«У нас сейчас не просто жара, а пекло»
Это сообщение автоматически закроется через сек.

«У нас сейчас не просто жара, а пекло»

C 6 апреля большинство российских школьников учатся дистанционно. За эту неделю на систему образования обрушился шквал родительской критики: ругают учителей и образовательные платформы, жалуются на нехватку времени и нежелание детей учиться. А каково самим педагогам на дистанционке? Что им нравится и не нравится в существующей системе? Что бы они изменили? «Литтлван» спросил об этом учителей из разных государственных школ Петербурга. Большинство из них попросили не указывать их фамилии и учебные заведения.

Елена Грачева, учитель литературы в 7-х классах, гимназия №610:

«О необходимости перехода на дистанционное обучение мы узнали, как и все, за неделю до каникул. В эту неделю пробовали разные варианты платформ. У меня, например, один класс выбрал Discord, другой — Zoom. Но в результате все согласились, что Zoom — самое удобное. Все каникулы ушли на то, чтобы учителя научились в нем работать, а IT-сотрудники гимназии настроили работу так, чтобы можно было заходить со всех устройств — какие-то опции включили, какие-то отключили. Ну и все успели все потестить.

Лично я никаких сложностей не испытываю. Ну, не считая того, что дети по 7 часов вынуждены торчать за компьютерами, — это для них, конечно, вредно. Не сказать, что дистанционное обучение — большая радость, но и не катастрофа. И мы все же в Петербурге, а не в лесу: интернет есть почти у всех. Работать можно. Дополнительный бонус: познакомилась со всеми котами всех своих учеников. Они прекрасны!

Я веду онлайн-уроки. Так как мой предмет — литература, мне показалось самым удобным для онлайн-формата устные сообщения. Ученики получают вопросы по тексту, готовятся, дальше мы по очереди всех слушаем. Это дает возможность, например, отдохнуть глазам — дети могут выключить картинку и просто слушать. Раз в неделю планирую письменную работу по тому, что поняли и запомнили. На время выступления все микрофоны отключают. Если есть вопросы или реплики по ходу дела, пишут в чат. Я это вижу и могу дать слово тем, кому есть, что сказать. Самое сложное — с обсуждением, когда всем хочется сразу говорить, но это и в классе всегда так же. Постепенно учимся говорить по очереди.

В нашей школе организация, на мой взгляд, идеальна. Создано электронное расписание, ты переходишь на свою конференцию по прямой ссылке прямо из него. Обучение мы все прошли и знаем, как управляться с электронной доской, как передавать управление детям, чтобы они тоже что-то там написали, и как его забрать обратно. Конечно, сложно с проверочными работами, но мне с ними проще, чем математикам, например, и сложные геометрические чертежи мне не нужно воспроизводить. Конечно, не надо питать иллюзий, что это полноценная замена учебного процесса, но, учитывая обстоятельства, если работать в системе онлайн-преподавания, а не забрасывания учеников какими-то ссылками или заданиями «прочитайте параграф такой-то и выполните такое-то задание», то довольно много можно сделать».

Анастасия, учитель английского языка в гимназии:

«Я преподаю английский в 3, 5, 7 и 11 классах. Вначале у меня возникли сложности с техническим обеспечением, но в школе их решили — мне выдали ноутбук, который я взяла домой. Вообще, работы у меня сейчас пока больше, чем раньше. Непрерывно сидишь у монитора, отвечая на сообщения детей и родителей, проверяя все задания на фото, которое присылают. Пока я работаю так: скидываю ребятам видео с объяснением материала на разных платформах плюс даю различные задания на Skyeng (цифровая образовательная среда для изучения английского — прим. ред.). Чуть позже буду делать и онлайн-уроки. Пока всем тяжело — и педагогам, и детям, и родителям. Надеюсь, что это только вначале, пока не втянулись.

Учителям однозначно было бы проще, если электронный журнал работал из дома. Нам бы не пришлось заполнять одно и то же в трех разных таблицах, затем отправлять это на электронную почту всем родителям, а потом еще раз в неделю ездить в школу и заполнять это же уже в электронном журнале».

Наталья Никольская, учитель музыки в общеобразовательной школе №334:

«О переходе на дистанционное обучение я узнала от коллег, завучей и директора. На педсовете все проговорили. С организацией не возникло сложностей. Комплекс уроков и заданий я закгружаю в специально созданную группу в «ВКонтакте». Тут ничто не зависает, все сразу открывается и работает. Есть возможность мгновенно ответить на вопросы, разъяснить что-то непонятное. Я даю неделю на работу, и каждый день получаю уже сделанное от ребят.

Мне дистанционное обучение дается проще, чем очное. Для моего предмета — условия идеальные. Как я не хочу возвращаться в школу и вновь столкнуться с толпой кричащих детей, которые не хотят заниматься, срывают занятия, которых нужно заставлять, ругаться на них! Это очень выматывает. Мне нравится работать из дома!».

