Людмила Петрановская: Как родителям относиться к результатам детей
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Людмила Петрановская: Как родителям относиться к результатам детей

Вспоминаем основные тезисы лекции «Оценивание и принятие. Как родителям относиться к результатам детей. Как говорить с детьми об успехах и неудачах» психолога Людмилы Петрановской.

Первый год. Нейронные связи

В первый год жизни ребенка происходит созревание мозга, создание нейронных связей, которые потом отбраковываются. Представьте, что вы построили новый микрорайон и засеяли всё травкой. И вот люди начинают ходить по новому микрорайону — в детский сад, на остановку, в гастроном. Посмотрев через год, мы увидим сетку дорожек, некоторые из которых будут широкими, – например, дорога к станции метро, а другие останутся тайными тропами. То же происходит в мозге ребенка в первый год жизни – создается огромное количество потенциальных тропинок. Ребенок начинает взаимодействовать с миром, обрабатывать сигналы, одни связи лучше прокачиваются, другие, неработающие, отбраковываются, этот процесс активно идет в течение всего детства. Когда мы говорим, что какие-то связи уходят — это не значит, что это плохо, это полезно для развития.

От года до трёх

Около года ребенок слезает с рук и начинает осваивать своё тело и окружающий мир. Если вы предоставите двухлетнего ребенка самому себе, что он будет делать? Он будет либо что-то делать со своим телом — например, перемещая его в пространстве, либо с предметами. Двигать, ставить, вытаскивать, доставать. С года до трех идет бурный процесс овладения материальной частью мира. К трем годам материальный мир и тело освоены.

От трех до семи. Присвоение смыслов

Ребёнок в этот период должен стать человеком разумным, то есть человеком культуры, человеком правил, программ, которые приняты в обществе. Культура — это то, что не записано в генах, этому можно только научиться от другого человека. Я беру фломастер — это материальный объект, бумагу — это материальный объект. Оставляю следы чернил — с докультурной точки зрения я просто потерла краской по бумаге. Но человек разумный прочтет то, что я написала. Как только мы договорились о том, что означают эти следы на бумаге, мы придаем смысл, переносим культуру, и этому необходимо научиться детям с 3 до 7 лет — присвоению смыслов.

Важнейшая задача в этом возрасте — это ролевая игра, но не только дочки-матери, но и рисование, например, или спортивные игры. Это постоянное придание смысла, даже за обедом ребенку важно погудеть ложкой, чтобы изобразить вертолет. Если эти игры разнообразные, интересные, больше ничего и не нужно.

Знания приобретаются играючи, поэтому не надо питать иллюзий по поводу того, что они устойчивы. Как те же тропинки, они зарастают. В этом возрасте знания, что называется, easy come easy go. Родителям иногда кажется, что если ребенок в три года что-то запомнил, это останется навсегда. Да, можно натаскать трехлетку узнавать картины великих художников, но это не значит, что он потом станет искусствоведом.

7–9 лет. Картина мира

В 6–7 лет ребенок идет школу. И тут его задача — создание картины мира в целом. Дети в этом возрасте стратеги, а не тактики. Они проявляют большой интерес к законам природы, закономерностям, выясняют, почему всё устроено так, а не иначе.

Ребенку в 7 лет важно не как, а что он пишет. Удивительно, но система образования это не совсем понимает, предъявляется много требований, нацеленных на детали, натаскивание на мелочи. К сожалению, пока мы оцениваем ребенка по тому, что не совпадает с задачами возраста, мы убиваем то, что могло бы отрасти. Он мог бы фонтанировать идеями, а мы просим ответить полным ответом или написать по клеточкам.

Родители в этот момент оказываются в щекотливой ситуации: параллельно с получением знаний ребенок знакомится с такой вещью, как оценка, сравнение с другими, конкуренция. Если сказать ребенку: «Ну ничего, фигня», он не будет стараться, если сказать: «Без пятерки домой не приходи» — будет невротиком. Все родители детей этого возраста с этим сталкиваются.

Традиционная система образования построена на том, что мы всё, что сделал ребенок, сравниваем с неким образцом: совпало — молодец, садись, не совпало — безобразие, куда смотрят родители. Перед детьми ставят абстрактные или недостижимые цели — например, если не пятерка, то ты проиграл. Эту ситуацию пытаются решить, не ставя оценки в первом классе, но тут мы получаем бинарную модель оценки, молодец или не молодец, «пан или пропал». А это должен быть градиент, не рубильник, а эквалайзер.

Какие главные задачи этого возраста? Способность к общей логике, к глобальным идеям. Дети готовы много об этом думать и обсуждать. Они должны быть уверены, что результат их творчества интересен. Бесполезно говорить им: «Ты сейчас учишься, чтобы потом хорошо зарабатывать». Отсроченный результат в этом возрасте не работает.

Очень редкие дети в этом возрасте уже знают свое призвание. Типичный ребенок переживает серию подчас очень страстных увлечений. Родителям важно легче к этому относиться: совершенно нормально бросать, не доводить до ума: сегодня поет, завтра пляшет. Если ваш ребенок гений футбола, он всегда будет хотеть играть в футбол. Если ваш ребенок не он, он всё равно что-то для себя возьмет, поймет — про движение, про команду, про себя.

Хорошо, если родители тут помогут осознанностью. Вот ты хочешь бросать – почему? Тренер не так посмотрел, или ты поругался с мальчиком в команде? Мы учим ребенка отделять свое сиюминутное «не хочу» от устойчивого отторжения. При этом важно, чтобы виды деятельности были разнообразны.

9–10 лет. Обоснуй, почему так?

К 9-10 годам, перед подростковым возрастом, ребенок становится тактиком, а не стратегом, ему хочется достигать совершенства, тренироваться бесконечно, чтобы получилось лучше. Хочется, чтобы было качество, и он готов в это вкладываться, если за это время не отбили желание.

Им важно внимание к правилам. Правилам жизни, дорожного движения, пользования лифтом. Их интересуют законы, процессы организации, принятия решений, справедливости. Внимание к справедливости, честности – это тоже характерный момент. Очень важно, чтобы с ними об этом говорили. Учитель может услышать от ребенка этого возраста: «Это нечестно, это несправедливая оценка». Для семилетки, когда учитель ставит плохую отметку – значит, либо я плохой, либо учитель меня не любит. Для десятилетки важна справедливость и важны аргументы. И для них ничего хуже нет услышать: «Не твоего ума дело». Им важно разобраться, понять. Они могут потратить на выяснение честно было или не честно больше времени, чем на саму игру. Потом, в подростковом возрасте, они будут нарушать эти правила.

Основной вопрос десятилетки, по сути, это «Обоснуй, почему так»? Когда моя дочь была в этом возрасте, я как-то сказала ей: «Ну что же ты всё время споришь?», а она ответила очень искренне: «У меня еще столько аргументов».


Лекция была прочитана перед родителями детского сада и младших школьников Хорошевской прогимназии, г. Москва.

Журналист. Все публикации автора »
3
1
10713
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