Без детского сада: «Многие современные дети, сталкиваясь с колючками в жизни, удивляются, а почему вдруг так больно?»
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Без детского сада: «Многие современные дети, сталкиваясь с колючками в жизни, удивляются, а почему вдруг так больно?»

В очередном выпуске «Родительского клуба Littleone» — истории мам и пап, чьи дети не ходили в детский сад или посещали его совсем непродолжительное время. Они рассказали, почему так получилось и не жалеют ли они о своем решении, как часто болеют их сыновья и дочки и как дела у них с социализацией и адаптацией в школе.

Фото: Engin Akyurt, Pixabay

Кто придумал детский сад? Шотландский социалист-утопист Роберт Оуэн в 1802 году организовал «школу для малышей». Это был такой «прасад». Название «детский сад» придумал немецкий педагог Фридрих Фрёбель в 1837 году. Он открыл педагогическое учреждение для игр и занятий детей младшего возраста. Почему именно «сад»? Фрёбель считал, что дети — это цветы жизни, которые требуют заботливого ухода. По его теории выращивать такие «цветочки» должны умелые «садовницы», то есть педагоги. Прошло много-много лет…

«Единственная трудность — это противостояние армии любителей сдать своих детей на воспитание в госучреждение»

Любовь Середа

Любовь Середа, мама Александры (10 лет) и Владислава (6 лет): «Детский сад с Александрой мы попробовали в ее четырехлетнем возрасте, после рождения Владислава. Я хотела разгрузить себя хоть на несколько часов, да и муж на этом настаивал — сторонней помощи у нас не было. Но для меня это оказалось очень болезненным — я гиперопекающая мама. В результате, в сад Саша ходила от силы недели две.

Была и вторая попытка: снова с целью меня немного разгрузить. Мы попробовали водить в садик и сына, и дочку. Детям это удовольствие не принесло. Опять хватило нас только на две недели: походили и ушли. И больше попыток не предпринимали.

Без садика у нас всегда активная жизнь. Мы много гуляем, ездим в интересные места. Я обязательно играю с детьми в игры, мы читаем на ночь. Особого четкого графика-режима не было и нет. Я разрешила спать столько, сколько хотят. Мы всегда действовали по желанию и настроению в соответствии с делами на день. На кружки я ходила много с Александрой, выбирая по ее интересам и совмещая 3-4 занятия в разных в год. Младший сын менее активный. Но и с ним ходим на кружки. Это обязательно спорт и какая-то развивашка.

Мое твердое мнение по поводу социализации неизменно: если родители активны и общительны, то и с ребенком будет все отлично, если же семья живет обособленно и замкнуто, то и дети вырастут с соответствующим отношением к жизни и людям. В школе у Саши проблем не было и нет. Пошла она в 1 класс в 7,8 лет, хотя была готова и в 6,8, но сокращать ребенку детство я не захотела. С самого начала ответственность за выполнение домашних заданий лежит на ней. Я только спрашиваю о готовности, и если есть сложности, всегда готова помочь. Помогаю дочери поддерживать дружеские отношения с одноклассниками вне школы: к нам домой всегда можно прийти в гости. Кроме того, я организую походы с подружками в интересные места.

Единственная трудность, с которой я столкнулась с жизнью без детского сада, — это противостояние армии любителей сдать своих детей на воспитание в госучреждение. По прошествии временив садике я вижу только один плюс — это разгрузка мамы. Но если у матери есть ресурс, то не водить в садик реально. Считаю, что расти ребенок должен рядом с любящими людьми в комфортной обстановке».

«Все основывалось на желаниях и договоренностях с детьми»

Ольга Колесникова, мама Виктории (14 лет), Валерии (11 лет) и Варвары(10 лет): «Виктория ходила в детский сад дольше всех — 4,5 месяца до обеда. Валерия и Варвара — каждая по 1,5 месяца. Отказались от детского сада мы из-за частых болезней девочек и наличия у меня возможности работать удаленно. Да и вообще всеобщего нежелания посещать данные заведения: нам нравился свободный день без режима сна, приема пиши и т. д. Все основывалось на желаниях и договоренностях с детьми. Да, у нас были определенные страхи по поводу социализации, но сейчас уже точно не страшно.

Вика занималась музыкой в 3-4 года, без профиля, просто для общего развития, а также для адаптации ходила на курс подготовки к школе. С младшими дочками мы не посещали ничего. Леру подготовили к школе сами, младшая всему научилась сама, глядя на сестер. И все девочки пошли школу: Вика и Лера в 7 лет, Варя — в 6,5. С адаптацией в 1 классе проблем не было. Все шли с удовольствием, но и к выбору мы школы относились очень ответственно. Про то, что те дети, которые не посещали садик, потом болеют в школе часто, могу сказать, что мои болеют не чаще других.

