Палеонтологическая прогулка: 11 мест в Петербурге, где можно увидеть окаменелости
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Палеонтологическая прогулка: 11 мест в Петербурге, где можно увидеть окаменелости

Познакомиться с доисторическими животными можно, не покидая Петербурга и не отправляясь в палеонтологическая экспедицию! Достаточно спуститься в метро или приглядеться к фасадам зданий, гуляя в центре города. «Литтлван» вместе с городским палеонтологом Павлом Бором убедился в этом.

Фото: Павел Бор

Павел Бор — палеонтолог-любитель, руководитель интернет-сообщества «Кружок любителей палеонтологии».


Ликбез от Павла Бора

— Что такое палеонтология?

— Это наука, занимающаяся изучением вымерших доисторических животных и растений и вообще древней жизни на Земле. Ученые-палеонтологи делятся на палеобиологов, палеозоологов и даже палеоэкологов.

— Что такое окаменелости?

— Это остатки (а в палеонтологии говорят именно остатки, а не останки) древнейших растений и животных, вымерших или исчезнувших много миллионов лет назад. Еще их называют фоссилиями.

Когда животные умирали, их раковины и панцири опускались на дно и погружались в ил. За сотни миллионов лет ил спрессовался и превратился в камень известняк. Остатки животных окаменели и сохранились в нем. Там, где известняк находится на поверхности, палеонтологи раскалывают его молотками. Затем очищают остатки от известняка и получают окаменевшее животное практически в том виде, в котором оно жило миллионы лет назад.

— Чтобы увидеть окаменелости, обязательно ехать куда-то далеко?

— Нет. Например, рядом с Петербургом есть много мест, где известняк выходит прямо на поверхность. Добраться до окаменелостей можно в известняковых карьерах, которых немало в Гатчинском, Ломоносовском, Кингисеппском, Кировском и Волховском районах Ленобласти. Также выходы известняка есть по берегам рек — Волхов, Лава, Ломаха, Копорка, Поповка, Ижора и других. Здесь встречаются в основном отложения пород ордовикского периода (второй период палеозойской эры), то есть окаменевшие животные, которых тут можно найти, жили от 444 до 485 миллионов лет назад. Чаще всего здесь встречаются раковины различных моллюсков (эндоцерасов, гастропод), брахиопод, остатки разных иглокожих (морских пузырей, морских лилий и т. п.), а также панцири, пожалуй, самых интересных животных ордовика — морских членистоногих трилобитов. В других регионах можно встретить окаменелости иных периодов.

Но можно вообще никуда не ехать. Известняк — недорогой и удобный в обработке камень. Его используют в строительстве зданий еще со времен Петра I. Все старинные крепости на юге Ленобласти построены из этого камня. И многие дома в центре Петербурга отделаны плитами из известняка, а кое-где он применялся даже как напольное покрытие. Мраморизованный известняк из Грузии и с Урала использовали для отделки нескольких станций петербургского метро. И даже современные здания в нашем городе до сих пор отделывают ордовикским камнем из карьеров Ленобласти, а некоторые — полированным известняком юрского периода из Германии или с юга России. Юрский — это средний период мезозойской эры, 145–201 миллионов лет назад. В отложениях этого времени можно увидеть остатки аммонитов, прямораковинных моллюсков, брахиопод, морских губок и других древних организмов.

— То есть окаменелости можно увидеть прямо в городе?

— Конечно. Если ходить по городу и посматривать на стены домов или под ноги, то можно познакомиться с очень многими древними животными. Процесс поиска остатков раковин или отпечатков панцирей на известняковых отделочных плитах, можно превратить в настоящий научный квест!

11 мест для палеонтологической прогулки с детьми по Петербургу

Станция метро «Проспект Просвещения»

1–5 — срезы морских пузырей;
6 — раковина эндоцероса.
Фото: Павел Бор

Здесь в наружных стенах вестибюля можно увидеть вымерших иглокожих — морских пузырей (иначе цистоидей). Конечно, не целых, а только их срезы. Но тем не менее даже по ним видно, что некоторые из них были замещены кальцитом, то есть частично пропускали свет. Здесь также можно увидеть остатки раковин головоногих моллюсков эндоцерасов — основных хищников ордовикских морей.

