Не поступил в вуз: «Ребята, есть жизнь без высшего образования»
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Не поступил в вуз: «Ребята, есть жизнь без высшего образования»

Не попасть после школы в вуз — это трагедия или все же возможность? Участники «Родительского клуба» рассказали, как они не смогли поступить в университет или институт. Одни воспринимают свой «пустой год» с благодарностью, другие — со слезами, а кто-то вообще не считает, что сей факт в биографии каким-то образом повлиял на их личную и профессиональную жизнь. Также спросили у психолога, как поддержать ребенка в случае провала во время приемной кампании.

что делать если не поступил
Фото: SerhiiBobyk, Istock

«Это больно ранило мое самолюбие»

Александра Чистякова

Александра Чистякова, педагог, 32 года, мама Михаила (5 лет) и Даниила (2 года): «История эта произошла в 2006 году. Мои родители крайне серьезно относились к вопросу образования. И я росла со стойким убеждением, что учеба, в том числе и в школе, — это настоящий труд, а без отличных оценок и высшего образования будет сложно устроиться даже уборщицей.

Учеба давалась мне легко по всем предметам. Папа хотел, чтобы я пошла в ИТМО, он преподавал там. Но в какой-то момент во мне что-то щелкнуло: я не хочу пристального внимания к моей учебе, хочу поступать в СПбГУ — туда поступили знакомые ребята.

Я решилась попробовать. Прикинула, какие предметы могу сдать, минимально готовясь, и что мне не наскучит учить. Выбрала исторический факультет.

Последний школьный год я исправно ходила к репетитору — университетскому преподавателю, исписала тонны тетрадей конспектами. Сдала ЕГЭ — русский, историю и английский. Русский прошел незаметно, по истории я получила лучший балл в районе, а английский немного заставил понервничать. Дело в том, что ЕГЭ по истории и иностранному языку в тот год проводили впервые, было много несостыковок и волнений.

Школу я окончила с медалью. Довольная собой подала документы на истфак СПбГУ в первый день приема. И больше — никуда. Как медалистка я рассчитывала поступить по одному экзамену вместо трех — тогда еще помимо ЕГЭ нужно было сдавать экзамены непосредственно в университете. Это оказалась литература, а не история, как я рассчитывала. Я написала ее на «4» и … пролетела с поступлением по медали. Пошла сдавать историю. А я к ней готовилась очень интенсивно целый год! Написала ответы на свои два билета, а через пару дней увидела в списках напротив своей фамилии «2». Меня прошиб холодный пот. Я подала на апелляцию и просмотр работы. А перед экзаменом предупреждали: 4 ошибки — это «2». И вот получаю я работу. Профессор показывает мои 6 листов. Вопрос был про возвышение Москвы. Я немного сомневалась в годах правления Ивана Калиты и не указала их. В итоге он в моем тексте встречался 4 раза. И все — без указания дат правления. Именно это мне выделили как 4 ошибки и поставили «2». Второй ответ смотреть даже не стали.

В тот же день я подала документы на вечернее отделение истфака и стала активно готовиться к литературе… В тот год нельзя было переводить оценки вступительных с дневного на вечернее. Русский зачли по ЕГЭ, литературу я писала на тему: «Образ русского дворянина в романе Гончарова "Обломов"». Пришла к спискам … и снова вижу «2». Подаю на апелляцию и просмотр работы. В назначенный день прихожу и вижу — нет одной запятой, стоит «4». А затем уже другой ручкой зеленого цвета (четверка была выведена красным) подчеркнут последний абзац. В нем я написала о явлении «обломовщина» в реальной жизни дворян того времени. Было написано, что он не соответствует теме сочинения, и «4» исправили на «2».

Я испытывала очень смешанные чувства. С одной стороны, понимала, что реально мои знания были не отличными для уровня университета, но вполне хорошими. С другой стороны, испытывала сильнейшее разочарование. Я считалась одной из самых умных в классе, но в итоге даже самые ленивые троечники поступили, а я — нет… Это больно ранило мое самолюбие. Родители, вопреки ожиданиям, меня поддержали. Папа рассказал, как сам в свое время не поступил в Политех. Очень расстроилась тетя, предлагала идти на платное. Но для меня это было недопустимо — дома была установка, что там учатся только дурачки (сейчас я так не считаю).