Ну, а если представилась бы такая возможность, то опыт растить детей без детского сада я бы повторила».

«В школу мои дети так и не пошли»

Татьяна Бедарева

Татьяна Бедарева, мама Амелии (11 лет) и Ричарда (9 лет): «Оба моих ребенка в сад ходили совсем немножко.

Когда я была уже сильно беременна младшим, я решила попробовать отдать дочку в детский садик, потому что сильно уставала. Но, честно говоря, я столкнулась с ужасным отношением воспитателей к детям. Например, один раз Амелия просто спокойно ушла из садика. Хорошо, что ее все-таки успели задержать на территории. В другой раз, наоборот, забыли ребенка на площадке детского сада. То есть воспитатели особо не следили за детьми. Я не говорю про всех, конечно, воспитателей, но у меня, к сожалению, такой опыт.

Потом мы переехали. И я решила попробовать еще раз отдать дочь в детский сад. Но снова не сложилось. Сначала нам дали место в садике довольно далеко от дома. Одна воспитательница там была прекрасная, другая … выводила, например, моего ребенка осенью на вечернюю прогулку в тапочках. Потом нам дали место в садике во дворе рядом с домом. Там оказалось не лучше. Воспитательница, например, если дети неаккуратно ели, вытирала им рты их же одеждой. А еще в группе постоянно болели. Я выяснила, что воспитательница специально сажала детей на диван под открытое окно...

Я снова перевела в другой детский сад. Там работали две бабушки-пенсионерки. Они были добрые, милые, но только толку от них никакого. Они не умели совершенно заниматься с детьми, сомневаюсь, что образование их было на должном уровне. В итоге, я забрала детей (Ричард тоже к тому времени тоже пошел в садик), и мы решили, что история с детским садом в нашей семье закончилась навсегда.

И знаете, без детского садика оказалось прекрасно жить! Если раньше у меня дети ходили дня три-четыре, максимум рабочую неделю в сад, а затем три недели болели с температурой под сорок, то теперь у нас абсолютно прекратились болезни.

Так как я фрилансер, могу работать, где угодно и как мне удобно, то мы с детьми ходили днем по самым разным детским центрам. В итоге, они по развитию стали далеко опережать тех, кто сидел с утра до вечера в садике.

Конечно, у Амелии и Ричарда были дополнительные занятия. Я водила их на скорочтение, каллиграфию, ментальную арифметику, мастер-классы по керамике и т. д. Потом начали заниматься английским.

В школу мои дети так и не пошли. Сейчас они учатся из дома онлайн. Это называется семейное обучение, не путайте с домашним. Проблем с социализацией ни у Амелии, ни у Ричарда нет. На допзанятиях, в кружках они общаются с детьми своего возраста. И кстати, к сожалению, Амелия и Ричард иногда жалуются, что не могут общаться со школьниками, потому что кроме телефонов их не интересует ничего.

Если у меня родится третий ребенок, я могу точно сказать, что ноги его в детском саду не будет. На мой взгляд, единственное, зачем может быть нужен детский сад, — это оставить там ребенка на то время, пока родители работают».

Фото: Allan Mas, pexels

«Мы постарались перестроить и его, и себя — стать более открытыми миру»

Святослав Новиков, отец Маши (23 года) и Сергея (10 лет): «Сергей не ходил в сад ни дня. Но не потому, что мы с женой против детских садов. Причина в том, что он немного особенный ребенок — у него есть задержка развития. Дочка ходила в садик с трех лет. Хорошо и с удовольствием. Ни с какими проблемами мы не сталкивались. И про Сережу думали, что он тоже пойдет в садик, но пришлось нанимать няню. Разумеется, у него были занятия с психологом и логопедом. Но с без детского садика с няней они находились в таком свободном полете. Да и трудности с социализацией у него были. Возможно, это все из-за нашей гиперопеки. Но может и из-за отсутствия полноценного контакта со сверстниками. Я, кстати, тоже не ходил в сад в свое время. Жена, например, считает, что по этому поводу у меня и во взрослом возрасте проблемы с общением.

В 8 лет Сережа пошел в специализированную школу. Болеет не чаще других детей. Освоился. Мы постарались перестроить и его, и себя — стать более открытыми миру.