Станция метро «Чкаловская»

1–3, 5 — срезы мшанок;
4 — раковина эндоцераса;
6 — срез раковины брахиоподы.
Фото: Павел Бор

Во внутренней и внешней отделке вестибюля использовали полированный известняк ордовикского периода. За минувшие с открытия станции более 20 лет отделочные плиты весьма обтрепались и затерлись. Но окаменелости находятся в отличном состоянии. Там можно найти эндоцерасов, морских пузырей и брахиопод (морских беспозвоночных животных). А еще — много мшанок: водных колониальных животных, чем-то похожих на известный нам сейчас мох. Они сохранились в таком состоянии, что легко можно рассмотреть их внутреннее строение и увидеть остатки микроскопических зооидов, составляющих колонию. И это несмотря на почтенный возраст — до 485 миллионов лет!

Станция метро «Площадь Восстания»

1, 4, 6 — брахиопода;
2 — коралл;
3 — стебель морской лилии;
5 — раковина наутилоидеи.
Фото: Павел Бор

В 1955 году при отделке этой станции использовалось два вида мраморизованного камня из разных точек СССР: нижнетагильский (сапальский) известняк (Средний Урал, силурийский период) и известняки Шроша и Салиети (Западная Грузия, юрский период). Камни похожи внешне, но между ними — более 200 миллионов лет. И действительно, когда ходишь по станции, то видно, что окаменелости в центральной ее части непохожи на те, что есть на платформах и около эскалатора. Спойлер — наиболее интересные экземпляры наутилоидей (головоногих моллюсков с раковиной, поделенной на камеры) и иглокожих ищите в центре!

Еще на «Площади Восстания» пытливые палеонтологи могут найти аммонитов (головоногих моллюсков), морских губок, кораллы, брахиоподы, а также фрагменты скелетов других организмов.

Станция метро «Московские ворота»

1, 4 — наутилоидея;
2, 3 — брахиопода;
5 — прямораковинный моллюск;
6 — раковина древней улитки.
Фото: Павел Бор

Здесь окаменелостей не так много, как на «Площади Восстания», и нужно внимательно осматривать стены, чтобы не пропустить интересные экземпляры. В основном тут в отделке использовался нижнеюрский мраморизованный известняк из Западной Грузии. А в нем встречаются губки, кораллы, раковины брахиоподов, брюхоногих и головоногих моллюсков, а также фрагменты иглокожих морских лилий или криноидей.

Универмаг «Гостиный двор»

1 — аммонит;
2 — наутилоидея;
3 — брахиопода;
4 — мшанка; 5 — эндоцерас;
6 — морской пузырь.
Фото: Павел Бор

Сначала отправляйтесь в ту часть универмага, что расположена на Перинной линии. Лестница между 1 и 2 этажом отделана двумя видами красного мраморизованного известняка. Тех же видов, что в метро «Площадь Восстания». Здесь ищем брахиопод (их много!), отлично сохранившийся аммонит, морские губки и кораллы. Окаменелости есть и на Невской линии «Гостиного двора», но уже ордовикского периода. Внимательно присмотритесь к плитам пола галереи. Там можно увидеть морские пузыри, мшанки и фрагменты морских лилий.

Станция метро «Лесная»

1, 3 — морской пузырь;
2 — брахиопода;
4, 6 — раковина эндоцераса;
5 — неидентифицированная кальцитозамещённая окаменелость.
Фото: Павел Бор

После ремонта наземный вестибюль этой станции был отделан новой известняковой плиткой ордовикского периода. Здесь можно встретить полный набор классических ордовикских окаменелостей: кальцитозамещенных морских пузырей, брахиопод и эндоцерасов. Встречаются фрагменты трилобитов. Интересно, что отделка выполнена как грубыми необработанными камнями, так и гладкими тонкими плитами. В итоге одни и те же окаменелости выглядят совершенно по-разному. С тыльной стороны вестибюля можно увидеть трубочку сифона эндоцераса в отличной сохранности. Сифон проходил вдоль брюшной стенки раковины. Сам моллюск жил в последней, самой обширной камере. Остальные камеры он как раз с помощью сифона мог заполнять газом, что позволяло ему погружаться и подниматься в толще воды.

Так вот, в большинстве случаев до нас доходят лишь сами окаменелые раковины этих моллюсков, а увидеть их внутреннее строение не удается. Но не здесь!

