Как увлекательно рассказать ребенку об иконах, чтобы самому стало интересно?
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Как увлекательно рассказать ребенку об иконах, чтобы самому стало интересно?

От посетителей, на бреющем полете проскакивающих залы с древнерусским искусством Русского музея, часто слышно смущенное: «Иконы — не моя любимая тема». А ведь этот фрагмент экспозиции — четыре зала — прекрасное место для короткой познавательной прогулки с ребенком, особенно при плохой погоде.

Попадая в залы древнерусского искусства, убедимся, что ребенок знает, что такое икона.

А что такое икона?

Икона — изображение персонажей из библейской истории. Для людей, исповедующих некоторые конфессии христианства, это — образы для моления. Помните, еще говорят «образА»? Верующие люди молятся не иконам, а изображенным на них существам — святым, апостолам, ангелам-архангелам, Богу, а иконы напоминают о тех, к кому на самом деле обращена молитва. Икона — это как окно в другой мир, где обитают ангелы, архангелы, святые, сам Бог.

Первый зал экспозиции

Архангел Гавриил «Златые Власы» XII в.

Какие вопросы можно обсудить с ребенком?

  • Кто такой архангел?
  • Куда смотрит архангел?
  • Как думаешь, архангел грустит или радуется?
  • Чем знаменит этот архангел?
  • Почему у него золотые волосы?
  • Что это за зеленые ленточки вьются на уровне ушей?
  • Можно ли это назвать портретом?

На что обратить внимание ребенка?

  • Архангел — помощник Бога, один из старших ангелов. Он — посредник между Богом и человеком, приносит человеку от Бога важные вести, помогает людям.
  • Большие миндалевидные глаза — характерная черта изображенных на древних иконах.
  • Это самая старая икона в экспозиции Русского музея.
  • Волосы архангела пронизаны золотыми нитями, это сусальное золото. В древности золото воспринималось как отблеск божественного света, символ величия и бессмертия Бога.
  • То, что ты видишь, не ленточки, а «слухи». Вообще-то это развивающиеся концы головной повязки, их значение — напоминать, что ангелы всегда на связи с Богом и слышат его волю.
  • Это, конечно же, не портрет. Портрет пишет художник, вкладывает в изображение свое видение мира, свои ощущения, передает характер человека, которого изображает. Икону создает иконописец и пишет не «от себя», а от Бога — по определенным правилам, канонам. Портрет эмоционален, а икона лишена эмоций, нам даже доподлинно неизвестно, грустит ли архангел, печалится, задумался — эмоции свойственны людям, а не архангелам.

Богоматерь Умиление («Белозерская»). I пол. XIII в.

Какие вопросы можно обсудить с ребенком?

  • Кто изображается на иконах? А на этой?
  • Как изображали Богоматерь на иконах
  • Кем создавались иконы?
  • Почему младенец выглядит совсем стареньким, как будто старше мамы?
  • Почему Богоматерь такая грустная?

На что обратить внимание ребенка?

  • На иконах изображаются святые, ангелы, архангелы, Богоматерь, Христос, апостолы. Все это герои Священной истории, описанной в Священном Писании — Библии. На этой иконе изображена Богоматерь с ребенком — младенцем Христом.
  • Мы уже говорили, что иконописец не был волен выбирать, как ему писать тех или иных героев. Были строгие правила, как кого изображать. Существовало несколько вариантов, как изображать Богоматерь. Этот тип изображения называется «Умиление» — Дева Мария и Младенец прижались друг к другу — щека к щеке, сын нежно обнимает маму.
  • Иконы создавались иконописцами. Так как считалось, что иконописец не сам пишет, а его рукой водит Бог, то древние иконы не имели авторства, подписи. Прежде чем начать писать, иконописец готовился — молился, старался делать только хорошие дела, иметь только добрые мысли. Бывало, что он уходил подальше от людей к отшельникам или принимал какой-то обет на время написания, например, молчания. Сначала в иконе писалось «доличное», и в самую последнюю очередь писались руки и лик, после чего икона становилась уже образом.
  • Часто младенец на иконах выглядит совсем не малышом, а маленьким старичком. Говорят, это потому, что хоть он и младенец, но он сын Бога, и все несовершенства мира перед ним раскрыты заранее, и собственная печальная судьба — а Христос погибнет в 33 года — известна заранее.
  • Богоматерь на иконах иногда выглядит действительно грустно. Мы уже говорили, что эмоции мало свойственны «героям» икон, но Богоматерь — самый человечный персонаж, к тому же не Руси она была очень почитаема. Одна из версий этой грусти — Деве Марии заранее открылись, как и младенцу Христу, те события, которые произойдут через 33 года, и она печалится и о сыне, и о всем несовершенном мире.

Второй зал экспозиции

Чудо Св. Георгия о Змие, с житием. I п. XIV в., Новгород

Если ребенок очень впечатлителен, то осмотр этой иконы лучше отложить, так как изображены испытания, выпавшие на долю святого Георгия, а они были весьма жестоки.

Какие вопросы можно обсудить с ребенком?

  • Ты знаешь этот сюжет? Расскажи.
  • Напоминает тебе эта икона комикс?
  • На главном «экране» и на маленьких «экранах»-клеймах вокруг главного сюжета — это все один и тот же главный герой или разные?

На что обратить внимание?

