Стоит ли идти с большой и серьезный музей с маленьким ребенком? Как сделать так, чтобы для малыша в возрасте 1-3 лет он стал местом, где ему интересно, не скучно и не страшно? И как вообще лучше организовать самый первый опыт приобщения ребенка к прекрасному? Об этом — педагог, методист и сотрудник отдела социокультурных коммуникаций Русского музея Алена Суслова.
Рекомендации для родителей в вопросах и ответах
«Не нужно разделять искусство для взрослых и для детей. Искусство — оно для всех»
— С какого возраста начинать?
— Как только ребенок начинает проявлять интерес к окружающему миру, его можно вести в музей. «Музей — это место, куда можно ходить всю жизнь, постоянно открывая для себя что-то новое», — так говорит о музейном пространстве Марина Лошак, директор Пушкинского музея в Москве.
Приобщение к миру искусства можно начинать с любого возраста. Ребенок не увидит картин, но он увидит маму, смотрящую на картину, и почувствует мамино эмоциональное состояние, ее интерес. И обязательно поймет, что так можно и нужно делать — смотреть картины. Мама для него выступает эталоном, примером, которому ребенок обязательно будет подражать.
— Можно ли ходить с годовалым ребенком во «взрослый музей»? И нужно ли это?
— Я считаю, что не нужно разделять искусство для взрослых и для детей. Искусство — оно для всех. И потом, в музей же ребенок не один приходит, а вместе с мамой! А мама — взрослая. Значит, в этой паре каждый должен найти для себя что-то интересное.
Важно, как организовать совместный поход в музей — эта статья поможет вам в этом. Главное — дозировать большой музей маленькими «порциями», посильными для ребенка и приятными для взрослого. Помните, что посещение музея не должно быть похоже на изнурительный спринтерский забег между непонятных экспонатов.
«Возраст имеет значение»
— Для похода в музей возраст ребенка имеет значение? Что он видит на картине, когда ему год? А в два года? А в три?
— Да, безусловно имеет значение. Родители должны знать основы психофизиологии ребенка первого, второго и третьего года жизни, и отталкиваться от этого знания, ориентируясь на своего малыша.
Малыша первого года жизни не интересуют картины. Иногда его интересует скульптура как объект, и он тянется к ней, если находится с ней вровень, т.е. у мамы-папы на руках. Но скульптуры нельзя трогать.
Годовалого малыша совсем не интересуют другие люди. Его интересует мама - на достаточно близком расстоянии, и большая красивая лестница с белыми пологими ступенями, по которым можно ползать. И осторожно потрогать бронзовую завитушку рядом с ковровой дорожкой. Может быть, его заинтересует красный музейный диван с узорами на спинке, или золоченая дверная ручка. Этого достаточно. Главное, что мама и папа получили возможность освежить свой чувственный опыт, несмотря на то, что отвлекались на ребенка.
Малышу в два года уже доступно большее — держась за мамину руку, он способен увидеть красивую раму, столбик с золоченой веревочкой и кистями, витые ножки у старинного столика — все, что находится на уровне его глаз. А если его поднимут на уровень взгляда взрослого, он увидит то, что изображено на картине.
В 2,5 года внимание ребенка становится более устойчивым, он может произвольно переключать внимание и распределять его. В этом заключаются главные возможности этого возраста: взрослый может сфокусировать внимание ребенка на произвольном предмете, в том числе на картине или скульптуре.
А когда ребенок уже умеет говорить — самое время начинать знакомить его с миром искусства в диалоге. Диалог — это универсальный инструмент для родителей!
Спросите ребенка: «Что он видит? Кто есть на картине? Что он/она делает?». И прокомментируйте ответы ребенка, расширяя их своими краткими объяснениями.
Малыша в этом возрасте привлекают изображения животных, необычных людей, яркие цвета. Показывайте ему то, что ему интересно — исходя из вашего опыта общения с ребенком.
Что касается восприятия ребенка трех лет — то он уже полноценный, заинтересованный и вполне социализированный зритель. И в этот момент очень важно сообщить ему главное музейное правило: нельзя трогать экспонаты руками.
