечно. Но в этом я, к сожалению, «охраняющая сторона»: мои — всегда правы, если не правы — смотри выше. Я своих защищаю, бывает и незаслуженно, потом мы разбираемся. У меня есть понятие — «ближний круг». Это моя семья, близкие, сотрудники, друзья. Я их защищаю — мы команда, а внутри мы потом разберемся, нужно будет принесем извинения, если неправы… Но это потом, а сначала — защищать!
«Дело не в морщинах и каких-то там своих тараканах, а в твоем стержне»
— Как отнеслись дети к вашему участию в конкурсе «Миссис Вселенная Классик»?
— Замечательно! Конечно, для них это повод для гордости, это круто. Старший сейчас «вычистил» все ненужные фотографии в социальных сетях. Сказал: «Эти фото не должны быть на странице, потому что тебя будут рассматривать под микроскопом, будут писать комменты и не самые лестные. У тебя должны быть только хорошие фотографии».
— Как вам, вообще, пришла идея принять участие?
— У меня бизнес встал на ноги, появилось немного свободного времени — заняться собой и напомнить городу о себе, а то подзабыли (смеется). Я посмотрела на свою коллегу Лизу Родину, которая в 2016 году стала «Миссис бабушкой Вселенной». Мне стало интересно и тоже захотелось попробовать. Через нее я вышла на председателя федерации «Миссис Санкт-Петербург» Наталью Рогову. Мы с ней списались, я пришла на отборочный кастинг и прошла в группу 25 финалистов, а позже и выиграла титул «Миссис Санкт-Петербург Классик». Дальше мне поступило предложение принять участие в международном конкурсе.
— Какие требования предъявляются к участницам?
— Самое главное — активная жизненная позиция, умение себя подать и следить за собой в любом возрасте. На конкурсе были две женщины 76 лет! И я на них в свои 49 смотрела и просто обалдевала: сколько стиля! Причем обе дамы, бельгийка и, кажется, шведка, приехали со своими мужчинами, которые над ними порхали как голуби над голубицами. Ну, то есть в жизни у человека нет никаких ограничений. Все у нас в голове. Дело не в морщинах и каких-то там своих тараканах, а в твоем стержне. Он либо есть, либо нет.
Ну и нужно понимать, что это недешевое удовольствие: оплатить вступительный взнос (70 000 рублей), дорогу, костюмы, макияж… Если ты не зарабатываешь, не вкладываешь в себя, в свою семью, в свой бизнес, ты просто на такой конкурс не попадешь. Если только за тебя не заплатят спонсоры или страна. Например, участнице из Молдавии конкурсный взнос оплатило правительство. Но нужно иметь определенную степень доверия, а это тоже капитал.
— Что запомнилось больше всего на конкурсе?
— Потрясающая атмосфера! Люди разных культур настолько тепло относятся друг к другу! Потом, конечно, представление национального костюма. Это было настолько трепетно. Например, на участнице из Эстонии был костюм, которому исполнилось 200 лет! Тканая юбка, которой два столетия. Латунная брошь, которая хранилась поколениями. Фантастика! Удивительная энергетика!
— Какие испытания оказались самыми сложными для вас? Почему?
— Мне не было сложно, я получала удовольствие — правда! Единственная сложность — это два часа после победы улыбаться и отвечать на вопросы. Казалось, сведет скулы от «улыбки».
«Может, нужно перестать жрать булки и пойти работать?»
— Не могу не спросить про ощущение возраста…
— Я его не скрываю. Мне скоро 50. Мы с мужем по этому поводу всегда хихикаем, что, типа, вот уже бабушки-дедушки. Хотя, конечно, нет никакого чувства «предпенсионного возраста». Я себя сейчас ощущаю красивее, лучше, самодостаточнее, чем в 30. У меня, как у творческого человека, долго были метания. Я очень темпераментная, долго искала себя, просто не понимала, чего же я хочу.
— А сейчас?
— Мне хорошо в этом возрасте во всех отношениях. Мне нравится, как я выгляжу.
— Как вы ухаживаете за собой, чтобы так выглядеть?
— Я очень люблю индийский масляный массаж. Это суставы, это лимфа. Делаю два раза в неделю. Хожу в бассейн. Но один раз в неделю, потому что я мерзлячка. Занимаюсь стретчингом, танцами. Не всегда получается из-за графика, но танцевать очень люблю. Конечно, женщина после 35 лет в нашей экологии должна ходить к косметологу. У меня есть свой, с которым давно дружу.
— Вы заметили, как меняются понятия красоты и роли женщины в обществе со временем?
— Вы знаете, в любые времена общаться с красивой женщиной значительно приятней, чем с некрасивой. И потом все красивые в 20 лет! Если только нет каких-то врожденных дефектов. Молодой человек красив, потому что он молодой. А вот когда человек взрослый — тут уже другая красота: в подаче себя, в глазах, в ухоженности, еще в чем-то. Когда я училась в консерватории, мы каждое лето ездили с вокальным ансамблем на гастроли. Колесили по Европе. И я всегда удивлялась европейским женщинам, прекрасным в зрелом возрасте. У нас таких не было. Сейчас и у нас, особенно в больших городах, появляется плеяда изумительных, красивых женщин. Таких достойных дам.
— Может женщина в 50 носить то же, что и 20-летняя: мини, «рваные» джинсы?
— В 20 лет ты можешь надеть джинсы за 200 рублей, а в 50 лет у тебя джинсы должны быть от Armani. Рваные, но другие. Блестки блесткам тоже рознь. Это дело вкуса. Но опять-таки, понимаете, где эта степень нормы? Нет ее. Если ты умеешь это носить, то почему нет? Хотя, если ты раздалась в бедрах, не надо облачать их в леопардовые обтягивающие лосины.
— Но большинство не могут позволить себе Armani. Боюсь, сейчас на вас обрушится тонна критики…
— Еще 6 лет назад мы с мужем жили в двадцатиметровой комнате с двумя детьми. Armani я ношу только полтора года. Лишь в сентябре купила первую дорогую машину. Нам никто ничего не принес и не дал — мы все сделали сами. А критикам я посоветую жить своей жизнью! Я всегда говорю: «Может, нужно перестать есть булки и пойти работать?». Не надо жалеть себя. Это пагубный путь. Жизнь — великолепное путешествие, если относиться к ней как к захватывающему аттракциону. Мы же, когда едем на американских горках, визжим, но получаем удовольствие. Так, может, стоит уже получать удовольствие и от жизни?