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук

Раковины эндоцерасов в напольных плитах Круглого зала Кунсткамеры
Фото: Павел Бор

Знаменитая Кунсткамера — не только старейший в России музей, основанный Петром I, но и настоящая выставка окаменелостей. Полы в ней в основном паркетные, но в переходах и в центральном круглом зале они из плит мраморизованного известняка ордовикского периода. А в них — раковины эндоцерасов и других подобных прямораковинных головоногих моллюсков, которым почти 500 миллионов лет. Кстати, служители музея уже знают об их наличии в полу и охотно показывают интересующимся самые симпатичные экземпляры.

Новая сцена Мариинского театра

1, 2, 3, 6 — аммониты;
4 — морские губки;
5 — ростр белемнита.
Фото: Павел Бор

Многие слышали о стене из оникса в вестибюле Новой сцены Мариинского. Но не все знают, что само здание, изнутри и снаружи, отделано юрским мраморизованным полированным известняком из Германии. Это на сегодня, пожалуй, самые насыщенные окаменелостями стены в Петербурге. Можно подойти к Мариинскому-2 с любой стороны и обязательно увидеть остатки организмов юрского периода. Здесь изобилие раковин аммонитов, ростров белемнитов (еще одни вымершие головоногие моллюски), брахиопод, морских губок, кораллов, а также масса других палеомелочей. Окаменелости в очень хорошем состоянии, а некоторые частично замещены кальцитом.

Российская национальная библиотека на Московском проспекте

1, 3, 6 — гастроподы;
2, 4, 5 — мшанки.
Фото: Павел Бор

Это здание тоже отделано известняком. Возраст камня обычно определяют по содержащимся в нем окаменелостям. В данном случае они не подлежат однозначной идентификации — некоторые явно ордовикские, а другие похожи на окаменелости других периодов. Здесь можно обнаружить брахиоподы, раковины брюхоногих моллюсков и ортоконов (головоногих моллюсков). Окаменелостей немало, но для осмотра доступен только лицевой фасад здания. Остальные стены — за забором. Но и этого открытого участка вполне достаточно для начального погружения в палеонтологию.

Станция метро «Площадь Ленина»

1, 2, 3 — наутилоидеи;
4, 6 — брахиопода;
5 — брюхоногий моллюск.
Фото: Павел Бор

Внутри вестибюля, ближе к эскалаторам, есть интересные участки, отделанные красным мраморированным известняком. Как и на «Площади Восстания», он здесь, судя по всему, юрский и силурийский. И тот и другой камень красного цвета, но поскольку они заметно отличаются по возрасту, можно заметить, что в разных отделочных плитах содержатся различные окаменелости. В одних много брахиопод, губок и кораллов, в других — брюхоногие моллюски, наутилоидеи и изобилие остатков стеблей криноидей. При этом все расположено компактно и осмотреть экспонаты подземного «музея» можно за полчаса.

ЖК «Царская столица»

1, 2, 3 — аммониты;
4 — ростр и фрагмокон белемемнита;
5, 6 — морские губки.
Фото: Павел Бор

В стенах жилых домов комплекса «Царская столица» у Московского вокзала окаменелостей почти так же много, как и в Мариинском-2. В обоих случаях — это плиты юрского мраморизованного известняка. Здесь насыщенность окаменелостями на квадратный метр стены чуть ниже, но зато площадь отделки значительно больше. Цоколи трех огромных корпусов и даже въезды в подземные гаражи — все в юрском камне. Здесь много морских губок причудливых форм, аммонитов различных видов, ростров белемнитов и замещенных кальцитом брахиопод.

P.S.

В городе есть еще немало мест, где находятся остатки древних организмов. Можно самостоятельно обращать внимание на стены с известняковой отделкой и внимательно их изучать. Иногда в ордовикском камне попадаются практически целые окаменевшие трилобиты. А в юрском известняке всегда приятно обнаружить завитую раковину аммонита. Если в ней присутствуют кристаллы кальцита, то находка особенно радует глаз.

Вообще, подобная «настенная палеонтология» сродни фотоохоте. Найденные интересные экземпляры древних животных невозможно взять домой, но можно сфотографировать и поделиться своими находками с друзьями.

Читайте также по теме:

Пишу Все публикации автора »
1
0
5103
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