На вопрос «Почему?» можно ответить: «Потому что они старинные и очень ценные. И потом, представь, что с тобой будет, если до тебя все будут постоянно дотрагиваться? Тебе будет неприятно. Так же и картина (скульптура) может пострадать: от каждого прикосновения на ней остаются невидимые следы, в которых могут жить микробы… А потом музейные доктора — реставраторы должны будут обеззараживать поверхность картины, чтобы удалить непрошенных гостей».
Что же можно делать, если руками не трогать? Можно смотреть, рассматривать, задавать вопросы, которые интересуют ребенка трех лет.
В три года ребенок умеет уже очень многое: он умеет оперировать понятиями, у него произвольное внимание держится до 3 минут, и за это время он впитывает то, что видит, и запоминает это. Ему по-прежнему интересны животные. Но также люди и события, поэтому показывайте ему портреты и многофигурные картины с понятным действием.
Здесь, как и всегда, необходим диалог с ребенком. Диалог, состоящий из ваших вопросов и его ответов. И первый вопрос все тот же (этот вопрос всегда будет первым во всех ваших диалогах в музее) — что он видит?
Выбирайте картины, в которых есть сюжет, действие, то есть что-то происходит.
Например. В картине Карла Брюллова «Портрет сестер Шишмаревых» на переднем плане изображена бегущая собака. «Собака радуется предстоящей прогулке со своими хозяйками — молодыми девушками в нарядах для верховой езды, спускающимися по лестнице в сад. Девушки будут кататься на лошади — если ты внимательно посмотришь, то увидишь там красивых лошадей, которых ведет грум — африканец в красных шароварах… сможешь найти его глазами? В этой картине все радуются, что им предстоит прекрасная прогулка».
Так, начиная с бегущей собаки, можно рассмотреть всю картину.
— Какие картины можно показывать ребенку? Можно ли показывать детям «страшные» картины?
— Жанры живописи, которые интересны ребенку в этом возрасте, — прежде всего портреты, анималистика (изображения животных), исторические и бытовые, сюжетные картины. Пейзажи и натюрморты не слишком доступны для этого возраста — в них для него ничего не происходит. Правда, в некоторых пейзажах присутствуют люди или животные, и тогда — это ваша картина.
Да, некоторые родители опасаются показывать ребенку «страшные» картины: они боятся его напугать или избегают показа отрицательных эмоций… Но в жизни они бывают! И где же еще малыш увидит сильные человеческие эмоции — ужас, горе, страдания — и познакомится с ними достаточно безопасно — на картине! И возможно, вместе с мамой почувствует сострадание, сочувствие к героям картины… Это будет важное этическое переживание, и малыш, может быть, впервые получит этот опыт…
«Посещение музея — это всегда событие»
— Нужно ли готовиться к посещению музея?
— Да, подготовка не будет лишней. Это как приглашение в гости: вы готовитесь, выбираете время, одежду, то, что возьмете с собой…
Посещение музея — это всегда событие. Чтобы это событие было радостным и неутомительным, взрослому лучше подготовиться.
- Узнайте больше о коллекциях музея и потратьте несколько минут на то, чтобы определить, где расположены выбранные вами произведения. Ребенок будет чувствовать себя спокойнее, если вы уверенно ведете его по залам и меньше устанет в процессе поиска той или иной картины. Используйте сайт музея и буклеты со схемой расположения залов.
- Выберите заранее те произведения, которые вы хотите показать. Узнайте сами некоторые факты об этих произведениях, чтобы рассказать ребенку.
- Не стремитесь охватить всю экспозицию! Достаточно 4-5 произведений. Иногда можно прийти в музей только ради одной картины, но очень большой. Например, «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Помните о психофизических возможностях ребенка и о специфике его восприятия: если вы будете смотреть много — вы не увидите ничего. А ребенок только устанет и больше не захочет в музей.
- Придумайте повод для посещения музея: если ребенок ни разу в жизни не был в музее, он не обязан хотеть его посетить — мотивации нет. Поэтому нужно придумать, зачем он туда пойдет. Например, увидеть мамину любимую картину — это уже очень веский мотив для ребенка. А если предварительно показать ему одну-две репродукции, и сказать, что это всего лишь фотография или напечатанная репродукция, а в музее — подлинная картина, написанная красками художником – это дополнительная мотивация.
