В чем могут быть причины отсутствия интереса к учебе и что сделать родителям, чтобы ребенок учился с удовольствием? «Литтлван» разбирался в этих вопросах вместе с психологом Александром Покрышкиным. Спойлер: все намного сложнее, чем кажется, но выход есть.
Лень и скука — симптомы, а не причины
— Как объяснять детям в разном возрасте, зачем учиться? Так, чтобы они понимали...
— Любой ребенок довольно рано знает, зачем нужна школа: чтобы стать самостоятельным человеком, зарабатывать деньги, заниматься интересным делом и прочее.
— Но для него это во многом абстрактные вещи, да и вообще «уйду в сквот, не буду работать». Как говорить с ребенком, чтобы мотивировать?
— В нашей культуре есть идея, что существуют некие правильные слова, которые нужно сказать ребенку, и тогда он все поймет и будет делать так, как хотят родители. Но мотивация устроена сложнее. Ребенку важно не только понимать, зачем он что-то делает, но еще и чувствовать себя в безопасности, ощущать достаточно компетентным, чувствовать, что он справляется с задачей, а также получать удовольствие от процесса и поддержку значимых взрослых. Именно страх ошибок и других неприятностей побуждает детей затягивать выполнение домашних заданий (то есть «лениться»), а вовсе не недостаток информации о собственном будущем и смысле обучения. И зачастую разговоры о сквотах в таком контексте — способ детей справиться с трудностями. Поэтому родителям, прежде всего, нужно ответить на вопросы: что именно ребенку сложно и как помочь сделать сложное проще для него?
— Если школьник пропускает все слова мимо ушей и говорит, что ему все лень...
— В современной психологии не рассматривают лень как причину. Это симптом, который маскирует более сложную проблему. У нас есть три реакции на стресс: бей, беги или замри. Так вот «замри» — как раз то, что мы называем ленью. Значит, учеба по каким-то причинам дается ребенку непросто.
— Почему же ребенок не говорит прямо, что ему трудно?
— У детей не хватает слов, чтобы отрефлексировать и донести, что именно не так. Это сложная задача и для взрослого. Поэтому часто они выбирают ответы интуитивно, стараясь нас успокоить. Допустим, «мне скучно» или «лень». И часто они сами в это искренне верят. Задача родителя — провести свое расследование и поразмышлять вместе с ребенком, если это возможно: в чем сложность и как мы можем с ней справляться. Иногда достаточно спросить: «Что тебе больше всего не нравится в математике?» и таким образом понять, что именно трудно. Но может последовать ответ: «Она просто дурацкая», и это означает, что нужно разбираться дальше самим.
— То есть естественная ситуация — интерес к учебе, а если его нет — есть какая-то скрытая сложность?
— Да. Но не обязательно быть отличником с горящими глазами: интерес и успеваемость могут меняться в разные периоды жизни. Бывает, не особенно интересно учиться, поэтому домашка делается быстро, чтобы поскорее освободиться. Тогда школа не является проблемой, хотя она и скучная. Другое дело, когда учеба становится неподъемным грузом. Например, ребенок начинает «лениться» и не выполняет вовремя задания. Это ведет за собой кучу последствий: учителя ставят двойки, родители ругаются, задания копятся и занимают больше времени. Никто не выбирает такое, если у него есть другой, более приятный выбор. У ребенка же другого выбора нет: он живет и учится так, как может.
Мотивированность рождается из удовольствия от маленьких побед
— Но если ту же математику сложно «вытянуть» даже на тройку. И нужно постараться, чтобы «не вылететь» из школы…
— Когда родитель пытается убедить ребенка, что нужно постараться, получается, что он представляет себе его каким-то упрямым, ленивым и не очень умным. Как мы уже обсудили, причина не в том, что ребенок не хочет стараться. Поэтому лучшее решение в этой ситуации — искать новые способы помочь. Конечно, это бывает крайне непросто понять самим, особенно когда уже много чего перепробовали. Поэтому в таких случаях консультация специалистов — психологов, педагогов, врачей — бывает очень кстати.
