Я мама и лучше знаю, как лечить!
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Я мама и лучше знаю, как лечить!

Внутренний голос мамы спас не одну детскую жизнь. Факт. В то же время врачи замучались разгребать последствия подобного «интуитивного» лечения. Тоже факт. Собрав реальные истории и мнения, «Литтлван» попытался разобраться, стоит ли доверять материнской интуиции.

Внутренний голос против скрытой инфекции

Вот реальная история мамы Ирины: «Вечером у ребенка началась сильная рвота, которая продолжалась и ночью. Утром мы с мужем отвезли его в больницу. Там у сына определили ротавирусную инфекцию, поставили капельницу и вскоре, когда исчезли симптомы, выписали. Через два дня после выписки ребенок стал вялым. У него заболел живот, но температура не поднималась. И ни рвоты, ни поноса не было». Врачи, к которым на этот раз она обратилась, не нашли никаких признаков инфекции — ни в симптомах, ни по результатам анализов крови и мочи, ни на УЗИ. А ребенок продолжал лежать пластом и не вставать. Как рассказывает мама дальше, она вдруг «сама себе поняла», что это скрытая инфекция, причем недолеченный ротавирус потянул за собой и бактериальную инфекцию. Она кричала и даже угрожала врачам, чтобы сыну дали антибиотик. И действительно, после первого же укола мальчик встал и попросил есть. Уже потом женщина поговорила со знакомым педиатром, который подтвердил: ее интуитивное решение оказалось абсолютно правильным. Бывают ситуации, когда иммунитет настолько ослаблен, что не реагирует на инфекцию, и ребенок просто угасает. Фактически мама спасла сына, настояв на лечении.

Ребенка спасти не удалось

С другой стороны, нередко под соусом «интуиции» подают безапелляционную позицию «я мама и лучше знаю, как лечить!». Врач педиатрической бригады скорой помощи на условиях анонимности рассказала «Литтлвану», с какими последствиями этой позиции ей и ее коллегам приходится сталкиваться: «Обычная история, когда у детей по несколько дней держится высокая температура, родители их сами «интуитивно» лечат, чем придется, а потом вызывают скорую на проявившиеся осложнения. Был случай, когда мама три дня давала годовалому ребенку аспирин, ни капли не сомневаясь в правильности своих действий. Скорую вызвал вернувшийся из командировки папа, который заметил, что малыш похудел. К сожалению, ребенка спасти не удалось — развился синдром Рея».

Мама как опытный пожарный

Так стоит ли прислушиваться к «внутреннему голосу», когда речь идет о здоровье или жизни ребенка? Даже самые завзятые рационалисты и скептики, например, израильско-американский психолог Даниэль Канеман, признают, что иногда мозг выдает решение мгновенно, без каких-либо осознаваемых нами размышлений. При этом он автоматически обрабатывает огромное количество информации — мелких деталей, незаметных на первый взгляд, накопленного опыта и так далее. Так, пожарный сначала «по наитию» отдает бригаде приказ покинуть горящий дом за несколько секунд до того, как провалился пол, и только потом осознает, что огонь шумел очень тихо, а ушам при этом было горячо — явные признаки скрытого горения.

Точно так же мама, которая знает ребенка лучше, чем кто бы то ни было, неосознанно ловит сигналы об изменениях в его самочувствии. Но сигналы собственного мозга нужно еще суметь распознать.

Интуиция матери «питается» доверием к себе. Тревожная, неуверенная в себе мама не в состоянии отличить сигналы интуиции от тревоги за правильность своего поведения и страха взять на себя ответственность за происходящее.
Ирина Бельская
педиатр и психотерапевт



Команда или противоборствующие стороны?

Что делать, если внутренний голос мамы противоречит тому, что говорят врачи? На стороне медицины — научные знания, доказательная база, опыт работы с множеством детей. «Педиатр руководствуется знаниями, своим представлением о конкретном ребенке и целью излечить. Мама находится внутри ситуации, чувствует ребенка на более тонком уровне, имеет больший опыт наблюдения за его реакциями. Они могут стать командой или противоборствующими сторонами», — подчеркивает Ирина Бельская.

Воюющие стороны либо активно конфликтуют, либо молча саботируют выполнение решений друг друга. Вряд ли это лучший вариант для малыша. Команда собирает всю информацию и обсуждает ее. Причем, по мнению Бельской, педиатр лишь предлагает и обосновывает, а окончательное решение принимает мама с учетом своей интуиции. Ведь именно она отвечает за жизнь и здоровье ребенка, и ей потом жить с последствиями принятого решения.

Кстати, на Западе врачей целенаправленно готовят к такой командной работе. Как рассказала в интервью порталу Милосердие.ру педиатр, врач паллиативной медицины Анна Сонькина-Дорман, ученые провели исследования и доказали, что матери оценивают степень тяжести состояния своих детей ненамного хуже, чем врачи-диагносты с их объективными методами. Поэтому в некоторых странах медикам официально предписано прислушиваться к материнской интуиции. Например, если во время телефонной консультации мама говорит, что ее сильно тревожит состояние малыша, врач обязан пригласить её для очного осмотра.

Интуиция: инструкция по применению

Итак, материнская интуиция — научно доказанный факт! Поэтому:

  • Прислушиваемся к себе, но помним, что врач — не враг, и в экстренной ситуации именно он сможет действовать не только правильно, но и быстро.
  • Боремся с тревогой и неуверенностью, в том числе повышением собственной грамотности в оказании первой помощи и лечении простейших болезней вроде ОРВИ.
  • Не стесняемся делиться своими соображениями с врачом.
  • Если врач отмахивается от «дилетантских измышлений» и ситуация не требует мгновенного реагирования, ищем такого, который прислушается и проверит, — чем больше мнений по проблеме, тем лучше!
5
0
866
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