Сценарист «Смешариков» Дмитрий Яковенко: «Не пытайтесь устроить ребенку идеальное детство»
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Сценарист «Смешариков» Дмитрий Яковенко: «Не пытайтесь устроить ребенку идеальное детство»

Популярный сценарист, много лет сотрудничающий с анимационным сериалом «Смешарики», Дмитрий Яковенко в прошлом году примерил на себя еще одну «профессиональную» роль — папы. «Литтлван» не смог обойти сей факт стороной и поговорил с ним об отцовстве, профессии, значении мультиков в жизни современных детей и правилах воспитания не по возрасту серьезного Александра Митрича.

Дмитрий с женой и сыном
Фото: из архива Дмитрия Яковенко

Дмитрий Яковенко (41 год) — российский сценарист, известный широкой публике по работе над популярным анимационным сериалом «Смешарики», а также его спин-оффа «ПинКод». Обладатель профессиональной премии «Икар». В 2021 дебютировал как режиссер-мультипликатор в серии «Здравствуй, мой дневничок!» нового сезона «Смешариков». Женат, воспитывает сына Александра (1 год).


Про творчество, «Смешариков» и смерть: «Все стало, наоборот, жестче и взрослее»

— Вы много лет пишете сценарии для детских проектов, в том числе для «Смешариков». Как повлияло рождение сына на вашу творческую жизнь?

— Рождение Александра Митрича совпало с моим участием в анимационном проекте с рейтингом 18+. Поэтому по творческой части все стало, наоборот, жестче и взрослее.

— А вам не захотелось ли добавить что-то новое в жизнь героев Ромашковой долины? Поженить их, например?

— «Ромашковцев» я слишком люблю и уважаю, чтобы проецировать на них свои внезапные репродуктивные или своднические позывы. К тому же за почти двадцатилетнюю историю «Смешарики», на мой взгляд, прекрасно раскрыли тему отцовства в сюжетах о Пине и Биби.

— Поясните для тех, кто не смотрел, в чем там суть?

— Технарь Пин заводит себе «сына»: создает смышленого робота Биби, который довольно быстро развивается и вскоре опережает своего «папу» по развитию. В сюжетах про Пина и Биби поднимается много тем, связанных с родительством: сепарация ребенка, умение отпускать того, кто тебе очень близок, гиперопека и контроль…

— Трактовка этих тем совпадает с вашими, или это все — творческая фантазия?

— Пин — очень мудрый и любящий родитель. Его отношение к сыну, наверное, близко к идеальному: по крайней мере, он очень быстро учится на своих ошибках. Но проблемы пингвина с его робосыном – это все же больше про пубертат и подростков, поэтому мне пока сложно спроецировать не себя эти муки морального выбора. Конечно, хочется, чтобы в будущем мне хватило этой пингвиньей мудрости в общении с сыном.

Пин и Биби
Фото: предоставлено ГК «РИКИ»

— Кстати, почему «Смешарики» не стареют и не умирают?

— Дети, которые хорошо знакомы с сериалом, знают, что это не так. Например, в «ПинКоде» есть серия, в которой Биби, проживший больше тысячи лет, грустит о своих ушедших друзьях. В полном метре «Смешарики. Дежавю» копия Кроша — Шорк — буквально жертвует собой ради спасения друзей. Увы, «Смешарики» все же не бессмертны. Но именно это и делает их по-настоящему живыми.

— А как вообще говорить с малышами на тему смерти, по вашему мнению?

— Любой такой разговор будет содержать ложь – ведь мы, взрослые, сами толком не знаем, что такое смерть. А как лучше и педагогичнее соврать? Тут каждый должен решать сам, по обстоятельствам. Дети ведь и не ищут правды о смерти. Они хотят услышать то, что избавит их от страха неизведанного или поможет справиться с потерей близкого. Либо просто утолить любопытство. Единственное, в чем, на мой взгляд, не стоит обманывать ребенка, — это в том, что смерти не существует.

О роли мультиков: «Главное — не начать злоупотреблять…»

Дмитрий с женой и сыном на премьере мультфильма «Финник»
Фото: из архива Дмитрия Яковенко

— Анимация может помочь с объяснением детям важных жизненных вопросов или неудобных тем?

— Безусловно. Анимация этим и занимается на протяжении практически всей своей истории.

— На ваш взгляд, с какого возраста уже можно показывать детям мультфильмы и какие?