— Другой пример. Младшеклассник вполне аргументированно заявляет: «Зачем писать аккуратно? И так понятно! А в жизни мне не пригодится — я на клавиатуре все набирать буду».
— Опять же: он пока не готов объяснить, в чем именно его трудность. Если бы у него легко получалось писать так, чтобы окружающие восхищались бы его почерком, он бы это делал. Ребенку нужны сочувствие и помощь. А когда мы, желая приучить его к аккуратности, заставляем, например, переписывать на чистый листочек, он злится на нас и ругает сам себя. Это влияет на его отношение к учебе, к родителям и к самому себе, на его способность замечать собственные маленькие достижения. Ведь интерес к новому, умение преодолевать трудности и не унывать при неудачах — все то, что мы ждем от мотивированного ребенка, — рождается из удовольствия от маленьких побед. Поэтому невероятно ценным для него может стать наше уважение к тому, что у него получается, к моментам, где он старался. Если вы заметите одну ровную букву и с заметным для ребенка уважением отметите это, то это может вдохновить его на то, чтобы стараться дальше.
— А если пятиклассник, говорит: «Мне не нужна помощь. Да, поставят тройку, меня это устраивает».
— Негативизм, отрицание смысла, равнодушие — не приходит само собой. Это результат неудачных попыток и разочарований. Ребенок не верит, что у него получится. Что мы можем сделать? Выслушать, посочувствовать, вместе подумать, как помочь. Спорить нет смысла — это колодец без дна.
— Если он активно отказывается от помощи и даже разговоров на эту тему?
— Нужно подумать над вопросом: «Почему он так делает?». Возможно, то, что родители считают помощью, выглядит для него иначе, и ему сейчас нужна помощь другого рода, например, успокоиться. И более стратегический вопрос: «Насколько комфортно, безопасно чувствует себя ребенок, когда мы обсуждаем с ним учебу и предлагаем помощь?». Часто дети отказываются, когда думают, что это бесполезно.
— Ребенок говорит, что ему вообще ничего не интересно. Это, наверное, чаще в подростковом возрасте происходит?
— Это и раньше встречается. Обычно родитель в ответ говорит: «Как же, смотри, какая интересная книга»; «Объясни, что именно тебе не нравится!»; «Разве ты не понимаешь, что учеба — это важно?». Объединяет эти разговоры уверенность, что мы, родители, точно знаем, как правильнее и лучше для ребенка. Но, может, так совпало, что все предметы в этом году действительно очень скучно преподаются. Или у человека просто такой период, когда он правда не знает, что ему интересно, и решает сейчас какие-то другие свои задачи. Отношения со сверстниками, например. Или, опять-таки, есть конкретная сложность.
Когда взрослый человек уходит со стабильной работы и посвящает какое-то время поиску себя, мы с уважением к этому относимся. А когда ребенок говорит, что ему надоела школа, мы его поучаем. А это очень похожие ситуации. Вторая стратегия — думать, как еще можно помочь ему увлечься каким-то делом.
— И что же делать?
— Попробовать исследовать ситуацию вместе с ребенком. Такой разговор начинается с сочувствия и уважения к его словам. В этом случае родитель осознает, что ребенок имеет право остаться при своем мнении.
— Верная позиция: «Если ребенок не хочет ходить в школу — отстаньте от него! Пусть не ходит какое-то время, потом сам захочет и пойдет…»?
— Нет готовых решений, которые работают для всех. Может, ему нужна более амбициозная школа или наоборот, программа попроще? Здесь важно понять, что на самом деле скрывается за словами ребенка. И — да, безусловно, иногда взять паузу — самое верное решение.
Ключ к решению проблемы
— Если ребенок столкнулся с несправедливостью: например, сосед списал у него и получил 4, а он сам — 3. Обижен и не хочет ничего учить по этому предмету. Как помочь?
