День Достоевского. Репортаж
Это сообщение автоматически закроется через сек.

День Достоевского. Репортаж

Целых два дня на улицах, в музеях и библиотеках Петербурга отмечали традиционный уже праздник — День Достоевского. Стать участником интерактивных представлений и познакомиться с жизнью писателя мог любой желающий. Корреспондент Littleone Нина Асташкина поделилась своими впечатлениями от праздника.

Как призналась мне пожилая англичанка, свидетельница мероприятия, происходило что-то странное и удивительное. «Толпа, шум, глотающий детей крокодил на площади. И безумное чаепитие — прямо как у Кэрролла, только это абсурд по-русски».

Что и говорить, День Достоевского, как выразилась бы Алиса из всем известной страны, вышел и впрямь «чудесатый». Настолько, что некоторые слишком серьезно настроенные горожане высказывали возмущение.

Театр Музея Достоевского, участвовавший в праздновании, своеобразно представил «Комическое застолье». Некоторое время публику держали в напряжении, но как только Федор Михайлович (то есть, актер Сергей Азеев в образе) вышел на балкон последней квартиры Достоевского на Кузнечном и извинился за задержку («Сами понимаете, всю ночь работал, почти не спал»), все прояснилось. Помянуть себя «Федор Михайлович» предложил писателям-юбилярам, приглашая их разделить трапезу. На небольшой сцене именитых гостей (их играли актеры Театра Музея Достоевского) ждал накрытый стол, а у зрителей, появилась возможность представить, как развлекались бы любимые авторы, если бы им выпал шанс воскреснуть. 

Улыбчивая Великая литература в костюме из книжных листов дала дорогу нетрезвому Лермонтову с револьвером в руках. Темпераментный поэт хотел было застрелиться, но хозяину застолья удалось с ним совладать. У нервного Гоголя тем временем куда-то запропастился нос (искали — так и не нашли), и потому пришлось от стыда сидеть весь вечер под столом. Зато Жорж Санд, появившаяся на вечеринке, не стеснялась своего развязного поведения. Пушкин танцевал африканский танец — генетику еще никто не отменял. Шиллер и Гете не могли определиться с порядком действий, каждый «тянул одеяло на себя». А чревоугодник Крылов, раскланявшись, поспешил занять место поудобней и поближе к закускам.

 

Было весело, но кому-то представление показалось слишком фривольным. Однако все недовольные могли моментально изменить свой маршрут и выбрать иную площадку — программа празднования была обширна.

Желающие, например, могли посетить мастер-класс по производству ретро-открытки и мастер-класс по рисунку угольным карандашом в библиотеке Маяковского.

Для кого-то притягательными были экскурсии программы «Молодежь — Достоевскому». Волонтеры выдавали карты желающим и ждали группу по определенному адресу, сыгравшему ту или иную роль в жизни писателя. Запомнился один из экскурсоводов, Дмитрий Гамалия, из энергичного рассказа которого поклонники творчества Достоевского узнали, почему писатель ненавидел Петра I и ценил творчество Пушкина, какая связь между героями двух великих авторов, где впервые был расхвален Белинским Достоевский, где венчался и умирал Федор Михайлович и почему Петербург так мистичен и нездорово притягателен в его произведениях?

В праздничный день Театр «Кукольный формат» рискнул представить зрителям «Крокодила и другие редкости» прямо на площади у станции метро «Владимирская». Огромный плюшевый крокодил глотал человек по десять. Проглоченные становились свидетелями самых разных фокусов. Там была и девушка с бородой, и мухи в банке, и оставшийся после вполне реальной студентки университета скелет на стульчике. Фантазии режиссеру КукФо Анне Викторовой не занимать. Правда, как именно представление соотносилось с Днем Достоевского, так и осталось загадкой.

Прекрасной оказалась программа Театра Кукол. В ее рамках на Эстраде Таврического сада выступал актер Леонид Мозговой. Он читал «Дневники писателя», а точнее «Речь Достоевского о Пушкине», и на время вдруг показалось, что сам Федор Михайлович заглянул в Таврический сад, чтобы пообщаться со зрителями.

В сквере у кинотеатра «Спартак» было людно и сесть было совершенно некуда. Все ждали моноспектакль Натальи Кудрявцевой «Митя. Судебная ошибка. Эпилог», который оправдал все мучения. Кудрявцевой удалось почти невозможное — оживить героя романа «Братья Карамазовы», заставить услышать голос Мити, взволнованный и восторженный. За тот час, что длился спектакль, зритель успевал прожить несколько дней вместе с одним из Карамазовых, сочувствуя ему и выстраивая с ним внутренний диалог. Страшно было даже пошевелиться: вдруг «Митя» исчезнет, рассеется в воздухе. «Судебная ошибка» была лучшим, что я видела в этот праздник. Но у каждого свой День Достоевского.

Текст: Нина Асташкина, фото автора

0
0
15
КОММЕНТАРИИ0