- Наблюдайте за ребенком. Время пребывания с ребенком в музее не должно быть долгим. Ориентируйтесь на его реакцию: вы безусловно, поймете, когда он устал. И тогда — завершайте визит, не колеблясь. Музей должен быть местом, где интересно, и там нужно проводить ровно столько времени, сколько хочется ребенку.
- Рассматривайте вслух! Но только очень тихо. Как смотреть выбранную картину? Вы не обязаны быть слишком серьезными! Придумайте сказку про эту девочку на картине — дети так любят сказки и истории! Не бойтесь фантазировать, не считайте свои рассказы небылицами: вы же придумаете сказку про девочку из 18 века, основанную на ваших знаниях об этом портрете, и в контексте тех событий, которые могли быть на самом деле…
- Загадывайте загадки. Для юных пытливых исследователей обязательно загадывайте загадки, которые есть в картинах. Знаменитые художники часто помещают в свои картины такие детали, понять которые можно только, задав вопрос маме: «Это зачем? Почему так?». И вы не обязаны обязательно знать ответ на этот вопрос. Поищите ответ вместе с ребенком, выясните, как он думает. Обратитесь за помощью к музейной фее, которая сидит на стульчике в углу зала (вы догадались, что это смотрительница). Смотрители — настоящий кладезь разных интересных сведений!
- Играйте! Но так, чтобы не нарушать правила и не мешать другим посетителям. Игры могут быть самые простые:
— Загибая пальцы: давай посчитаем, сколько животных на картинах есть в этом зале. Что они делают? И посоревнуйтесь: «А я еще нашел птичку!». Такая игра развивает внимание и побуждает дольше рассматривать картину.
— Загаданный предмет: это простая, но увлекательная игра развивает внимание, мышление и речь ребенка. После знакомства с экспозицией народного искусства родитель выбирает (загадывает) какой-нибудь интересный предмет в зале, и не сообщает о нем ребенку. Ребенок должен угадать, что же это за секретный предмет,— с помощью вопросов. Взрослый может отвечать только «да» и «нет». Когда предмет отгадан, наступает очередь загадывать ребенку.
— Попасть в картину. В некоторые картины можно попасть, если с помощью воображения «перешагнуть» за картинную раму. Особенно хороши к «попаданию» внутрь пейзажи с дорожками, ручьями, деревьями, и где есть люди или животные. Важно, чтобы на картине был близкий, хорошо прописанный передний план. Если получится представить себя там, в картине — можно почувствовать запахи и звуки, представить, что там может происходить, и придумать, что будет дальше.
- Иногда после долгой прогулки по залам бывает приятно зайти в музейное кафе. Ребенок за эти 30-40 минут был в напряженном режиме восприятия, много узнал и получил много духовной пищи — подкрепите его впечатление пищей материальной, то есть чем-то вкусным и необременительным. Чтобы лучше запомнить посещение, можно заглянуть в музейный магазин. Купите там открытку, буклетик, монетку —то, что будет напоминать ребенку о музее – для долгого шлейфа воспоминаний и впечатлений.
- Не всегда уместно сразу после музея расспрашивать ребенка о том, что ему понравилось. У малыша часто бывает отсроченный ответ. Он выдаст вам свои впечатления позже, иногда совсем неожиданным образом. Лучше спросить его: «Ну, что, мы пойдем сюда еще?».
- Нарисуйте свои впечатления. Дома лучше предложить ребенку нарисовать то, что он видел и запомнил — тогда эти впечатления надолго останутся у него в памяти. Спросите у него, как называется его рисунок, и подпишите название, имя автора и дату. Можно оформить детский рисунок, приклеив его на какой-нибудь нейтральный фон, и повесить на стену. Это будет началом вашей домашней коллекции музейных впечатлений.
***
Если вам удалось сделать первое посещение музея приятным, не напряженным, увлекательным и коротким, можно быть уверенным, что ребенок захочет прийти сюда еще и еще.