— Очень естественно огорчиться в такой ситуации, и поэтому важно его поддержать. Ключ к решению — сочувствие: «Я вижу, ты расстроен, считаешь, что это нечестно», а не сомнения: «Наверное, ты правда был не готов…». Проговаривание эмоций помогает ребенку впоследствии лучше справляться с подобными ситуациями. Следующий шаг — вместе разобрать, справедлива ли обида, объективна ли оценка. Если ребенок считает, что нет, стоит поговорить с учительницей.
— А если родитель сочувствует и говорит: «Обидно, но что поделаешь, так бывает. Не думай об этом».
— Это обесценивание. Мы чаще так делаем из заботы: заглушить неприятное чувство, помочь не думать об этом, и дальше делать то, что нужно. Но это, к сожалению, часто не помогает. Иногда это создает у ребенка ощущение, что мы его просто не поняли, и влияет на наши отношения с ним. А самое главное — это не учит ребенка понимать свои чувства и вообще себя самого, уважительно относится к своим реакциям. Поэтому непростой, но суперполезный путь — исследовать эмоции, когда они возникают.
Менять увлечения — не страшно
— Если ребенок проиграл на соревнованиях и больше не хочет заниматься этим видом спорта. Как объяснить, что результат не так важен, как возможность получать удовольствие от занятий?
— Если сказать только это, то мы обесценим переживания ребенка от проигрыша. Надо найти в себе уважение к его чувствам. А дальше — опять совместное рассуждение. Родители должны оставлять для ребенка опцию бросить этот вид спорта и попробовать новый или не пробовать пока ничего. В такие моменты он тоже чему-то учиться: прислушиваться к своим чувствам, доверять своему опыту. Можно посоветовать лишь не принимать окончательное решение прямо сейчас, в сердцах, а отложить его.
— Все упирается в родительский страх: сейчас бросит — значит, так и будет всю жизнь бросать при первых трудностях…
— Надо останавливать себя в этом размышлении. Жизнь сложнее, чем одно решение.
— Но возможно, он потом сам же будет жалеть, если бросит…
— Может, будет, а может, и нет. С одной стороны, признание того, что мы не всезнайки, заставляет беспокоиться, но с другой — снимает груз ответственности. Да, потом он все равно может сказать: «Почему ты не уговорила меня остаться в музыкалке?», и эта досада тоже станет ценным для него опытом.
— А если ребенок вообще не хочет допзанятий?
— Иногда детям достаточно учебы и общения со сверстниками. Мы ориентированы на идею, что любая возможность учиться в детстве — невероятно ценна. Часто родителям кажется, что дети недостаточно стараются ради собственного будущего. Стремление к высоким баллам, олимпиады, красный диплом — это такой очевидный путь. Но не для всех детей он подходит. И это точно не единственный способ вырасти счастливым человеком.
— Как родитель может помочь подростку определиться, что делать после школы?
— Нужно помочь ему исследовать все возможности, которые у него есть: поступать после 11 класса в вуз или через год либо сначала идти в колледж… Выбор вуза — отдельная сложная задача. Детям нужна в этом поддержка взрослых. Полезны разные профориентационные мероприятия: дни открытых дверей, лекции от профессионалов-практиков и преподавателей вузов и др.
— Нужно ли предупреждать, что взгляды могут измениться? Допустим, старшеклассник говорит: «Деньги не важны, я хочу быть художником и делать то, что мне нравится», а родители отвечают: «Я понимаю, но имей в виду, что через несколько лет ты можешь пожалеть о своей непрактичности».
— Ребенку нужен свой опыт, да и никто понятия не имеет, как все обернется. Помните историю Джона Леннона, который прибил на дверь собственного шикарного дома табличку со словами своей тети: «Джон, гитара — это хорошо, но она никогда не поможет тебе зарабатывать на жизнь»?
— То есть пытаться научить жизни в любой форме — бесполезно и вредно?
— Нет. Просто для того, чтобы это было полезно и сохраняло отношения, нам приходится отказываться от своей власти и идеи, что наше слово — решающее. Помогает тут посмотреть на происходящее глазами ребенка и найти в себе уважение к этому.