Идем гулять по городу: самые старые дома Петербурга
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Идем гулять по городу: самые старые дома Петербурга

И простую прогулку по городу можно превратить в увлекательную экскурсию. Например, познакомить детей с самыми старыми зданиями Петербурга, большинство которых помнят еще Петра I. «Литтлван» попросил гида Светлану Ворошилову составить удобный маршрут для семей.

Фото: Ekaterina Pokrovsky, Dreamstime

Светлана Ворошилова — журналист, гид по Санкт-Петербургу, создательница авторских экскурсий.


Петербург первой половины XVIII века мало похож на город, который мы знаем и любим. Он был маленьким, малоэтажным, частично деревянным. От того города мало что осталось: большая часть того, что мы сейчас называем «историческим центром», построено уже в XIX веке и в начале XX. Но есть и исключения.

Домик Петра I

Петровская наб., д. 6.

Этот маленький домик — самое старое здание города. Строго говоря, он даже на один день старше, чем Петербург: его закончили строить 26 мая 1703 года, а на следующий день в нем как раз и отпраздновали основание нового города.

Место для домика Петр I выбирал сам — так, чтобы из окон ему хорошо было видно, как строится Петропавловская крепость. Она, собственно, второе по хронологии строение Петербурга, хотя тогда крепость выглядела совсем иначе: нынешние здания и сооружения появились позже. Построили домик буквально за 3 дня солдаты Семеновского полка. Рассказывают, что Петр принимал участие в строительстве наравне с другими. Возможно, это легенда, но с другой стороны, все вполне в его духе — царь любил плотничать и физической работы не боялся. Жилище, конечно, получилось скромным — всего 60 кв. м, примерно как современная двухкомнатная квартира. Внутри 3 комнаты — крошечная спальня, кабинет и столовая. Но Петр очень любил этот домик и прожил здесь целых 5 лет. Правда, только летом — зимой он не отапливался.

Каменную надстройку (футляр) над домиком построили уже позже — чтобы защитить его от постоянных наводнений.

Летний дворец Петра I

Фото: Татьяна Маслова

Летний сад, д. 1Б.

Петербург постепенно строился, превращался в столицу, и жить в деревянном домике императору было уже и несолидно, и неудобно. Поэтому в 1710 году для него начинают строить Летний дворец (неподалеку был еще и Зимний, сейчас на его месте Эрмитажный театр). Он снова выбрал место, откуда видна его любимая Петропавловская крепость — только теперь с другого берега Невы.

Новое жилище тоже было удивительно скромным для императора (так, дворец Меншикова, тогдашнего генерал-губернатора Петербурга, больше в несколько раз). В доме, построенном по вкусу Петра в голландском стиле, 2 этажа и всего 14 комнат — первый занимал сам император, второй — его жена Екатерина. По легенде император попросил Доменико Трезини построить здание так, чтобы оно символизировало новую политику России. Тогда архитектор так расположил дом, чтобы он 6 окнами смотрел строго на восток, а 6 — строго на запад. «Так и наша Россия одинаково обращена и к Западу, и к Востоку», — объяснил он.

Петр очень любил этот дворец и жил в нем с ранней весны до поздней осени. На зиму он не был рассчитан — у него тонкие стены и в окнах одинарные рамы.

Кстати, Летний дворец ни разу с петровских времен не достраивался и не перестраивался. Большинство интерьеров сохранились в неизменном виде.

Перед южным входом во дворец была маленькая гавань с пристанью, так что к дому можно было подплыть на лодке. А вокруг уже разбили Летний сад, причем Петр сам его увлеченно обустраивал: лично нарисовал планы, издал указ, чтобы со всей России свозили разные породы цветов и деревьев, заказывал итальянским мастерам статуи для него.

Кунсткамера

Фото: Ирина Кудрявцева, Pixabay

Университетская наб., д. 3.

