С 28 декабря петербуржцы смогут увидеть самую «чудесатую» сказку на льду — ледовое шоу Ильи Авербуха «Алиса в Стране чудес». Журналист «Литтлвана» Ира Форд встретилась с фигуристом и режиссером, чтобы откровенно поговорить о детстве и взрослении, уроках и чудесах.
Справка
«Алиса в Стране чудес» — лед и цирк
— Чем вы удивите зрителя, который придет на новогоднее ледовое шоу «Алиса в Стране чудес»?
— Я попытался уйти в другой жанр — это не просто ледовое шоу, а лед и цирк вместе. Конечно, будет много фигурного катания. Но это мой первый опыт внедрения в программу большого количества цирковых номеров! Еще отмечу тонкую работу с проекциями. Поставить гигантские экраны и залить их яркой проекцией — избитый прием. А вот поработать с проекцией так, чтобы она не убивала, а дополняла остальное действие — непростая задача. У нас проекция возникает тогда, когда нужно провалиться в волшебную дыру, переместиться в другой мир.
— А как решился вопрос с текстом? Ведь суть «Алисы» — в литературе Льюиса Кэрролла!
— Очень жаль, что эти тексты нельзя озвучить. Я стараюсь избегать приема, когда артист делает жест руками, а фонограмма рассказывает текст. Это адский моветон, просто недопустимый. Поэтому у нас есть рассказчик, который проговаривает главные вещи, и есть текстовая история, либретто, под музыку. Я хочу сказать, что зрителя ждет новогоднее представление очень высокого уровня.
Олимпийский привет — для тех, кто понимает
— В московской премьере «Алисы в Стране чудес» главную партию сыграла Катя Куракова. Кто будет играть эту роль в Петербурге?
— Катя и будет исполнять роль главной героини. Она очень артистична — не просто исполняет элементы, а, владея всем набором тройных прыжков, живет на льду! Но и петербуржцы в спектакле тоже будут — если не по рождению, то по душе. Ведь именно в Питере строили свою карьеру Мария Петрова и Алексей Тихонов, а Маша здесь и родилась. Еще зрители увидят олимпийского чемпиона и чемпиона мира Максима Транькова, выступающего с Таней Волосожар — Максим тоже очень долго тренировался в Питере.
— Какие еще сюрпризы ждут зрителей?
— Для ценителей фигурного катания большим подарком будет выступление Кати Гордеевой, которая предстанет в образе Красной Королевы. Катя поддерживает очень хорошую спортивную форму, видеть ее на льду — большое удовольствие. Мы очень дружим, и для участия в шоу она прилетит в Петербург из США. В «Алисе» у Максима Транькова, с одной стороны, будет совместный танец с олимпийской чемпионкой 1988 и 1994 года, а с другой стороны — с Таней Волосожар, олимпийской чемпионкой 2014 года.
Расписаться в вечности
— «Алиса» — это же история про бесконечные чудеса. А в вашей жизни они бывали?
— Гораздо меньше, чем в «Алисе». Я искренне завидую Алисе и ее фантазии — в ее возрасте я был гораздо прагматичней!
— Но чудеса все же случаются, правда?
— Да, например, наша октябрьская премьера «Ромео и Джульетты» в Вероне — одно из больших чудес. Арена-ди-Верона — одна из главных площадок мира, как Мариинский театр в Санкт-Петербурге или Большой в Москве. И руководители театра прежде чем дать площадку, сто раз подумают, соответствует ли представление уровню театра, уровню зрелищности. Мы проходили всю эту процедуру оценки, провели массу встреч. И то, что нам удалось организовать там выступление — а это стоило колоссальных сил и средств — уже чудо! Но это не все. В день выступления, вопреки прогнозам, пошел дождь. А Арена-ди-Верона — открытая площадка в античном амфитеатре, и за два часа до начала мы думали, что шоу придется отменить. Но ровно в 21:00, когда шоу должно было начаться, дождь прекратился.
— Итальянцы аплодировали вам стоя.
— Это тоже чудо — то, что нас поняли, приняли и оценили. Сейчас у меня еще свежи впечатления. Со временем градус события будет расти. Думаю, это то, с чем мы войдем в историю, распишемся в вечности.
«Жаль, что я был по другую сторону баррикад от тренера»
— У вас есть друзья детства?
— Есть друг, и мы дружим до сих пор! Это мой одноклассник — абсолютно родственная душа и единственный друг из жизни вне спорта. У нас очень теплые отношения.
— Наверное, были и враги?
— У меня бывали и бывают с людьми сложные отношения, но чтобы я кого-то назвал врагом… Нет, врагов не было.
— Если бы можно было что-то переиграть, что бы вы сделали по-другому в детстве? Каких ошибок бы не допустили?
