Многие родители уверены, что комиксы и аудиокниги не несут никакой пользы, а только делают детей глупее. Другое дело — настоящие бумажные книги! Так ли это на самом деле, мы узнали у невролога Сергея Зайцева и нейропсихолога Татьяны Ефимовой.
«Если ребенок умеет читать и показывает хорошие результаты, но просто не любит это делать, отстаньте от него. Мы очень пристаем к детям, дергаем, переносим на них свои амбиции и представления о том, как должно быть. Ну и что, что он не любит читать? Он при этом любит что-то другое делать — смотреть комиксы и слушать аудио, рисовать или играть в конструктор. Не вижу в этом опасности.
Более того, нарушение работы с текстом не считается признаком расстройства интеллекта. Кстати, если родители с рождения с ребенком много разговаривают и читают ему книжки, то вероятность того, что ему будет нравиться именно читать, значительно возрастает. А если ему включают мультики и аудиосказки и уходят, то вряд ли он будет любить больше читать, чем слушать и смотреть.
Условно можно разделить всех людей по типу восприятия информации. Есть аудиалы, которые лучше воспринимают информацию на слух, и визуалы, для которых лучше — зрительно. Но чтобы говорить о вероятности возникновения серьезных проблем, надо совсем выключить один из каналов восприятия, ослепнуть или оглохнуть, например. И это по-настоящему нарушит развитие ребенка.
Также нередко встречаются расстройства в обработке текстовой информации в виде дислексии. Есть люди, которые действительно не могут воспринимать текст, неграмотно пишут, но это не мешает им реализоваться и стать счастливыми. Но это история про то, когда ребенку сложно читать, он избегает чтения из-за особенностей восприятия текста. Представьте себе, что вы пытаетесь читать книгу в трясущемся автобусе — знаки прыгают перед глазами, все расплывается, буквы превращаются в хаотично бегущих муравьев. Вот примерно так видит текст ребенок с дислексией. Если он сконцентрируется, напряжется, то он сможет читать, но ему это неприятно, для него это сложно.
При этом состоянии почти всегда находятся сопутствующие сложности: внимание, память, моторика, эмоции, волевой контроль и так далее. Все это говорит о том, что мозг в каких-то отделах работает не оптимально.
Чтобы не пропустить вероятные проблемы желательно всех детей в районе 6–7 лет перед школой консультировать у специалистов. И, как правило, если есть неполадки с чтением, имеются еще и сопутствующие жалобы. Чаще всего дислексия обнаруживается на стадии обучения чтению — ребенок не может читать и правильно обрабатывать текстовую и слуховую информацию, не понимает, что он читает, у него обнаруживается фонематическая дисфункция. В этой ситуации для начала нужен осмотр невролога, чтобы понять, есть ли симптомы органического, структурного повреждения мозга. Потом обязательно оценка зрения — нарушение остроты и бинокулярного зрения, астигматизм могут приводить к тому, что ребенок не читает из-за искажения зрительной информации. Далее — проверка слуха для исключения трудностей получения звуковой информации или подтверждения фонематической недостаточности. Вот с этим разбираются первично.
Затем вступает в дело нейропсихолог, который тестирует и пытается понять — на каком уровне идет нарушение.
Раньше считалось, что определенные, четко ограниченные зоны мозга отвечают за конкретные познавательные функции. Потом выяснилось, что в работе всех высших корковых функций задействован практически весь мозг: и лобные, и теменные, и затылочные области, и даже мозжечок — все, что есть, работает. А каковы механизмы познавательного расстройства в каждом конкретном случае — до сих пор не очень понятно».
«Головной мозг — система, которая воспринимает, обрабатывает, анализирует информацию. Его развитие — процесс не спонтанный. Оно происходит в строгой последовательности. И в дошкольном возрасте у ребенка активно развиваются все системы восприятия: слуховая, зрительная, тактильная, двигательная.
Если ребенок предпочитает определенный канал восприятия информации — визуальный или слуховой — это говорит о том, что по какой-то причине ему проще ориентироваться именно на него: видеть картинку, слышать. Мозгу так проще, он не хочет тратить дополнительные ресурсы.
Первая — мотивация. Если ребенок понимает то, что прочитал, и может ответить на вопросы по содержанию, то проблемы не в работе мозга, а в мотивации. Нужен не специалист, а правильное поведение родителей.
Начните с того, что интересно ребенку.Пусть это будут маленькие тексты с крупным шрифтом, чтобы быстро не утомляться. Родитель должен уметь честно хвалить за то, что ребенок постарался и прочитал. Важно полноценное общение родителя с ребенком и возможность с интересом поговорить на тему прочитанного. Настольные игры тоже положительно мотивируют познавательный интерес.
Вторая причина — индивидуальные особенности мозгового развития.
Ребенок умеет читать, но не понимает прочитанного. Тогда надо обращаться к коррекционным специалистам — логопедам, нейропсихологам, дефектологам.
Чтобы возник интерес к чтению, требуется слаженная работа обоих полушарий. А еще — деятельность подкорковых структур, которая держит в тонусе: позволяет не растекаться, не сваливаться со стула и удерживать внимание. Для этого ребенок должен получить достаточное количество чувственного опыта, чтобы подкорковые структуры хорошо энергизировали и мозг работал слаженно. Дети получают его в младшем дошкольном возрасте, когда находятся в движении и познают мир через двигательную активность. Поэтому важно ее развивать — равновесие, мышечную память, ощущение себя в пространстве. Это могут быть активные игры, валяния в траве, бег за мячом, размазывание грязи, рисование и так далее. Если это все в младшем возрасте позволять ребенку, то, как правило, процесс овладения чтением пройдет легко.
Если он не читает (в смысле не хочет), а слушает/смотрит комиксы с минимумом текста, то словарный запас и кругозор такого ребенка по сравнению с тем, кто сам читает или кому читают вслух взрослые, наверняка будет беднее, и у него не будет навыков работы с информацией».