Анна, учитель английского языка в общеобразовательной школе:

«Мы с коллегами предполагали, что ребят посадят дома учиться — информация об этом появилась 15 марта. На каникулах вырабатывали общие положения, искали платформы. Нам провели обучающие семинары. Но все равно фразы о готовности школ к работе онлайн — всего лишь фразы. Поверьте, никто не знал и сейчас не знает точно, что нужно делать… Мы не готовы — ни технически, ни морально. Сложностей у учителей много. Вроде все платформы открыты бесплатно, но они не выдерживают количество запросов и поэтому виснут, лагают и т. п. Дома у меня все хорошо с наличием техники, но с интернетом бывают проблемы. Тоже из-за большого количества людей онлайн одновременно.

В итоге мы с коллегой (делим с ней класс на две группы) работаем сейчас в сообществе «ВКонтакте». Туда мы пригласили учеников и их законных представителей. Там размещаем задания и осуществляем переписку. Онлайн уроки мы не ведем.

Я круглые сутки почти сижу за компьютером. Усталость дикая. Я готовлю сразу на неделю комплекс заданий (классные работы и домашние) для всех классов. Я должна проверять по 120 работ в день! Часть родителей начхали на мою работу и не заставляют своих чадушек выполнять задания. И я радуюсь! Мне меньше проверять, а ставить двойки нам запретили. Так что это их личное дело.

Проверив домашние задания, я заполняю свою таблицу для итоговой отметки. В пятницу дам всем ссылку на итоговое тестирование по материалу недели. Затем снова проверка и отчеты.

А еще каждые пару минут пиликает телефон — родители и дети не стесняются писать 24 часа в сутки, хотя я везде написала свое рабочее время. Вопросы задают чаще всего глупые, — просто не стали читать инструкцию к урокам, которую я тоже пишу. А есть еще и такие родители, которые пишут классным руководителям, что не хотят ничего делать и будут обращаться в прокуратуру, что их заставляют учить своих детей. Вот, как на это реагировать?!».

Дина, учитель математики в лицее:

«Сложности с организацией возникли в основном у руководства школы. Я заметила непонимание со стороны директора и завучей, как, в принципе, можно осуществлять дистанционное обучение. А учителя-то как раз примерно уже сформировали себе план. Лично я была готова, так как у меня есть опыт дистанционного репетиторства. Мы провели с детьми несколько занятий во время каникул дистанционно, и они признали, что это прикольно.

Вообще, сейчас нет единой системы, у всех по-разному. Я веду уроки онлайн в системе Discord. Мне ее посоветовали сами дети: они играют в компьютерные игрушки и общаются в таком чате. Также я отвечаю на вопросы и проверяю задания при помощи личных сообщений «ВКонтакте». В этой же соцсети создана группа школы. Там тоже есть обсуждения.

Ученики не поменялись. Те, кто в классе старался, они и сейчас слушают онлайн, задают вопросы и делают домашку. Те, кто не учился, они и не учатся.

Вообще, я задаю минимум. Для некоторых мне достаточно видеть, что они вникают во время наших онлайн-встреч, задают умные вопросы. Кому-то я даю индивидуальные тесты, которые невозможно списать, чтобы реально оценить уровень знаний. Но, естественно, не в таком объеме, как раньше. Поэтому как мать, я в бешенстве — многие учителя поняли дистанционное образование как то, что теперь они могут дать миллиард заданий детям, а те должны все самостоятельно освоить и отправить им готовые для проверки решения. Мой ребенок в жизни не делал такого количества домашек, как на дистанционке. Но знаний это не прибавляет!

Я считаю, что надо прекратить сливать огромное количество платных ресурсов, которые временно стали бесплатными, в учительский инфопоток. Детям и так уже заморочили головы регистрациями на 20 платформах. Надо дать больше свободы и ученикам, и учителям. Определить направление или темы, которые необходимо освоить, а методы, сроки и ресурсы освоения оставить на усмотрение участников процесса.

Не надо так бояться, что учителя начнут бездельничать — у меня такое ощущение, что в реальности все руководство озабочено только этим! У меня, как у учителя, самая большая сложность — доказать завучам и директору, что идет процесс, дети учатся, получают новые знания. Для этого я ежедневно заполняю по три таблицы!

У нас сейчас не просто жара, а пекло, если честно. С одной стороны, надо уроки проводить. С другой — мой 8 класс, в котором я классный руководитель и где я, помимо общения с детьми и родителями еще должна координировать работу предметников, чтобы им было удобнее компоновать задания сразу на неделю. Есть и мой собственный ребенок, который просто в ауте. Работы у меня стало раз в пять больше!».

Наталья, учитель по внеурочной деятельности и педагог дополнительного образования:

«Первые вести о дистанционном обучении появились перед официальной каникулярной неделей. По первоначальному плану мы должны были с 30 марта до 12 апреля приходить в школу утром и согласно расписанию выкладывать свой урок, методический материал и задания на выделенный портал дистанционного образования. Потом — дублировать все это же в электронный журнал. 25 марта у нас в школе состоялось несколько совещаний. После учителя отправились адаптировать каждый свой урок к новому формату, надеясь, что это продлится недели две, и все встанет на свои места. Но уже вечером президент принял решение — всех посадить по домам. Нам объявили дополнительные каникулы. И никто окончательно не понимал, что будет с 6 апреля. Самые ответственные продолжали делать заготовки к дистанционке, другие, видимо, более оптимистично настроенные, просто занимались семьей и домом. Но и те и другие молились, чтобы это все скорее закончилось! Но чудо не произошло.