Но ничего ужасного в детских садах не вижу. Если бы у нас с женой случился третий ребенок, пошел бы в садик. Если задуматься (вдруг) о внуках, то советовал бы дочери отдавать детей в детский сад с 3-4 лет. Конечно, общение родителей с детьми очень важно, но работать-то тоже надо. Но можно забирать ребенка из садика, например, в 5-6 вечера и полноценно общаться с ним, если не «втыкать» в телефоны всей семьей».

«Сына я хочу попробовать отдать в детский сад, который мне понравится»

Елена Журкина

Елена Журкина, мама Майи (12 лет) и Льва (2 года): «Я два раза попробовала водить старшую дочь в разные сады, и нам обеим это не понравилось. Меня смутило много моментов: от стандартизации всех (например, моей дочке не разрешили взять массажную расческу, хоть она лучше всего расчесывала ее кудрявые волосы) до предвзятого отношения к моей неформальной внешности, что я считаю как минимум непедагогично.

Потом дочка всегда была со мной рядом. Мы вместе играли, готовили, прибирались. Мы путешествовали, ездили в гости и общались с разными людьми. Я находила мастер-классы по различным направлениям. Майя выросла общительным и самостоятельным ребенком в отличной физической форме.

Дочка пошла в школу в 7 лет. Адаптировалась очень быстро, никаких проблем не было.

Дети болеют редко и быстро поправляются.

Сегодня я рада, что настояла на своем, несмотря на давление родственников, и оставила ребенка дома. Сына я хочу попробовать отдать в детский сад, который мне понравится, с более индивидуальным подходом к детям. А дальше уже, как сложится, посмотрим по ситуации».

«Трудность была только одна: найти свободное время для себя»

Юлия Баринова

Юлия Баринова, мама Демьяна (16 лет), Эмиля (12 лет) и Горана (7 лет): «Мои сыновья в сад не ходили ни дня. Считаю, что дети должны больше времени проводить в семье в раннем возрасте. У меня имелась возможность оставаться с ними дома, а к постоянным болезням из-за детского сада я готова не была.

Наш день строился по естественным биоритмам: проснулись — поели-погуляли. Развивашками ребята начали заниматься ближе к школе: учились читать и писать. Старшие ходили на лепку из глины. Дети в таком возрасте любознательны, сами смотрят видео про природу, животных, космос.

Трудность была только одна: найти свободное время для себя. Выходила из ситуации - просила иногда побыть с детьми родственников.

Ребята пошли в школу ближе к 8 годам, потому что все осенне-зимние. Младший сын пойдет в этом году. Трудностей с адаптацией у старших не было никаких, а будут ли у Горана — посмотрим. А болеют мальчишки редко, это меня очень радует».

Фото: Natalie Bond, pexels

По данным Министерство просвещения России, доступность дошкольного образования на сегодня составляет 98,56%. Однако если смотреть по регионам, то 100 % достигнуто только в Уральском федеральном округе, на втором месте Калининградская область — 99,9%, на третьем — Центральный федеральный округ с 99,94%. Самый низкий показатель доступности ДОД зафиксирован ведомством в республике Дагестан — 60,53%.

«Жалею, что не сделали этого раньше»

Валентина Яценко

Валентина Яценко, мама Тани (46 лет): «Мы с мужем переехали в Ленинград, надо было устраиваться, а для этого — работать обоим. Рассчитывали на помощь свекрови, но она нам отказала. Дочка росла болезненной. И вот мы как представили с мужем, как я буду работать, если Таня станет часто болеть … Кто будет отпускать меня на постоянные больничные? В итоге, решили оставлять ее с няньками. Но это сейчас найти няню для ребенка труда не составит. В советское время — это днем с огнем искать. Да и с найденными — одни проблемы. Это были пожилые женщины, которые постоянно опаздывали. Частенько я стояла утром и ждала, когда же придет наша «Михайловна», чтобы мне пулей помчаться на работу. Няньки и запить могли, бывало и такое. На то, что они будут как-то развивать мою дочь, я не рассчитывала, мне нужен был только присмотр. Дочкой я занималась сама, все свободное от работы время посвящая ей.

При этом все жившие в нашем доме ходили в садики и выглядели вполне счастливыми. Посоветовались мы с мужем и решили отдать на год перед школой в сад. Жалею, что не сделали этого раньше. И сидя дома Таня болела, и в саду болела — разницы не было огромной. Да, в саду была «добрая» воспитательница — Светлана Кирилловна (до сих пор помню) — и «злая» (вот ее имя я забыла). Но в жизни мы встречаем не только добрых и хороших людей. Наверное, детям нужно это знать с детства. И с детства нужно быть немного, но бойцами — и постоять за себя суметь, и защитить себя, и пережить «злого» воспитателя с утра, потому что «добрая» придет после обеда. Да, это школа жизни. Можно от нее ограждать. А что дальше? Жизнь — это не только розы, но и тернии. Многие современные дети, сталкиваясь с колючками в жизни, удивляются, а почему вдруг так больно?