— Мультфильмы — это прекрасный инструмент и подспорье для родителей. Например, в тех случаях, когда нужно успокоить плачущего малыша в машине, если нет возможности остановиться и взять его на руки. Да, есть рекомендации ВОЗ не подпускать детей к телевизору чуть ли не до двух лет. Но давайте будем честны — сейчас в мире, наверное, нет таких родителей, которые следуют им. Главное— не начать злоупотреблять этим инструментом и не подсаживать ребенка на мульт-контент просто ради собственного комфорта. Что касается выбора – сейчас есть огромное разнообразие малышовой анимации. От тех же «Малышариков» до, например,… «Малышариков».

— Вы сами любите смотреть мультфильмы?

— Конечно, иначе бы долго не смог продержаться в этой профессии. Я вообще стараюсь смотреть любой контент безоценочно, выключая «профессиональный взгляд». Оценка появляется только в том случае, если просмотренное не зашло, чтобы разобраться, в чем именно были минусы для меня.

— Свои работы пересматриваете?

— Довольно редко, так как «насматриваюсь» на них еще в процессе производства.

— А какой у вас самый любимый мультик?

— В детстве обожал все западные мультсериалы — от «Утиных историй» до «Черепашек-ниндзя», рыдал на «Короле Льве» и «Варежке». Сейчас тащусь от сериалов в духе «Рика и Морти» и «Времени приключений», могу пустить слезу на «Головоломке» или «Энканто». Благодаря сыну открыл для себя такие крутые проекты, как «Три кота» и «Оранжевая корова».

— Почему вы считаете эти проекты крутыми?

— В них очень естественные и обаятельные персонажи — особенно в «Корове». И истории без нарочитой дидактики и надуманных проблем. По крайней мере, в первых сезонах.

Про отцовство и Александра Митрича: «Антропонимы типа «Шурик» ему точно не подходят»

— Мы увлеклись разговорам о мультфильмах. Давайте вернемся к теме отцовства. Как оно меняет мужчину? Что для вас стало откровением, например?

— Мы с Настей, моей женой, давно ждали Александра Митрича и внутренне были готовы к его появлению. Кроме того, у меня восемь племянников, так что была возможность и попрактиковать родительские навыки, и избежать каких-то иллюзий или «неприятных откровений». Не думаю, что я сильно поменялся, не считая того, что после рождения сына похудел на 11 килограмм из-за ежедневных прогулок с коляской. Что касается приятных откровений, то их оказалось колоссальное количество: каждый этап изменения и взросления малыша, его открытия и шаги вперед — это маленькое чудо.

— Какое из этих «маленьких чудес» поразило вас последний раз?

— Для меня сам факт существования этого юного пришельца является чем-то поразительным. Еще совсем недавно я и не подозревал, что меня ждет вот это чудо, а оно уже выросло в довольно самостоятельную личность. Сегодня он, например, первый раз покормил чью-то кошку с ладошки. А потом попытался накормить свою бабушку тем, что не доела кошка. Незаметный шаг для человечества, но колоссальный прогресс для юного собственника, который до этого никогда не делился своей едой.

— Кстати, вы и дома сына Александром Митричем зовете? Почему так, а не, скажем, Шурик?

— Александр Митрич — очень серьезный мужчина. Наверное, самый серьезный член нашей семьи. Видимо, это связано с тем, что такие прекрасные щеки не просто поднимать в улыбке, поэтому он просто бережет энергию. Так что антропонимы типа «Шурик» ему точно не подходят.

— Как выбирали имя ребенку? Споров с женой не было?

— Нет. Мы с Настей просто сравнили имена, которые были у нас в приоритете, и выбрали то, что совпало. Наследник, в свою очередь, подтвердил верность выбора, родившись в день именин Александра.

— А на кого вы, как отец, равняетесь и почему?

— Не могу сказать, что у меня есть какой-то эталон родителя, на который я ориентируюсь. Вот только завидую белой завистью тем людям, которые могут посвящать своим детям больше времени, чем получается у меня.

— И сколько получается у вас?

— Не засекал с секундомером, но точно меньше, чем мне хотелось бы.

Правила воспитания Дмитрия Яковенко: «Расслабляться не стоит»

Дмитрий с женой и сыном
Фото: из архива Дмитрия Яковенко

— Воспитанием сына занимается сейчас больше жена, или же вы тоже активно участвуете в этом процессе?