И в понедельник 6 апреля начался настоящий кошмар — интернет перегружен, сайты зависают, компьютер всем нужен. В том числе собственным детям. К обеду я хотела застрелиться, но потом передумала — у меня еще много планов на будущее!

Больше всех, конечно, «досталось» классным руководителям. Сначала нужно было провести опрос о наличии рабочего места с компьютером (планшетом, смартфоном) и интернетом у каждого ребенка. Оказалось, что в целях сохранения личных данных от вторжения хакеров, им рекомендовано создать беседу в WhatsApp или Viber, подключить туда всех родителей для общения. Далее выдать всем логины и пароли для каждого сайта, которыми пользуются учителя. Потом проверить все ли зарегистрировались. Если возникают проблемы, их решить.

Работы стало намного больше. Уроки надо подготовить заново, при этом засечь и проверить время, сколько ученик будет на нем «находиться». Разрешено — 25 минут для началки, 30 минут для средней школы. Затем все нужно выложить и на портал дистанционного образования, и в электронный журнал (доступ к нему тоже пока закрыт, потому что его надо адаптировать!). После всего собрать сделанные задания (это не тетрадки взять из рук учеников) и проверить.

Самая большая наша проблема сейчас — отсутствие времени и опыта.

Я пока не провожу онлайн-уроки. Монтирую видео. Даю только теорию — выкладываю информацию и задания на Яндекс-диск, затем копирую ссылку и выкладываю ее, проставив дату и название урока, на страницу каждого класса на портале дистанционного образования школы. Далее дети выполняют все и присылают мне ответы на почту или через сообщения «ВКонтакте». Я проверяю.

Как можно было бы организовать все иначе? Честно, я не могу ответить. Решаем проблему по мере поступления. Какое счастье, что раньше подобных ситуаций не возникало! И дай Бог, чтобы это поскорее закончилось!».

Наталия, учитель математики в физико-математическом лицее:

«У меня 3 класса, всего 84 ученика старшей школы. О дистанционном обучении я узнала 2 недели назад от администрации школы. Всем сказали, что нужно подготовить расписание занятий, темы и план.

Работаем все сейчас так: учитель-предметник высылает задания на неделю на почту классного руководителя, тот рассылает ученикам. Выполненные работы ребята каждый день уже посылают на электронку лично учителю, он проверяет и отправляет оценку и проверенные задания обратно. И так каждую неделю.

Самые главные сложности — это полная зависимость от интернета, отсутствие технической базы у учителей (мне с компьютером помогли родственники).

Я уверена — лучше ходить в школу, чем работать из дома. Качество обучения в таком формате неэффективно! Есть разные ученики, большинство не могут элементарно собраться, чтобы учиться дистанционно. Многим нужны личные консультации. А еще — очень много времени уходит на получение и отправку всех работ!».

Ольга, учитель английского языка в общеобразовательной школе:

«У меня почти 120 учеников, а дома еще свои два школьника. И это настоящий дурдом! Учебные заведения и родители с детьми не готовы технически ни к какому дистанционному обучению! Все задания со ссылкой на источники (учебники, пособия, платформы и прочее) мы размещаем в группе «ВКонтакте». Индивидуальные уроки проводим WhatsАpp. Сами видеоуроки делать не можем — нет технической возможности.

Теперь у меня совершенно ненормированный рабочий день. Надо проверить работы, исправить ошибки, подготовить материалы и задания для следующего урока. При обычной нагрузке у меня во вторник 4 урока, в среду их нет — методический день, а четверг — 2 урока и 1 домашнее обучение. Для сравнения сегодня при дистанционном обучении я с 9:30 до 22:15 только проверяла задания, отравляла своим ученикам смс и сообщения в мессенджерах: какие ошибки надо исправить, какие правила посмотреть. Некоторые вчера мне только около 00:00 прислали то, что сделали — видимо, родители были заняты. Еще сегодня я провела WhatsАpp урок с учеником на индивидуальном обучении.

И так все дни, начиная с 6 апреля! Кстати, если у родителей или детей нет мессенджеров, то мы звоним им на сотовый и пишем смс за свой счет. Плюс к этому мы, учителя, сейчас еще должны на неделю таблицы для завучей составлять и сканы (фото) работ учащихся им отсылать. А классным руководителям вообще и спать некогда — попробуйте донести информацию и собрать заявления с целого класса дистанционно!».

Пишу Все публикации автора »
3
0
2060
КОММЕНТАРИИ2
0
Я очень сочувствую педагогам. И какое счастье, для меня, как для работающего родителя, что у меня ребенок всего лишь в первом классе
0
Да, рабочий день учителей во многих случаях стал абсолютно ненормированным. Очень жаль, что наша система образования оказалась совершенно не готова к он-лайн обучению. Потому что в итоге всем приходится выполнять двойную работу: и учителям, и ученикам, и родителям, на которых все это свалилось поверх своей собственной работы..
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