Еще во время первого путешествия в Европу Петр увидел там кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. Ему так понравилась идея, что он тут же начал собирать собственную коллекцию. Чтобы ее пополнить, Петр издал указ, согласно которому в Петербург со всей страны должны были свозить найденные редкости — необычные экземпляры живых существ, ископаемые кости доисторических животных, необычные камни, старинные вещи. За все находки он щедро платил.

Сначала все это хранилось у него в кабинете, но потом коллекция так разрослась, что пришлось разместить ее в отдельном здании. Тогда же Петр решил открыть в нем музей — самый первый не только в Петербурге, а вообще в России. Но хотя вход был бесплатный, оказалось, что публика туда почему-то не идет. Дело в том, что люди просто не понимали, что такое музей, зачем туда идти и что в нем делать. Тогда Петр организовал отличную, как бы сейчас сказали, маркетинговую акцию: каждому посетителю на входе приказал выдавать угощение, чашку кофе или рюмку водки на выбор.

И наконец, когда коллекция выросла еще больше, решили построить для Кунсткамеры целый дворец. Стройка началась в 1718 году и закончилась в 1726, уже после смерти Петра. В здании был не только музей: коллекция занимала восточное крыло. В средней части находился Анатомический театр, в западной — учреждения Академии наук, в том числе кабинет Михаила Ломоносова, а в башне — обсерватория, тоже первая в России.

Кстати, это именно отсюда пошла традиция полуденного сигнала из пушки: с башни Кунсткамеры с помощью факелов и зеркал подавался сигнал на Адмиралтейство, а с него делали выстрел, давая петербуржцам знать, что уже полдень.

Загляните и во двор Кунсткамеры: там вы обнаружите каменных колумбийских идолов.

Здание Двенадцати коллегий

Университетская наб., д. 7.

Дом строился специально для размещения петровских коллегий — новых министерств. Поэтому и архитектура у него необычная: длинное здание с 12 одинаковыми секциями, каждая с отдельным входом и собственным крыльцом, а внутри — со своим залом заседаний.

Кстати, теперь внутри находится самый длинный в Петербурге коридор — целых 400 метров! Его видно с противоположного, западного фасада здания.

Расположение Двенадцати коллегий необычно: оно стоит не парадным фасадом к Неве, как все остальные здания, а почему-то торцом. Дело в том, что изначально оно выходило на Коллежскую площадь, которую планировалось сделать центральной в столице — ведь центр города Петр I задумывал именно на Васильевском острове. Но потом его решено было перенести на Адмиралтейский остров, площадь застроили, и теперь расположение кажется действительно немного нелепым.

Есть даже городская легенда — такая популярная, что ее и в некоторых путеводителях рассказывают как истинный факт. Здание должно было стоять фасадом к Неве по соседству с Кунсткамерой, но Петр, уезжая в очередной военный поход, поручил строительство своей «правой руке» Меншикову, пообещав отдать ему землю западнее новой постройки. Хитрый Меншиков решил, что если поставить как положено, земли ему достанется мало, а вот если б торцом… Вернувшийся Петр был в такой ярости, что схватил губернатора за шиворот и протащил вдоль всех 12 коллегий, возле каждой награждая ударами своей знаменитой палки. Но, хотя у Меншикова действительно была непреодолимая тяга к прикарманиванию государственного имущества и поступок был вполне в его духе, скорее всего, это все-таки легенда.

Меншиковский дворец

Университетская наб., д. 15.

По соседству с Кунсткамерой как раз находится дворец того самого Александра Даниловича Меншикова — ближайшего соратника Петра, первого генерал-губернатора Петербурга. Это человек удивительной судьбы: происхождение его туманно, никому достоверно неизвестно, откуда он и кто были его родители — по самой популярной версии, его заметили и забрали во дворец, когда он продавал пироги на улице. Как бы там ни было, в 14 лет он стал денщиком Петра. Они быстро подружились, и он на всю жизнь стал его правой рукой — «вороватой, но верной», как говорил император. Меншиков был вторым человеком в государстве, список присвоенных ему титулов занимает целую страницу. При этом он, скорее всего, даже писать не умел. По крайней мере, в его огромных архивах не нашли ни клочка бумаги, на котором что-то было написано его рукой, да и пишущим его никто не видел. После смерти Петра он фактически правил Россией. Потом был изгнан в сибирскую ссылку и умер в нищете.

