О секретах «изготовления» концертов для детей журналист и музыкант Ольга Комок поговорила с Антоном Гаккелем — дирижером и автором программы Symphony kids в Большом зале филармонии.
— Антон, с вами не так-то просто встретиться: вчера вы ездили дирижировать в Тулу, сегодня у вас опера Моцарта «Директор театра» в Мариинке, завтра вам снова куда-то лететь… У вас всегда такой дикий график?
— Правда, осень и половина зимы получились сложные. Только в самом конце декабря и до начала января я свободен от поездок.
— И вместо отдыха вы придумали себе новое дело: репетиции программы Symphony kids — «неклассического концерта для классических детей» с музыкой к мультфильмам-блокбастерам. Зачем это вам и зачем эта музыка петербургским детям?
— Посещать концерты классической музыки ребенку полезно, с этим вряд ли кто-то будет спорить. Но, когда тебе семь лет, прослушать длинную симфонию довольно трудно. Большую часть филармонического репертуара способен воспринять лишь опытный слушатель, который в концертном зале не в первый и даже не в пятнадцатый раз. А детская аудитория — вдвойне неподготовленная. Вот мы и ищем классику не просто популярную, но такую, которая бы обладала важнейшим для детей эффектом узнавания, как любимая сказка, которую малыш готов перечитывать по сто раз.

Мы хотим, чтобы ребенок услышал музыку из мультфильма «Король Лев», например, и сказал: «О, я это видел, я это знаю!». И тогда он решит, что филармония — это не так скучно и сложно, и, может быть, снова захочет пойти на концерт.
— А почему филармония — это сложно? Может, это предрассудки академических музыкантов, которые, как вы, всю жизнь с раннего детства положили на обучение этой профессии?
— Если это и предрассудки, то не наши. Сколько раз я с таким сталкивался: звонишь друзьям, приглашаешь на свой концерт, они первым делом начинают планировать, к каким бабушкам и няням отправлять детей. Я говорю, мол, вы и детей приводите. А они — нет, они будут скучать, мы из уважения к тебе в филармонию сходим, но зачем же детей мучить полтора часа?
— По какому принципу отбирали саундтреки для программы Symphony kids? По степени популярности мультфильмов или по качеству партитур?
— Мультфильмы я, конечно, и сам смотрел. И «Тачки», и «В поисках Немо». «Рататуй» — вообще один из моих любимых мультиков, он, я бы сказал, не совсем детский. Там затронуты такие темы серьезные — есть и подлость, и предательство, и злодеи, и герои. Но есть и обаятельный французский флер, который очень слышен как раз в музыке. Она замечательная — хорошо сочинена, отлично оркестрована. Концертную программу я, конечно, составлял как дирижер. Выбирал самые яркие, добротно сделанные концертные пьесы для струнного оркестра, просмотрел не меньше 50 партитур. В итоге в концерте прозвучат и абсолютно узнаваемые хиты вроде песен из мультфильма «Король лев», и очень хорошие саундтреки из менее известных картин, как «Моана».

— В программе Symphony kids есть и Моцарт, даже два Моцарта. Их музыку тоже можно назвать детской?
— «Игрушечную симфонию» по одной версии, написал Йозеф Гайдн, а по другой — отец всем известного композитора Леопольд Моцарт. Это, по сути, рекламный ролик: симфонию писали по заказу магазина игрушек из немецкого городка Берхтесгаден. И построена она так же, как хорошая музыка к мультфильмам — эффектная, яркая, с простыми и понятными музыкальными образами. Ну, а «Маленькая ночная серенада» Вольфганга Амадея Моцарта — это самый лучший моцартовский квартет. Я бы с нее вообще любой концерт начинал.
— Вопрос профана: не проще ли знакомить ребенка с классической музыкой дома? Все же, в интернете есть все, и Моцарт, и те же саундтреки.
— Совершенно не согласен. Интернет — хороший ресурс, но концерт — это же не только прослушивание музыки. Это торжественный антураж, красно-белое великолепие филармоническое, люстры, лестница парадная, оркестр на сцене, пышный зал, дети видят других детей. У нас в Школе при консерватории говорили: «Мальчик, тебя не только слушают, но и смотрят!». Так и здесь. Концерт в филармонии — масса дополнительных впечатлений кроме музыки, мощный визуальный эффект, большое приключение.

Как, к примеру, поход в кино — серьезное мероприятие, событие целого дня. А дома что? Ну, включил компьютер, ну, выключил…
— Плюс, пожалуй, живое звучание оркестра. Его не в силах передать ни одна, даже самая совершенная звуковая аппаратура.
— Конечно. Лучше живого звучания — здесь и сейчас — способа познакомиться с музыкой вообще нет. Сегодня этот простой факт как будто забывается. Основная задача концертных залов — изобрести что-нибудь этакое. Либо поставить в афишу выдающиеся имена, либо Пятую симфонию Бетховена играть наизусть и стоя. В Москве, к примеру, 10 симфонических и 10 камерных оркестров, у каждого — свои залы, дирижеры, каждому надо привлечь публику. Музыкальный бизнес разросся, и у этого процесса есть свои издержки.
— Как встраивается в музыкальный бизнес Singolo Orchestra, с которым вы выступаете 3 и 4 января? Это один из тех пресловутых двадцати оркестров, которым приходится бороться за жизнь и внимание, или что-то другое?
— Это струнный оркестр на добровольной основе, не бизнес-проект, а объединение друзей из крупных петербургских коллективов: обоих филармонических оркестров, Мариинского и Михайловского театров. Здесь собираются те, кто хочет в свободное от основной работы время поиграть что-то новое, чего нет в обычном репертуаре — от Моцарта до современной музыки. Сейчас очень много желающих принять участие в программах Singolo Orchestra, так что мы, как на чемпионате по футболу, составляем сборную лучших из лучших. Особенно, для концертов Symphony kids.

Проект SYMPHONY KIDS. Неклассический концерт для классических детей 0+
Дирижер — Антон Гаккель, солист — Дмитрий Ганенко, в сопровождении Singolo Orchestra
Когда: 3, 4 января, 15:00
Где: Филармония им. Д. Д. Шостаковича (Михайловская ул., д. 2)
Стоимость билетов: 300 — 1200 руб., купить билеты в кассах Филармонии
Подробности: ВКонтакте.