— Мне очень жаль, что я всегда был по другую сторону баррикад от тренера. Тренер виделся мне человеком, который все время заставляет что-то делать. А я играл роль того, кто пытается улизнуть от работы. Может быть, мальчики более ленивые и девочки устроены иначе, я не знаю. Но мне не хотелось трудиться, хотелось себя пожалеть. И даже в зрелом возрасте я не был единомышленником с тренерами. А ведь если бы мы проживали одну историю, то и выступления, и катания были бы осознанней. Можно было бы больше сделать и большего достичь, если бы я не просто натаскивался, а внутри себя проживал ощущения — как делаю это сейчас, в жизни после спорта.
— Если детский тренер орет на тренировке — обязательно ли это плохой тренер?
— Вовсе нет! Если вы хотите, чтобы все было очень деликатно, не думайте о результате. Ждете результатов? Не смотрите на форму подачи замечания! Кричащий тренер — это не обязательно результативно, но надо понимать, что спортсмен в детском возрасте и тренер находятся в разных категориях. Повышение голоса именно на тренировке — это обычно более прямой и эффективный путь, чем долгие объяснения.
— От кого зависит, станет ли ребенок одиночником или пойдет в парное катание?
— Всех детей сначала определяют в одиночники. Но если одиночником не получилось быть, то рано завершать спортивную карьеру! Еще есть шанс уйти в парное катание или танцы.
И. А. — грустные инициалы
— С каким настроением вы вспоминаете себя тогдашнего, юного спортсмена?
— Мне кажется, я все время был немножко огорчен. Мама, а она сама создавала все мои костюмы, вышила бисером мои инициалы: «И. А.». Тогда этим увлекались многие. И, конечно, все дети начали дразнить меня осликом Иа. В душе я ненавидел этот комбинезон, но не мог сказать об этом маме — она бы обиделась. И вот с ощущением грустного ослика Иа я катался долгое время, пока не вырос из комбинезончика.
— Какой самый большой урок вам дала мама?
— Мы с мамой родились в один год, год Буйвола. У Буйвола лозунг «семья, работа, Родина». Мама вырастила меня в концепции «Терпение и труд все перетрут»: она визуализировала, что я должен идти вперед, тянуть лямку, и соперники будут рассыпаться. Так и происходит.
— А отец?
— Если мама научила ответственности, то отец, наоборот, давал ощущение легкости. Он говорил, что на мир можно смотреть гораздо легче: «Не все так однозначно, сынок, как ты это себе представляешь!».
— Вас учили драться?
— Нет, но я, конечно, дрался. Это абсолютно мальчишеская, мужская эмоция. Надо воспитывать мальчика так, чтобы он понимал: задирают — ответь как можешь!
— А в спортшколах есть свой буллинг, дедовщина?
— Я не сталкивался. Думаю, что сейчас такого и не может существовать.
Рецепта нет, есть тренировка
— Ваш младший брат Даниил — чемпион Европы по фехтованию. Гордитесь?
— У Даниила были в спорте проблемы психологического характера: он очень быстро вырывался вперед, но при этом много боев проигрывал, не нанося финальный, 15-й укол, который необходим для победы. И может, это можно было поправить, где-то надавить, заставить продолжать тренироваться. Но сейчас у Даниила своя школа фехтования в Сочи, он горит этой историей, своими воспитанниками. И фехтование стало его кормильцем, так что все к лучшему.
— У многих детей есть этот условный «стоп» на финальный укол. Что сказать тем, кто сегодня проиграл? Как научить вставать и побежать?
— Рецепта нет, есть тренировка. Это воспитывается с детства. Ты всегда будешь переживать, но если натренируешься это проживать — все получится. Кто-то назовет это очерствением, но на самом деле это вопрос опыта: сначала ты проигрываешь или выигрываешь маленькие турниры, но для тебя они большие. Дальше ты идешь вперед, окунаешься в эту историю шаг за шагом, и понимаешь — другого варианта нет. Проиграл? Вставай и иди побеждай, как делал уже много раз!
— Как получилось, что ваш сын Мартин не пошел в спорт?
— Он просто не хотел заниматься фигурным катанием. Окунуть его в эту историю было сложно, так что я не стал этого делать. Мы сейчас живем с Мартином вдвоем. Для меня, как для отца, очень радостно то, что он увлекся по-настоящему интересным для себя делом — скейтбордом. У него очень хорошие амбиции — сейчас скейтборд стал олимпийским видом спорта, Мартин ставит перед собой разные задачи и горит, когда получается их выполнять. Я очень рад, что мы этот вид спорта нашли.
Вместо P. S.
— Илья, в какой момент вы почувствовали себя взрослым? Раз, и детство закончилось!
— В 29 лет у меня закончилась спортивная карьера, и в 30 я впервые почувствовал себя взрослым. Но даже у самых-самых взрослых случается полное погружение в детство, когда чудеса возможны и когда забываешь про возраст. Приходите на «Алису в Стране чудес» всей семьей и убедитесь в этом сами!
«Алиса в стране чудес»
Больше праздничных мероприятий - в нашем новогоднем разделе. И не забывайте участвовать в новогоднем марафоне «Литтлвана»: выигрывайте билеты, сертификаты, книги и многое другое. Каждый день — новый розыгрыш!