В отличие от Петра, который был равнодушен к роскоши, Меншиков ее обожал. Поэтому и дом себе стал строить в самом, как тогда казалось, престижном месте. Дворец Меншикова тогда был самым высоким и уж точно самым роскошным зданием в Петербурге. Внутренняя отделка и мебель привозились из Европы и стоили как бюджет небольшой страны. Дворцовая усадьба тянулась до самой Малой Невы. Перед дворцом была пристань, и гости подъезжали к нему на лодках.

Петр, у которого дворец был гораздо меньше и скромнее, часто проводил здесь приемы, встречи иностранных послов, праздники. Даже свадьбу своего сына он устроил в Меншиковском дворце.

Дворец Петра II

Университетская наб., д. 7–9–11В.

Рядом с дворцом Меншикова стоит другой, построенный для будущего императора Петра II — внука Петра I. Кстати, рядом они находятся неслучайно: Меншиков собирался породниться с Петром II, выдав за него свою дочь Марию, и потом править страной до его совершеннолетия. Вот и построил ему здание по соседству и даже на своей территории. Но мальчик оказался непредсказуемым: Меншикова выгнал в ссылку вместе со всей семьей (не пожалел и свою бывшую невесту), а сам вместе с царским двором переехал в Москву, фактически перенеся туда столицу. Дворец еще не успели достроить, а он уже оказался не нужен. Петр II не прожил в нем ни единого дня.

Сейчас в нем — филологический факультет СПбГУ. Самое интересное находится в его внутреннем дворе: удивительный «парк современной скульптуры» с несколькими десятками самых невероятных скульптур и памятников. Есть там, например, огромная скульптурная группа «Лабиринт»: настоящий лабиринт из 300 валунов и камней, присланных из университетов со всего мира. Чтобы попасть в дворик, нужно пройти через проходную, но семьям с детьми вахтерши обычно не отказывают (только надо показать паспорт).

Академия художеств

Фото: TRAVELBLOG, pexels

Университетская наб., д. 17.

Это здание появилось позже, чем соседи: его начали строить в 1764 году. Но все же это одно из старейших в Петербурге, и у него тоже интересная история.

Первые десятилетия город проектировали почти исключительно иностранцы. Но уже Петр задумался, что неплохо бы создать в новой столице свою «кузницу кадров» для архитекторов, скульпторов и художников. Его мечту осуществила дочь Елизавета I, открыв Академию художеств (само здание построено позже — уже при Екатерине II). Это было учебное заведение совершенно нового типа. Здесь студентам не просто давали профессию — нет, они буквально росли в его стенах.

При Академии работало Воспитательное училище, куда детей принимали уже в 5–6 лет, «чтобы они, находясь под надзором гувернеров, не могли видеть и слышать ничего дурного». В первые годы обучения воспитанники учились делать орнаменты и рисовать по образцам. Окончив две низшие ступени, переходили уже в саму Академию. После обучения (которое длилось от 9 до 15 лет) они завершали образование в одном из высших классов — историческом, портретном, гравюрном, скульптурном и архитектурном. Лучшим выпускникам после этого даже оплачивались стажировки за границей длиной в 3–6 лет! Но такой вклад в учеников себя оправдал. Именно она воспитала людей, которые в следующем веке прославят Петербург: художников Карла Брюллова, Ивана Крамского, Василия Сурикова, Валентина Серова, Илью Репина, архитекторов Андрея Воронихина и Василия Стасова и других.

1
0
2953
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