— Пока что это сын воспитывает нас с женой. Мы лишь обслуживаем его потребности и желания, пытаясь по мере возможностей соблюдать хоть какое-то подобие графика. Наша первая и пока единственная педагогическая победа — накануне Саша потянулся к розетке, потом сам остановился и погрозил ей пальчиком. Но не будем питать иллюзий — уже завтра он может наплевать на все предостережения и уговоры, так что расслабляться не стоит.

— Вы можете поменять сыну подгузник, сварить кашу, знаете график его прививок …?

— Не вижу никаких проблем с заменой подгузников. Готовка лежит на хрупких плечах мамы и бабушки. Зато я великолепно оформляю заказы на доставку еды. График вакцинации я не держу в голове, этим занимается Настя. Но на все уколы мы ездим исключительно вместе, так как прививки сын легче всего переносит, сидя на папиных коленях. Один раз я все же пропустил этот обряд из-за работы, больше повторять эту ошибку мы не планируем.

— Почему? Что случилось?

— Александр Митрич выступил, как ярый антиваксер, выразив во время прививки крайнее негодование и протест. В чем раньше замечен не был. А затем был безутешен почти всю дорогу до дома. Возможно, в тот раз прививка была просто болезненнее или рука у медсестры тяжелее, но проверять эту закономерность не хочется.

— Можете сформулировать пять правил воспитания от Дмитрия Яковенко?

— Давайте, попробуем.

  1. Ничего не ждите от своего ребенка, он пришел к вам не ради ваших ожиданий и надежд.
  2. Не путайте воспитание малыша с желанием сделать его комфортным для себя.
  3. Не ищите манипулирование и злонамеренность в поступках детей — чаще всего они абсолютно искренни и бескорыстны в своих самых вредных проявлениях.
  4. Не пытайтесь устроить ребенку идеальное детство. Оно существует только в наших фантазиях.
  5. Не придумывайте себе никаких правил воспитания и никого не слушайте. Воспитание — это живой и взаимный процесс, который невозможно структурировать или спрогнозировать.
    Бонус к пятому пункту: научитесь прощать себе педагогические провалы и слабости.

— В вашем списке нет ни слова про наказание …. Детей никак нельзя наказывать?

— Мое мнение: воспитание не должно травмировать, причинять боль или унижать маленького человека. Задача родителя — подобрать такое воздействие, которое поможет ребенку сформироваться и интегрироваться в общество без ущерба для его личности. Наказания, которые не нарушают эти правила, вполне имеют право на существования.

Про советы и выбор профессии: «В свое время я очень ошибся с выбором высшего образования…»

— Если бы вы могли обратиться к своему сыну, скажем лет через 15. Чтобы вы ему сегодня сказали, какое напутствие дали?

— Даже не представляю, что можно сказать человеку из будущего. Может, не слушать советы 15-летней давности?

— Логично. А если бы к самому себе? Что бы сейчас сказали тому … пятилетнему пацану?

— Себе пятилетнему я бы посоветовал накупить биткоинов по пять долларов за штуку, а продать, когда они будут стоить 60 тысяч. А если серьезно — то, наверное, это был бы очень личный разговор, которым я вряд ли бы захотел поделиться.

— Но не советовали бы выбрать другую профессию? Стать, например, программистом?

— В свое время я очень ошибся с выбором высшего образования и потратил пять лет впустую как раз из-за того, что решил, будто мое призвание — быть программистом (Дмитрий окончил в 2003 году Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича по специальности «Радиосвязь, радиовещание и телевидение» — прим. ред.). Вряд ли я бы посоветовал что-то подобное. Скорее, наоборот, — не морочить самому себе голову и идти писать сценарии. Чем скорее, тем лучше.

— А кто или что повлиял на выбор вашей сегодняшней профессии?

— Видимо, это была врожденная опция: я с детства любил писать рассказы и выдумывать истории.

— Кстати, расскажите, как вам удается работать дома при наличии маленького ребенка?

— У меня есть свой кабинет. Но сын пока не признает границ и ограничений, поэтому, можно сказать, что сейчас это и его кабинет тоже: там так весело разбрасывать игрушки и рисовать на доске маркером! Что касается производственного графика, то я всегда был совой и продуктивнее всего работал ночью. Теперь этот график чуть сдвинулся — самое рабочее время наступает, когда Саша укладывается спать. Но самое главное — на следующий день мама и бабушка дают мне выспаться, приняв огонь на себя. Так что мой рецепт для работающих из дома прост — иметь надежный «тыл». Как справляться без поддержки родных, я не представляю.

Пишу Все публикации автора »
1
1
788
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