Когда буря эмоций улеглась — решила поступать на следующий год. Летом устроилась работать гидом на выставку Лондонского музея науки в Петропавловской крепости. Там проходили музейную практику девочки с истфака СПбГУ и Института культуры. Пообщалась с ними, несколько раз сходила вольнослушателем на лекции, и четко для себя решила, что хочу туда попасть во что бы то ни стало. В октябре я устроилась секретарем в профком сотрудников СПбГУ. Это приблизило меня к моему истфаку еще немного — работала напротив, общалась с преподавателями, стала ходить на общеуниверситетские курсы подготовки.

В июне подала документы на дневное. Без особого прицела, на авось, сдала экзамены. Но не прошла по конкурсу на желаемую специальность — источниковедение. Подала документы в четвертый раз, на вечернее, и поступила. С огромным воодушевлением училась первые четыре курса. Ходила на свои лекции и все доступные чужие. С удовольствием выполняла задания и жадно хватала знания, была старостой всего потока.

Эта история стоила мне много нервов. Зато я смогла осознанно выбрать специальность и поступить именно туда, куда хочу. Вечернее оказалось лучшим выбором: успеваешь и работать, и учиться. Да и люди здесь серьезнее. Со второго курса я стала работать по специальности. Доработала до ведущего научного сотрудника и ушла по причине приобретенной аллергии на пыль и фотореагенты в школу. С тех пор работаю с детьми педагогом. Мечтаю однажды вернуться и защитить диссертацию. Для души, так сказать.

Сейчас я уверена, что в жизни все неслучайно и то, что кажется провалом, на самом деле может оказаться крутой возможностью. Поэтому мой совет ребятам, которые сейчас поступают: если что-то пойдет не так — не те цифры в ЕГЭ, не получается поступить на желаемую специальность, завалили сессию — это не конец света, а просто этап большой и интересной жизни, которая у вас только начинается».

«В карьере моя «корочка» не пригодилась»

Андрей Буланов

Андрей Буланов, предприниматель, 33 года, отец Миши (4 года): «После школы я хотел поступить в Политехнический университет в своем городе, на гуманитарный факультет. По результатам «первой волны» не прошел. А потом, в августе, списки даже не стал проверять — был уверен, что нет. Хотя потом узнал, что ребята с еще более низкими баллами, чем у меня, поступили.

Изначально я рассматривал для себя средне специальное образование как базовое, а высшее — если получится. Родители считали, конечно, что вуз лучше, но техникум тоже нормально. Все же финансовые возможности были сильно ограничены, а в школе оценки не были выдающимися. И я пошел в техникум ближе к дому, на «Менеджмент в строительстве». Отучился там год. Потом ушел, переехал в другой город и все-таки поступил в вуз на бюджет. Но впоследствии и оттуда тоже ушел: мотивации к учебе по специальности «социально-культурная деятельность» было недостаточно. Через несколько лет я все-таки решил окончить вуз: пошел на вечернее в ИТМО. На «Менеджмент организации». Совмещал учебу с работой, защитил диплом.

Если честно, не очень понимаю зачем это было нужно. Видимо, гештальт закрыть. Практического смысла в этом оказалось немного — в карьере моя «корочка» не пригодилась.

Я хочу помочь своему сыну готовиться к поступлению сильно заранее, чтобы быть более нацеленным на высшее образование к моменту выхода из школы, и более осознанно подойти к выбору вуза и специальности, чем я в свое время!».

«Cтресс, который испытывают современные выпускники, не оправдан»

Елена Ламзина

Елена Ламзина, психолог, 31 год: «Я готовилась к поступлению на экономический факультет СПбГУ, но не прошла. На тот момент это было большим разочарованием. Меня подвели математика и обществознание: особенно обидно было за последнее — я получила «2», а готовилась два года… Мама отнеслась к моей неудаче с пониманием, но, когда я сказала, что пойду на исторический факультет, на вечернее, был скандал. Она хотела видеть меня, пускай не в СПбГУ, но именно на экономике. Сейчас она по-другому смотрит на вещи и считает, что вообще не стоит так переживать из-за поступления, жизнь по-разному складывается.

Я поступила на исторический. Мне очень нравилось учиться, особенно в последние годы. Но по специальности я не пошла работать.

Со временем я стала руководителем в отделе маркетинга одной компании. И когда я проводила собеседование на позицию маркетолога, ко мне пришла девочка из СПбГУ, с экономического факультета. Круг замкнулся…

Сейчас я работаю психологом и считаю, что стресс, который испытывают современные выпускники, не оправдан. Детей у меня пока нет, но я очень надеюсь, что, когда они будут, я смогу отнестись к их решениям с пониманием и поддержкой, не паникуя сама».

