Ирина Селюта: К моде нужно относиться серьезно


Ирина Селюта — директор Модного Дома Lilia Kisselenko. Творческий тандем Лилии Киселенко и Ирины Селюты  это российский пример гармоничного союза креативности и организаторских способностей и залог успеха марки.

Ирина, вы тоже дизайнер по образованию. Где вы учились?
Тогда это заведение называлось Московским Технологическим Институтом, сегодня это Академия сервиса и Экономики, кафедрой дизайна костюма сейчас заведует Елена Бадмаева. Мы с Лилей учились на одном курсе, в одной группе. Можно сказать, что сплотило нас «гатчинское землячество» — мы обе из Гатчины и обе ингерманландки.

- Как начинался собственный бизнес? Почему в вашем союзе с Лилией Киселенко так распределились роли?
Это случилось не сразу. После окончания ВУЗа я работала в Гатчине, в Театре моды. Все было практические на энтузиазме, сами делали абсолютно все. И когда нам потребовались ткани, я отправилась в Правительство Санкт-Петербурга, в текстильный отдел — просить спонсорской помощи. там, выслушав меня и посмотрев на наш проект, меня повели на «Невскую мануфактуру». Но вместо того, чтобы говорить о тканях, предложили возглавить Экспериментальную Студию. Ткани, правда, тоже дали (улыбается), так что с Театром моды было все в порядке. Но идея Экспериментальной студии моды мне очень понравилась, так мы стали работать с Лилей вместе. Годы работы на «Невской мануфактуре» дали нам колоссальный опыт, сложился отличный коллектив, мы могли работать с самыми разными тканями, создавать креативные вещи... Уже тогда стало ясно, что мы с Лилей образуем «правильный тандем» — у меня организаторские способности, а у Лили всегда был настоящий креативный талант. Мое дизайнерское образование сослужило мне отличную службу — я понимала суть процесса, причем как технологического, так и творческого. Понимала, когда не следует вмешиваться в творческий процесс, и вместе с тем понимала, что и как надо делать, чтобы развивать наш бренд. Мне интересно руководить, создавать процессы, корректировать их, чтобы они становились более эффективны. Не секрет же, что времена были весьма тяжелые, и надо было многому учиться и много знать.


Коллекция Модного дома Lilia Kisselenko осень-зима 2013-2014

- Когда вы решили организовать собственный Модный дом?

- Это случилось буквально за нелелю до кризиса 98 года! Мы открыли Модный дом 9 августа, а 17-го грянул кризис. Это было очень смешно — все вокруг все продавали, а мы покупали — мебель, машинки, все! Это было бы невозможно без поддержки, нам очень помог тогда Марк Раяк, владелец «Аркады», это у него мы арендовали пошивочный цех, и поначалу он входил в наш бизнес. Я всегда знала, что в трудные времена он нас поддержит, и с арендой подождет, и выручит... Помню, как я бегала к нему занимать деньги на зарплату сотрудникам...

- Сотрудники Модного дома — это ваши сотрудники Экспериментальной Студии?
Да, все 15 человек ушли вместе с нами. И мы смогли сохранить коллектив, несмотря на кризис. С «Невской мануфактуры» нас отпустили, понимая, что настали «худые времена» и что частный бизнес — единственный способ выжить. Но, конечно, начинали мы не на пустом месте — хотя бренд был «Невская мануфактура», имя дизайнера Лилии Киселенко  было уже хорошо известно. У нас были свои клиенты, у нас одевалась Ирина Понаровская, Клара Новикова. Так что Модный дом начался с хорошего старта.


Коллекция Модного дома Lilia Kisselenko осень-зима 2013-2014

- Сейчас, оглядываясь на пройденный путь, есть ли ощущение, что что-то упущено? Желание что-то изменить? 
Пожалуй, только одно. Я думаю, что именно тогда, в конце 90-х, нужно было создать объединение или творческий союз модельеров. Союз-то есть, но его как бы нет. Если бы мы тогда объединились, создавали бы архив коллекций, вели бы просвещенческую деятельность, это сильно помогло бы развитию модной индустрии у нас. Ведь до сих пор у нас в стране  нет «Музея дизайна костюма и моды»! Сегодня молодые ребята, студенты, которые учатся на дизайнеров, нигде не могут увидеть линии развития моды. Они просто не знают, что было раньше, и, создавая, например, платье с одним рукавом, уверены, что придумали что-то новое... ведь для того чтобы двигаться вперед, нужно освоить и понимать прошлое. Я писала в Министерство Культуры с просьбой открыть Музей. Но мне ответили, что Музей создается под коллекцию. коллекции нет. Если бы был Союз, мы создали бы коллекцию, и, возможно, смогли бы организовать Музей.

- Вы считаете, что недостаточно информации о моде, недостаточно знают у нас о том, что происходит в этой сфере?
Нет серьезного отношения к моде, нет просвещения в этой сфере. Если бы люди легко и творчески относились к моде, многое могло бы измениться. Академик Лихачев говорил, что материальная культура является огромной и важной составляющей частью культуры духовной. Мы все носим одежду, и через костюм легче всего создать настроение, подарить человеку гармонию. Я убеждена, что человек, который вырос среди прекрасного, не может быть агрессивен. Так что не только для молодых специалистов, но и для всех такой Музей был бы полезен.


Коллекция Модного дома Lilia Kisselenko осень-зима 2013-2014
- Почему же не начать создавать его сейчас? 
Можно и нужно реализовать эту идею. Но сегодня это все сделать уже значительно сложнее. Сегодня требуется определенный уровень исполнения, финансы. если бы начали тогда — оно бы выросло постепенно. Сегодня, несмотря на то, что проводятся Модные недели, появляются молодые диазйнеры, появляются новые бренды, в сфере костюма все равно царит застой. Но я надеюсь, что это переменится.

- Может, молодое поколение менеджеров в сфере моды это и переменит? ша дочь Маша, например, ведь у нее уже большой опыт работы в Модном доме?
Маша сейчас поступила в Университет «Alto» Хельсинки в магистратуру International Design Buisiness Management. Это новое направление в Университете, один раз в 2 года они набирают 12 человек. Я надеюсь, что ее образование поможет изменить к лучшему современную ситуацию в модной индустрии.

С дочерью Машей

- что касается вашего младшего сына, Арсения? Конечно, он еще не начал даже свое образование, но, возможно, вы планируете и его ввести в семейный бизнес?
Мне кажется, что в нашей стране это все-таки женский бизнес. Я бы хотела, чтобы он стал архитектором, а он пока хочет стать энтомологом. Хотя, возможно, это тоже станет модной специальностью! Мой старший сын Александр пропагандирует моду среди широких масс, занимаясь оптовыми продажами успешно развивающихся брендов.

Беседовала Анна Конева

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