Проблемы с адаптацией в школе были. Таня росла нелюдимой, сложно завязывала отношения со сверстниками.

Сейчас, по прошествии лет, я считаю, что единственного ребенка в семье, как в нашей ситуации, нужно обязательно отдавать в сад для общения. Детям надо учиться ладить друг с другом, мириться и ссориться. Детской площадки на прогулках для этого очень мало. Походы в гости — там все показное. Живое общение, социум — это детский сад. И оба мои внука посещали садик. Да, иногда возникали какие-то неприятные ситуации. А в общем, мы были довольны».

«До сих пор запах подгоревшей каши, а именно так пахнут все детские сады, вызывает у меня депрессию…»

Ольга Ковалева

Ольга Ковалева, мама Василия (21 год): «В детский сад мой сын не ходил совсем. У меня и в мыслях не было отдать туда ребенка, потому что у самой из детства остались не очень приятные воспоминания об этом заведении. До сих пор запах подгоревшей каши, а именно так пахнут все детские сады, вызывает у меня депрессию и чувство обреченности.

День без детского сада у нас с сыном строился так, как нам было удобно: гуляли, рисовали, читали, играли в футбол вместе. В общем, видимо, я сама, будучи инфантильной, прекрасно проживала вместе с ним второе детство.

Но надо сказать, в дополнение к тому, что я могла не работать в тот период, у нас был полный набор бабушек и один дедушка. Все они с удовольствием общались с моим сыном. С дедом они ходили на рыбалку и в лес. Одна из бабушек — любительница театров, выставок и путешествий, и тоже всегда была рада взять ребенка с собой. В общем, особо трудностей у меня не возникало.

Жена брата, имея такие же возможности заниматься с дочкой дома (а они у нас ровесники и в дальнейшем пошли в один класс), отдала ее в детский сад, мотивируя это тем, что в дальнейшем ребенок будет меньше болеть в школе и лучше адаптируется. Но случилось с точностью до наоборот. Болели они с абсолютно одинаковой частотой. А вот с общением и адаптацией Вася справился лучше. В школу он ходил как на праздник. Отношения с одноклассниками и учителями были прекрасные. Хорошо сдал экзамены. И о школе у него остались только положительные воспоминания. А дочь брата постоянно испытывала трудности в общении. И до сих пор ничего не изменилось: ну, нет у нее желания контактировать с обществом! В остальном это прекрасная и милая девушка, но интроверт.

Считаю, если есть возможность быть с ребенком, то не стоит занимать дефицитные места, ведь есть мамы и папы, для которых детский сад, — это острая необходимость».

«Младший рос как трава...»

Фаина Рыбакова, мама Зои (16 лат), Архипа (14 лет) и Эдика (9 лет): «Старшая ходила в вальдорфский садик (особая система образования и устройства детских садов и школ — прим. ред.) несколько лет 2-3 дня в неделю. Средний практически нет. Младший рос без детского сада совсем.

Дома дети играли, в основном, друг с другом, гуляли, ходили в гости к дружественным семьям, мы принимали их у себя. Я пыталась работать, но это получалось с переменным успехом. По делам таскала детей с собой. Никаких особых занятий ни у одного ребенка не было до пяти лет. В пять старшая стала пробовать музыку, танцы, гимнастику, средний — конный спорт. Младший рос как трава, но поскольку все кругом были старше и что-то вечно творили, то он у них и учился.

Все дети пошли в маленькую вальдорфскую школу — наигравшиеся, наполненные родительским теплом, уверенные в своем доме, здоровые. Никаких трудностей с адаптацией не было, они уже росли в этой среде — постепенно присоединяясь к хорошо знакомым старшим детям и взрослым. Когда младший был еще малыш, я сама начала немного преподавать, так что он в итоге вырос в той школе, куда и пошел. Естественно, ему не понадобилась никакая адаптация. Дети болеют редко. Я считаю, что все сделала правильно для себя и для детей, жалеть не о чем».

Педагог-музыкант, руководитель и солистка музыкального коллектива, мама двоих сыновей. Все публикации автора »
1
1
513
КОММЕНТАРИИ0
Педагог-музыкант, руководитель и солистка музыкального коллектива, мама двоих сыновей.
Все публикации автора »
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