«Большинству работодателей достаточно моего портфолио»

Мария Михайлова, дизайнер, 28 лет: «После 9 класса школы я пошла в колледж и проучилась там 4 года на менеджера в общепите. Работала по специальности, только пока училась. После окончания я хотела поступить в «Кулек» (Санкт-Петербургский государственный институт культуры — прим. ред.) на фотографа. Готовилась к ЕГЭ, ходила на курсы. Экзамены я пережила тяжело, хотя по возрасту и была старше окружавших меня одиннадцатиклассников: не из-за объективной сложности, а из-за гнетущей атмосферы этого ЕГЭ. Тем не менее, сдала — набрала средние баллы, достаточные для поступления. А вот творческий конкурс провалила. Это было ужасно! Мое портфолио разнесли, сказали: «С «таким» сюда не приходить». Я решила — ну, и пожалуйста. Пойду «такое» снимать дальше без вашего диплома. Я считаю, у меня были нормальные работы. Просто комиссия отнеслась к ним по-снобски.

что делать если не поступил в вуз
Фото: David Bartus, pexels

Мама меня всегда поддерживала — «главное, чтоб человек был хороший». Она расстроилась, конечно, но не сильно. Сказала: «Поступишь в другое место, если захочешь». Но я не хотела больше сдавать ЕГЭ, поэтому не знала, буду ли куда-то еще вообще поступать.

Где-то год я болталась, работала администратором. А потом устроилась в студию журналистики, где занималась сама в детстве. Меня взяли младшим педагогом: тогда еще можно было официально работать с детьми без высшего образования. Пару лет я там преподавала. Кстати, я занималась как раз со старшеклассниками. Видела, как они трясутся из-за поступления, как некоторые родители нагнетают. Я пыталась их успокоить: «Ребята, есть жизнь без высшего образования». И мне кажется, им это помогало.

Потом у меня появились друзья в Латвии и какие-то деньги, и я решила инвестировать их в образование. Поступила в частный вуз в Риге на дизайн. Проучилась там 3 года, но мне пришлось вернуться в Россию. И вуз я не окончила. Инвестиции не оправдали себя, зато я три года прожила в Европе.

Сейчас я работаю дизайнером на фрилансе. Бывало, что мне говорили: «Мы бы вас взяли, но нужна корочка». Но большинству работодателей достаточно моего портфолио».

«Сейчас мне кажется, что фундамент моих знаний чуть прочнее, чем у многих»

Виктория Булыгина

Виктория Булыгина, врач в детской поликлинике, 27 лет: «После школы я подала документы во все медицинские вузы Петербурга на бюджет, но никуда не прошла по баллам ЕГЭ. Вариант платного обучения я не рассматривала, потому что именно в тот год у семьи не было возможности его оплачивать. Родители меня не ругали. Они мне сочувствовали, особенно увидев, как сильно я сама переживаю.

Из всех вузов, куда я подавала документы, Педиатрический университет понравился мне больше всего. И самым обидным было не пройти туда — не хватило буквально двух баллов. Летом я устроилась в Педиатричку лаборантом на одну из кафедр. Проработала весь год и убедилась, что действительно хочу стать врачом и здесь учиться. На следующий год я пересдала ЕГЭ, но результат был не сильно лучше, и я прошла только на платное. А уже после первого курса перевелась на бюджет: этому способствовало и то, что преподаватели уже знали меня как ответственного человека благодаря моей работе на кафедре, и мою кандидатуру на перевод рассматривали одной из первых.

В итоге я окончила Педиатрический университет. Сейчас работаю врачом в детской поликлинике, учусь в ординатуре.

Мне кажется, тот год после школы был для меня полезен. Когда я поступила, я оказалась с ребятами, которые только выпустились из 11 класса, и у нас было разное отношение к учебе. Многие прогуливали, относились к обучению достаточно легко, а у меня уже была сильная мотивация, мне действительно хотелось учиться. Если бы я поступила сразу после школы, думаю, была бы легкомысленнее. Поэтому сейчас мне кажется, что фундамент моих знаний чуть прочнее, чем у многих.