  • В некой земле жил злобный дракон, он же змий, который нападал на людей. Народ земли договорился с чудищем, что оно не станет хватать всех без разбору, а будет строго по очереди. Однажды настала очередь самой царевны (не этой иконе ее зовут Елисава) идти в логово зверя. Святой Георгий, проезжавший мимо, увидел плачущую девушку и спросил, что с ней.
  • Выяснив печальную историю, он пообещал спасти царевну, что и сделал. В одном варианте победу удалось одержать силой молитвы, в другом — пришлось использовать копье. Затем Георгий велел царевне надеть на побежденного змея поясок и повел чудовище в город, где объяснил людям, что поверг монстра с помощью своей веры.
  • Сказать про икону «комикс» — это, конечно, сильно. Такие иконы называются «житийными» — когда вокруг основного сюжета в маленьких «окошках»-клеймах рассказывается житие, то есть жизнь главного героя иконы.
  • На одной и той же иконе могут изобразить события, которые отделяют друг от друга большие отрезки времени. Это характерно для икон. Вот мы видим, как Святой Георгий раздает богатства нищим, в следующих клеймах уже помещены его мучения за веру.

Третий зал экспозиции

Андрей Рублев и мастерская. Апостол Петр, ок. 1408 г., Москва

Какие вопросы можно обсудить с ребенком?

  • Кто такие апостолы?
  • Кто из них Петр, а кто Павел?
  • Почему они наклонились, а не стоят ровно?

На что обратить внимание?

  • Апостолы — это любимые ученики Иисуса Христа, того самого младенца, которого мы видели на иконе с мамой. Младенец вырос, стал взрослым и основал учение — будущую религию христианство. У Иисуса были ученики и последователи.
  • Самые преданные и близкие ученики, апостолы, впоследствии несли новую религию остальным людям. У каждого из апостолов были свои знаки, отличительные черты и своя роль.
  • Отличить, кто Петр, а кто Павел очень легко, если знать несколько деталей. Петр часто изображался с ключами от рая — найдите ключ на этой иконе. Павел — с закрытой книгой, в которой изложено учение Христа.
  • Апостолы наклонились неспроста — они молятся за людей перед Богом — Иисусом Христом. Эти иконы создавались не для того, чтобы стоять отдельно. Они — части иконостаса. Что это такое? Это перегородка, отделявшая алтарь (главную часть церкви, куда обычным людям просто так заходить нельзя) от остальной части храма. Иконостас представлял собой поставленные друг на друга и закрепленные иконы. Иконы эти были организованы в ряды. Иконы апостолов составляли деисусный ряд или чин. Деисус — моление. В центре этого ряда икон располагался образ Иисуса, а справа и слева к центральной иконе приставляли уже иконы тех, кто молится перед Христом за род человеческий — Богоматери, Иоанна Крестителя, архангелов, апостолов. Иконы Петра и Павла как раз из такого иконостаса.
  • Иконы должны были стоять очень высоко, поэтому в них нет мелких деталей, силуэт ясный и четкий, чтобы было видно и понятно издалека.

Троица Ветхозаветная, сер. XVI в., Новгород

Какие вопросы можно обсудить с ребенком?

  • Кто изображен на иконе?
  • Ты знаешь эту библейскую историю?
  • Почему у женщины и мужчины закрыты руки?

На что обратить внимание?

  • На иконе показан один из самых известных библейских сюжетов — три ангела пришли к Аврааму, который признал в них посланников Бога, привел к себе домой и усадил за стол. Ангелы принесли Аврааму весть, что у него и его жены вскоре родится долгожданный ребенок.
  • Обратите внимание: этот ребенок уже обозначен на иконе — внизу между родителями, хотя вроде как еще не родился.
  • У Авраама и его жены Сарры закрыты руки одеждами, когда они подают ангелам еду. Это говорит о смирении и особом преклонении перед гостями, которых хозяева боятся даже ненароком коснуться.
  • Ангелы в особом жесте сложили пальцы и благословляют пищу.
  • В иконе очень заметен эффект обратной перспективы. Более далекие предметы изображаются крупнее, чем объекты на первом плане. Одна из версий — древние иконописцы просто не умели правильно рисовать. Но другое толкование интереснее: перспектива обратная, потому что это не мы смотрим на них, а они через окно иконы смотрят на нас из того мира.

Четвертый зал экспозиции

Дионисий и мастерская. Богоматерь Одигитрия. Ок. 1502 г. Из иконостаса Ферапонтова монастыря

Какие вопросы можно обсудить с ребенком?

  • Кто изображен на иконе?
  • Что означают жесты?

На что обратить внимание?

  • Другой вариант изображения Богоматери и младенца. Такой тип икон называется «Одигитрия» и переводится с греческого как «путеводительница».
  • Младенец правой рукой благословляет людей, а в левой держит свиток. Торжественный образ — младенец снова выглядит не как ребенок, а как вполне себе царственный взрослый. Жест Богоматери скорее указывает на младенца.
  • Образ выглядит утонченно, изысканно, изящно. Цвета как будто специально подобраны и продуманы, много золота, которое уже выполняет не столько роль божественного света, сколько декоративную — для красоты.
  • Эта икона считалась покровительницей русского государства, а потому много переписывалась, тиражировалась, как сказали бы мы сегодня.
1
0
3563
КОММЕНТАРИИ1
0
Полезная и интересная статья!
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