Эта история, конечно, повлияет на мое отношение к промахам собственных детей (если они, конечно, у меня будут). Мне с детства внушали, что нужно быть хорошей девочкой, старательно учиться. Сейчас это все проработано с психологом. И я понимаю, что такая задача совсем не стоила нервов и страхов, которые я испытывала в школе и на первых курсах университета. Я постараюсь объяснить своим детям, что оценки — не главное, намного важнее реальные знания и душевный комфорт. И нет никакого смысла всеми способами добиваться нужной цифры в аттестате или в зачетке — на нее потом никто и не посмотрит».

«Бабушка была в шоке от моего решения»

Катарина Кууск, биоинженер, 26 лет: «После школы я хотела поступить на биологический факультет СПбГУ. В биологии я была сильна, а в химии — не очень, и в итоге экзамен по этому предмету сдала плохо. Никуда не подала документы. Сказала, что кроме биофака меня ничего не интересует. Решила пробовать снова через год.

Родители говорили: «Делай, что хочешь, но разбирайся сама». Бабушка была в шоке от моего решения. Все твердили только одно: «Не важно, какое у тебя образование, должно быть хоть какое-то».

Катарина Кууск

Тем временем я устроилась секретарем в компанию, которая занималась продажей светодиодных экранов. Через полгода стала менеджером по продажам. Было не очень интересно. Как-то раз вышла уставшая с работы часов в 8 вечера и поняла: «Хочу, чтоб мое время стоило дорого. Мне нужно высшее образование». Я уже тогда ходила на курсы в Первый медицинский, готовилась снова к ЕГЭ.

На следующий год сдала экзамены намного лучше, но химия все равно была слабая. Поступила в итоге на «садоводство» в Аграрный университет. Страдала от поездок в вуз через весь город и полевых практик. Наслаждалась парами по физиологии растений. На 3 курсе перевелась на заочку и начала учить web-development. К середине 4 курса подала документы на программу обмена в Венгрию. За 5 недель очень сильно подтянула английский, сдала IELTS, получила стипендию. И уехала.

В Венгрии у меня была полная свобода выбора курсов, и я выбрала среди прочих биотехнологию. С немалыми усилиями сдала почти все экзамены на высший балл. Дополнительно попросилась делать эксперимент в лаборатории микроклонального размножения древесных и декоративных растений. Вернулась в Россию и окончила универ здесь.

Потом я поступила в Тартуский университет на биоинженерию, и позавчера окончила его с отличием. Сейчас я работаю над статьей в лаборатории Plant Signal Research group, и в итальянском стартапе, который разрабатывает платформу для точного земледелия.

Хочу сказать, что по моему опыту, учеба в школе вообще ничего не определяет: у меня, например, средний балл был 3.6. И многое, что нужно было знать наизусть для ЕГЭ, потом становится табличными значениями! Так что важным остается только понимание».

Советует психолог: как поддержать своего ребенка в случае неудачи?

что делать если никуда не поступил
Фото: Kindel Media, pexels
Анна Акопова

Анна Акопова, психолог-консультант, гештальт-терапевт, ведет блог во «ВКонтакте»: «Окончание школы, ЕГЭ и поступление сложный период не только для выпускников, но и для их родителей. Ведь многие вкладывают множество усилий, денег и времени, чтобы помочь ребенку поступить в престижный вуз, на интересную специальность… Есть и давление общества: существует идея, что «хорошие родители» просто обязаны жизнь на это положить, и, если их ребенка постигает неудача, значит, недостаточно помогали, не объяснили, не того репетитора наняли…

В этих условиях родительская тревога, а также гнев и разочарование в случае провала, вполне естественны. Дайте себе право позлиться, поплакать, отдохнуть — кому что требуется. А когда начнете остывать, вспомните о том, что рядом находится человек, практически взрослый, но менее опытный, переживающий, возможно, одно из первых серьезных разочарований. И ему точно нужна поддержка родителя — близкого взрослого, который твердо стоит на ногах и точно знает, что неудачи случаются, а жизнь продолжается!

Какая поддержка нужна вашему подростку? Каждому своя. Спросите ребенка: «Как тебя поддержать? Что я мог(ла) бы для тебя сделать?». Может, оставить в покое на какое-то время. Может, наоборот, вместе сходить на апелляцию. Может, отпустить к друзьям на дачу. Может, съездить куда-нибудь вместе… Если кому-то помогут активные действия — по поиску другого вуза, работы, — то другому необходима будет просто передышка. Предоставьте ему право по-своему пережить эту неудачу, самому сделать выбор, куда и когда двигаться дальше, постарайтесь быть отзывчивыми. Будьте просто рядом».

1
1
1391
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